Политический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Вложенные файлы: 1 файл

мировые общ полит процессы.docx

— 77.30 Кб (Скачать файл)

"Политический  процесс" 

Понятие и  основные виды политических процессов   

 Политический  процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.  

 Термином "процесс" (от лат. "processus" - продвижение)  обычно характеризуют определенное  движение, какой-либо ход, порядок  движения, имеющий свое направление;  последовательную смену состояний,  стадий, эволюции; совокупность последовательных  действий для достижения какого-либо  результата.  

 Основные виды политических процессов: 

 › формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; 

 › воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; 

 › принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.  

 Взаимосвязь этих процессов  рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение  постоянства, незыблемости политических  отношений и их изменения, на  придание им динамики, обновления.  

 

Экстремальные виды политического процесса  

 В зависимости от  исторической эпохи, социального  состава участников восстания  характеризуются большим разнообразием.  Их различают по степени интенсивности,  длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным  и психологическим импульсам,  которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый  уровень организованности, большую  роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование  в несложной программе, лозунгах.   

 Наличием определенной  степени организованности, целенаправленности  восстание отличается от бунта  - массового действия, имеющего очень  высокую степень интенсивности,  активности его участников, но  еще больше ограниченного временем  протекания, а также проблемой,  причиной, его вызвавшей.  

 Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.  

 Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятежников обычно составляет армия.   

 С присоединением к  его инициаторам более широкого  состава участников мятеж быстро  теряет качество организованного,  целенаправленного действия, приобретает  такие черты, как предельная  широта предъявляемых обществу  обвинении, нетерпимость к цивилизации,  какому бы то ни было руководству,  встает на путь его тотального  отвержения. Человек здесь подчинен  эмоциям, а его действия все  более теряют связь с реальными  условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро  придает мятежу качества бунта,  он исчерпывает свой преобразовательный  потенциал и затухает.  

 Если массы не присоединяются  к мятежникам, то мятеж становится  путчем, то есть выражается в  вооруженных действиях, не опирающихся  ни на широкую поддержку, ни  на учет ситуации, ни на продуманную  программу. 

 

Типы  политических процессов  

 По способам достижения  динамического равновесия политической  системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность  политических изменений, можно  выделить три типа политических  процессов: 

 ≈ технократический;  

 ≈ идеократический;  

 ≈ харизматический.   

 Эта классификация  представляет собой результат  теоретического допущения, вычленения  некоторых идеальных типов, которые  в политической практике тесно  взаимосвязаны, переплетены.  

 Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.  

 Данный тип сложился  в странах с относительно высокой  однородностью культурной среды  - в англосаксонских странах. Приверженность  большинства населения традициям  обеспечивает стабильность политической  системы, сохранение высокой эффективности  ее политических институтов, поскольку  лидеры выступают в качестве  носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно  представляют.  

 Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.  

 Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером.  

 Харизматический тип  политических изменений бывает  эффективным при условии, если  дополняется технократическим и  идеократическим политическими   процессами.   При   незрелости  гражданского   общества  и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог.  

 Харизма лидера может  основываться либо на его должностном  статусе, либо на его способности  выражать чаяния подавляющего  большинства членов общества, используя  при этом недовольство, протест  и обещая непременно изменить  ситуацию к лучшему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 9. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 

 

Политика предстает перед  наблюдателем прежде всего как череда событий: глава государства сделал такое-то заявление, депутаты парламента приняли такой-то закон, политическая партия провела очередной съезд, трудящиеся в столице вышли на митинг. Мы произвольно перечислили  несколько событий, но они являются достаточно типичными для политической жизни современного общества. Политология  стремится к изучению и этой стороны политической реальности, т.е. к выявлению внутренней последовательности тех или иных политических событий и существующей между ними причинно-следственной связи. Для обозначения этого направления политологических исследований вводится понятие «политический процесс».  

 

1. Особенности  политического процесса, его основные  виды 

 

Политический процесс  — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий. Политический процесс  раскрывает все многообразие, сложность  и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем  видеть, как в реальных поступках  людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, акте противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно  сказать, что политический процесс  это последовательность событий, в  которых усилиями людей воспроизводятся  и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки  индивидов и социальных групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного  мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими  людьми.

Остановимся подробнее на некоторых основных особенностях политического  процесса. Прежде всего отметим, что  политический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте физического пространства. Это может быть здание парламента, площадь, телестудия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади может собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцентрироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий.

Политические структуры  в отличие от политического процесса не имеют ни временной, ни пространственной обусловленности. Государственная  Дума, независимо от того, в какое  время и в каком помещении  она будет заседать, останется  российским парламентом с перечисленными в Конституции правами и полем  ответственности. Однако события в  самой Гос думе способны развиваться  по-разному. Депутаты, например, если их вдруг переведут в другое здание, могут начать высказывать претензии, связанные с отсутствием необходимых  условий для полноценной работы.

«Протекание» событий  во времени, т.е. временная обусловленность  политического процесса, кажутся  нам настолько обычным делом, что мы нередко не отдаем себе отчета о значимости времени в политике. Но временная обусловленность политического  процесса позволяет описывать его, выделяя, этапы или фазы, что дает возможность структурировать сам  процесс, определять изменение его  динамики. 

Фактор времени постоянно  напоминает еще и о том, что политический процесс необратим. Если в стране начался конфликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так  называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполнительной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного документа. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

Второй особенностью политического  процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создаваемых не абстрактными личностями, а реально живущими индивидами, непохожими друг на друга, отличающимися своими  взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэтому каждое политическое событие по-своему уникально. Митинги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми решениями и т.д.

Третьей особенностью политического  процесса является его сложность, многоуровневость и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политических событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выделим уровни и виды политического процесса.

Уровень политического процесса — это масштабность происходящих политических событий, их значимость. Можно выделить четыре уровня политического  процесса:  

политические  события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов, описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков;

Однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности  в политические события;  

политические  события, в которые оказались  вовлечены члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее рядах, об участии ее представителей, активистов в различных акциях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно несвязанными между собой. Эта несвязанность событий позволяет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непосредственной причинно-следственной связи;  

политические  события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень политического процесса позволяет  нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа политического процесса является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране;  

Информация о работе Политический процесс