Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:29, реферат
Цель работы – исследование сущности и методов политического прогнозирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность политического прогнозирования;
- исследовать типы политического прогнозирования;
- охарактеризовать стадии политического прогнозирования;
- определить методы политического прогнозирования.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность политического прогнозирования…………………………………………………….4
2.Типы и методы политического прогнозирования………………………………………………6
2.1.Типы политического прогнозирования………………………………………………………..6
2.2.Стадии политического прогнозирования……………………………………………………...8
2.3.Методы политического прогнозирования……………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………………...13
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Сущность политического прогнозирования………………………………………
2.Типы и методы политического прогнозирования………………………………………
2.1.Типы политического прогнозирования………………………………………
2.2.Стадии политического прогнозирования………………………………………
2.3.Методы политического прогнозирования………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Прогнозирование – это опережающее
представление о
Ныне основной вопрос для нас – это будущее России. Но оно так неопределенно, что сковывает энергию и инициативу людей. Чтобы знать будущее своей страны, преодолеть гнетущую неопределенность, люди разрабатывают различные программы. Это, например, «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Конституция» А. Сахарова, программы различных партий и движений и др.
Именно с помощью прогноза субъект управления может уже сегодня определить, какая из программ наиболее оптимальна. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование – это специальные научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.
Объект исследования – политическое прогнозирование.
Предмет исследования – сущность и методы политического прогнозирования.
Цель работы – исследование сущности и методов политического прогнозирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность политического прогнозирования;
- исследовать типы политического прогнозирования;
- охарактеризовать стадии политического прогнозирования;
- определить методы политического прогнозирования.
Методами исследования являются: анализ; изучение и обобщение научной литературы; сравнение полученных данных.
Структура работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Название глав отображает их содержание.
1.Сущность политического прогнозирования
Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.
Прогнозирование обычно понимают в
широком и узком значении. В
широком – это выработка
Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.
Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.
Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.
Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.
Объект политического
Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.2
В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.
На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
2.Типы и
методы политического
2.1.Типы политического прогнозирования
Каждый прогноз
Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.
В словаре – справочнике читаем: прогнозирование политическое – процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях и сроках его осуществления. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.3
Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.
Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.
В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.
Некоторые политологи подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные. Объективные – это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.4
Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Прогнозов высказывается много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и др. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковый и нормативный.
Поисковый прогноз
– это определение возможных
состояний политического
Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
Среди других критериев
классификации политического
Так, в соответствии с периодом, на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:
1. Оперативное (до месяца)
2. Краткосрочное (от 1 месяца до 1 года)
3. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)
4. Долгосрочное (от 5 до 15 лет)
5. Сверхдолгосрочное ( более 15 лет)
В соответствии с его направленностью:
2.2.Стадии политического прогнозирования
Процедура политического прогнозирования предполагает следующие основные стадии:
1. Предпрогнозная ориентация, включающая определение объекта, проблемы, задач, времени, рабочих гипотез и методов.
2. Определение прогнозного фона, т.е. выбор основных факторов, влияющих на развитие исследуемого объекта.
3. Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта.
4. Составление исходной модели,
т.е. системы показателей.
5. Прогнозный диагноз – исследование основных тенденций развития объекта.
6. Разработка прогноза
7. Оценка степени достоверности
и постоянная корректировка