Политическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:29, реферат

Краткое описание

Цель работы – исследование сущности и методов политического прогнозирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность политического прогнозирования;
- исследовать типы политического прогнозирования;
- охарактеризовать стадии политического прогнозирования;
- определить методы политического прогнозирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность политического прогнозирования…………………………………………………….4
2.Типы и методы политического прогнозирования………………………………………………6
2.1.Типы политического прогнозирования………………………………………………………..6
2.2.Стадии политического прогнозирования……………………………………………………...8
2.3.Методы политического прогнозирования……………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

539 политология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1.Сущность политического прогнозирования…………………………………………………….4

2.Типы и методы политического прогнозирования………………………………………………6

2.1.Типы политического прогнозирования………………………………………………………..6

2.2.Стадии политического прогнозирования……………………………………………………...8

2.3.Методы политического прогнозирования……………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прогнозирование – это опережающее  представление о действительности. Оно является разновидностью интеллектуальной деятельности человека, одной из функций  человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущего которых он не знает, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых им в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.

Ныне основной вопрос для нас  – это будущее России. Но оно  так неопределенно, что сковывает  энергию и инициативу людей. Чтобы  знать будущее своей страны, преодолеть гнетущую неопределенность, люди разрабатывают  различные программы. Это, например, «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Конституция» А. Сахарова, программы различных партий и движений и др.

Именно с помощью прогноза субъект  управления может уже сегодня  определить, какая из программ наиболее оптимальна. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование – это специальные  научные исследования процессов, явлений, в итоге которых из уже известных сведений о прошлом и настоящем исследуемого объекта получают представление о возможном будущем его состоянии.

Объект исследования – политическое прогнозирование.

Предмет исследования – сущность и методы политического прогнозирования.

Цель работы – исследование сущности и методов политического прогнозирования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность политического прогнозирования;

- исследовать типы политического прогнозирования;

- охарактеризовать стадии политического прогнозирования;

- определить методы политического прогнозирования.

Методами исследования являются: анализ; изучение и обобщение научной литературы; сравнение полученных данных.

Структура работы выражается в ее содержании.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Название глав отображает их содержание.

1.Сущность  политического прогнозирования

 

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в  широком и узком значении. В  широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».1

Основная причина, побуждающая  человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится  в социальной сфере во взаимосвязи  с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере  как научное предсказание, предвидение  будущего состояния объекта требует  информации о прошлом и настоящем  состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования  очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.2

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов  строится на различных критериях  в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз  – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Типы и  методы политического прогнозирования

 

2.1.Типы политического прогнозирования

 

Каждый прогноз разрабатывается  с целью добиться ускоренного  развития общества в желательном направлении и избежать нежелательных результатов. Прогноз, как новое знание  включает, с одной стороны, знания о свойствах  объектов, существующих в действительности, наблюдаемых или ненаблюдаемых в период прогнозирования, а с другой – знания о свойствах объектов, которых в период прогнозирования еще нет. Прогноз создает идеальный образ, модель, описание вероятных процессов, событий.

Одним из важных направлений прогнозирования  общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

В словаре –  справочнике читаем: прогнозирование  политическое – процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях и сроках его осуществления. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.3

Практика прогнозирования  и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз  должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Некоторые политологи подразделяют методы политического  прогнозирования на объективные  и спекулятивные. Объективные –  это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях. В данном случае и решение принимается на этой же основе. К таким методам относятся экстраполяция, моделирование, экспертиза и некоторые другие. Спекулятивные – это такие методы, которые основываются на интуитивных рассуждениях, на осмыслении оснований науки и культуры. К подобным методам относятся коллективная генерация идей («мозговая атака»), написание сценариев, прогнозные графы и многие другие.4

Политическое  прогнозирование – это часть  практической политики. Прогнозов высказывается  много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и др. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковый и нормативный.

Поисковый прогноз  – это определение возможных  состояний политического явления, процесса, события в будущем. Такой  прогноз отвечает на вопрос: что  вероятнее всего произойдет при  условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз  представляет собой определение  путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Среди других критериев  классификации политического прогнозирования  выделим следующие.

Так, в соответствии с периодом, на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:

1. Оперативное (до месяца)

2. Краткосрочное  (от 1 месяца до 1 года)

3. Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)

4. Долгосрочное (от 5 до 15 лет)

5. Сверхдолгосрочное ( более 15 лет)

В соответствии с его направленностью:

  1. Внутриполитическое
  2. Внешнеполитическое

 

2.2.Стадии политического прогнозирования

Процедура политического прогнозирования предполагает следующие основные стадии:

1. Предпрогнозная ориентация, включающая  определение объекта, проблемы, задач,  времени, рабочих гипотез и  методов.

2. Определение прогнозного фона, т.е. выбор основных факторов, влияющих на развитие исследуемого объекта.

3. Прогнозная ретроспекция –  исследование истории развития  объекта.

4. Составление исходной модели, т.е. системы показателей. Параметров, отображающих структуру и характер политического объекта.

5. Прогнозный диагноз – исследование основных тенденций развития объекта.

6. Разработка прогноза политического  объекта и его фона.

7. Оценка степени достоверности  и постоянная корректировка выработанных  прогнозов в связи с появлением  новых, не учтенных ранее факторов  и тенденций политического развития, отказ от неоправдавших себя вариантов.5

Информация о работе Политическое прогнозирование