Политические элиты и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

1. Определение политической элиты

Термин "элита" происходит от французского слова elite - что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" - "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".

В своем первоначальном, этимологическом  значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или  антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном зерне, элитных животных и растениях, о  спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают  их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания  ставить вопрос о политической элите  как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.

Элиты присущи всем обществам и  государствам, ее существование обусловлено  действием следующими факторами:

1) психологическим и социальным  неравенством людей, их неодинаковыми  способностями, возможностями и  желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда,  который требует профессионального  занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью  управленческого труда и его  соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования  управленческой деятельности для  получения различного рода социальных  привилегий. Известно, что политико-управленческий  труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5) практической невозможностью  осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких  масс населения, главные жизненные  интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обуславливают  элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. - это политическая элита власти, оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), административную - это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом.

Таким образом, элитарность современного общества - это реальность. Устранить  же политическую элитарность можно  лишь за счет общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа - это скорее привлекательный  идеал, утопия, чем реальность.

 

Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительность элиты, т.е. представление различных  слоев общества, выражение их интересов  и мнений в политической элите. Такое  представительство зависит от многих причин. Одна из них - социальное происхождение  и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью  к элите, поскольку вхождение  в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого.

Политическая элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие  позиции в обществе, обладающая в  максимальной степени политической властью и возможностью влияния  на общество. Она является основным источников руководящих кадров для  институтов власти того или иного государства или общества.

Элита охватывает наиболее влиятельные  круги и группировки экономически и политически господствующего  класса. Это люди, которые сосредоточили  в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это  профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены  концентрируют в своих руках  власть путем монополизации права  на принятие решения, на определение  целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.

2. Исследование политических элит

Элита - это те люди, которые в  силу своего стратегического положения, занимая руководящие должности  в государственных и частных  организациях, достаточно влиятельны для того, чтобы от них зависело принятие решений и национальная политика.

Определив понятие "элита", нужно  найти способ идентификации этой социальной группы.

В современной науке используется одно из трех методов выявления элиты:

1) Позиционный анализ; 2) Репутационный анализ; 3) Анализ принятия решений.

Широкое распространение получил  позиционный анализ, основанный на предположении, что "формальные государственные  институты предоставляют вполне адекватную карту отношений в  иерархии власти". Главным преимуществом  подобного метода, в его простоте: достаточно найти списки депутатов, схему организационной структуры  правительства, - и элита может  быть выявлена и даже ранжирована  по степени влияния. Но в то же время  этот метод имеет серьезные недостатки. Ведущие роли в политических играх  могут исполнять люди, не занимающие никаких официальных постов, но оказывающие  косвенное воздействие на тех, кому по статусу принадлежит право  принятия решений.

 

Вторым по широте употребления является метод репутационного анализа, впервые примененный Ф. Хантером в его новаторской работе, посвященной исследованию структуре власти в Атланте. Сторонники подобного метода исходят из того, что для выявления людей, обладающих властью, необходимо опросить активных наблюдателей или участников политических событий: их экспертные оценки позволят отличить тех, кто занимает высокие посты, но реально бессилен, от тех, кто на деле влияет на происходящее на политической сцене. И действительно, использование репутационного анализа дает возможность приблизить результаты идентификации элиты к реальной ситуации, хотя и данный метод не свободен от недостатков. Мнения экспертов всегда субъективны, на них прямым образом сказываются степень их осведомленности и личные предпочтения. Соответственно, стоит лишь сменить состав экспертов, и результат анализа окажутся уже иными.

Редко используется метод, анализа  принятия решения, то есть выявления  элиты путем идентификации тех, кто реально принимает важнейшие  решения. Это метод может считаться  наиболее точным. Однако подавляющая  часть исследователей избегает обращаться к анализу. При анализе какой - либо одной группы решений можно  выявить только узкоспециализированный слой элиты. Этот метод еще плох тем, что вне поля зрения остаются лица, непосредственно не участвующие  в процессе принятия окончательного решения, но влияющие на формирование повестки дня предстоящего обсуждения.

3. Сущность и характерные особенности политического лидера

История изучения политического лидерства  представляет собой пример обширного  многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами.

Но проблему политического лидерства  нельзя рассматривать однобоко, политический лидер, по моему мнению, должен сочетать в себе все эти качества.

В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных  и харизматических в зависимости  от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются  на вековые традиции ни у  кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран)

2. Легальные лидеры - должны получить  власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3. Харизматические лидеры - они  стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на  внешнюю силу, а на некое необычное  личное качество, которое М. Вебер  называет "Харизмой" (в раннехристианской  литературе этот термин обозначает "боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть. (Томиньский - Польша, Лафонтен - Германия, Жириновский)

Существуют четыре собирательных  образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

1. Лидер - знаменосец - отличается  собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой  людей, определяет характер происходящего,  его темп, формирует политическую проблематику.

2. Лидер - служитель - выражает  интересы своих приверженцев. Он  действует от их имени, и  задачи приверженцев являются  для такого лидера центральными.

3. Лидер - торговец - основывает  свои отношения с избирателями  на способности убедить избирателей  в своей стратегии, пойти на  какие-то уступки, тем самым  добиться поддержания своей политики.

4. Лидер - пожарник - реагирует на  требования масс, вызванные конкретной  ситуацией, что и определяет  его действия по тушению пожаров.

Согласно самой распространенной в современной науке концепции  политического лидерства, поведение  лидера представляет собой результат  взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств  его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2. Она ставит пред ним проблемы.

3. Она ставит условия, в которых  лидеру придется эти проблемы  решать, в частности круг его  потенциальных противников и сторонников.

4. Качества и способности необходимые современному лидеру

Первым и необходимым качеством  политического лидера является его  способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей  деятельности интересы широких масс. Л. Троцкий в книге "Что такое  СССР и куда она идет" писал, например, что Февральская революция подняла  к власти Керенского и Церетели не потому, что они были "умнее" и "ловчее", чем царская клика, а потому, что они представляли, по крайней мере, временно, революционные  народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную  демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с  теорией Ленина, удалось, наконец, повести  за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность  лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень  густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К  тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык и терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического  времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать  политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение.

Информация о работе Политические элиты и лидерство