Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:01, реферат
Цель моего реферата - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.
Начну с определения политического режима. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
1 СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА………………...………………4
2 ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ…………………………………….…6
2.1 Тоталитаризм………………………………………………………………….6
2.2 Авторитарные режимы……………………………………………………….8
2.3 Демократические режимы……………………………………………..……10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…
2 ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ……………
2.1 Тоталитаризм………………………………………………
2.2 Авторитарные режимы……………………………
2.3 Демократические режимы……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ВВЕДЕНИЕ
Цель моего реферата - разобраться
в многообразии политических
режимов, отличиях этого
Начну с определения
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Политический режим — одна из ключевых, властнообразующих категорий политической науки. Эта понятие широко используется для характеристики власти, политической системы общества, методов управления.
Политический режим (от лат.
regimen — «управление») характеризует
совокупность приемов и
Другой всемирно известный
французский политический социо
1) конституция, интерпретируемая политиками как способ правления (авторитарный, демократический, тоталитарный и т.д.);
2) характер партийной системы
(однопартийная, двухпартийная,
3) способ функционирования режима (избирательный закон, выборы, функционирование парламента, отношения между парламентом и правительством);
4) роль групп давления и интересо
5) характер политического
Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.
«Понятие политического режима, получив распространение в западно- европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику — верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики — обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме».
Политический режим нередко
рассматривается в качестве
Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое, в общем и целом, характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический режим — это
сложная, многоплановая
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Тоталитаризм
«Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis — «весь», «целый», «полный») было впервые использовано в 20-е гг. XX в. итальянскими исследователями Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее эта категория была рассмотрена в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)».
При тоталитарном режиме государственная власть строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии, властной организации или военной хунте. Главой государства и правительства, как правило, пожизненно становится неподотчетный лидер, концентрирующий в своих руках высшие законодательные, исполнительные, а иногда и судебные функции. Население страны практически отстраняется от участия в системе управления государством, поскольку представительные органы либо упраздняются, либо формируются с нарушением принципа всеобщего избирательного права: в гитлеровской Германии, например, часть депутатов рейхстага могла быть назначена непосредственно фюрером, тогда как остальные «избирались» нацистской партией. Органы власти автономных образований и местного самоуправления заменяются назначаемыми свыше «эмиссарами» либо утрачивают самостоятельность.
С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур — армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.
Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического уничтожения обычно не требуется даже формальных юридических процедур.
Характерная особенность
2.2 Авторитарные режимы
Авторитарные режимы, выражая
интересы соответствующих
«Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во вне-политических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, может направляться как на поддержку национального капитала, так и олигархических групп, связанных с режимом».
Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах Арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.
Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Республики Корея, о. Тайвань и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий быстрого экономического развития «конструктивный потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться и, по-видимому, наступает время определенных демократических реформ. Повышение образовательного и культурного уровня населения ряда, ранее экономически отсталых регионов мира, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление международных контактов в условиях глобализации — все это является стимулом к осуществлению тех или иных демократических преобразований.
2.3 Демократические режимы
Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». 7 Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. Характерные черты демократических режимов:
1) признание народа в качестве
источника власти: выборность основных
органов власти и должностных
лиц, их подотчетность
2) провозглашение основных