Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:18, контрольная работа
Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки понятия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта. Различные философские направления по-разному рассматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизованной материи - мозга - и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социологической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия, интересов и представления различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Политическое сознание: понятие, специфика, структура, виды………..3
Сущность, структура, функции и типология политической культуры. Факторы, определяющие формирование политической культуры. Особенности политической культуры населения Республики Беларусь……..8
Задание № 5, стр. 28 по учебному пособию-практикуму «Политология в упражнениях и заданиях» (Витебск, 2004): Распространенным стало утверждение: демократия - это диктатура закона. Исчерпывает ли данная формулировка содержание и сущность демократии? Аргументируйте свою позицию……………………………………………………….…………………17
Список использованной литературы……………………………………18
Содержание:
Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки понятия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта. Различные философские направления по-разному рассматривают природу сознания. Идеализм исходит из того, что сознание развивается спонтанно и может быть понято исключительно из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от явлений общественной жизни. Оно представляет собой свойство высокоорганизованной материи - мозга - и выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира. С социологической точки зрения, сознание выступает прежде всего как отображение в духовной жизни людей их общественного бытия, интересов и представления различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия - всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непременным составляющим элементом [1, с.206-207].
В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.
Исходным пластом политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей [2, с.194].
Политическое сознание представляет собой исторический продукт: оно возникает и формируется с разделением общества на классы, слои, социальные группы, с появлением государства и политики как специфической формы общественной жизни. Политическое сознание - это отражение и осознание людьми своего политического бытия, политической действительности, интересов и целей политических сил общества, это совокупность идей, теорий, воззрений, представлений.
По сравнению
с другими формами
а) оно более динамично, подвижно, так как непосредственно отражает реальные условия жизненного бытия людей и в большей мере реагирует на все изменения этих условий. К примеру, христианство хотя и претерпело эволюцию за 2000лет, но его основные заповеди, догматика остались неизменными. Политическое же сознание может кардинальным образом измениться буквально в течение нескольких лет (особенно в годы социальных потрясений);
б) политическое сознание более идеологично в отличие от других форм общественного сознания [3, с.135].
В зависимости от характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве постепенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания как - когнитивная(потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствие с определенными целями, идеалами). [1, с.195].
Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества [3, с.208].
В структуре политического сознания выделяют:
а) теоретико-научное осмысление политических реалий (политология и другие общественные науки);
б) эмпирическое, обыденное восприятие политики, политической реальности, не имеющее концептуальной формы, а складывающееся на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, оно включает некоторые элементарные политические знания, социально-психологические установки;
в) в политическое
сознание включаются и такие компоненты,
как нормы и правила
Политико-теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.
Компонентом теоретического сознания выступает политическая идеология. Научная теория дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной. Идеология, давая знание, вместе с тем содержит оценку, выражает определенное отношение к предмету знания. Это обусловлено интересами социальных групп, с позиций которых в идеологии отражается действительность.
В этой связи важно знать, чем определяется характер взаимосвязи науки и идеологии. Он зависит от конкретно-исторических и социальных условий, места и роли социальной группы в общественном прогрессе социального слоя, который выступает носителем данной идеологии.
Рассматривая
второй структурный элемент
Особенно рельефно
уровень политического сознания
проявляется в поведении
В политической жизни нередко можно встретить термин «классовое политическое сознание», которое представляет широкую совокупность самых различных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического сознания, рациональных и далеких от науки представлений.
По мнению политологов, социологов, появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социально-экономических и политических отношений в современных условиях. Как правило, массовое политическое сознание, разнообразное как по форме, так и по содержанию в условиях любого общества, но особенно это проявляется в республиках постсоветского пространства. Об этом свидетельствует возникновение в этих странах различных общественно-политических объединений, партий, движений, в том числе и асоциальной направленности. В условиях, когда длительное время не удовлетворяются потребности, интересы и социальные ожидания значительной части населения, нарастает социально-политическая напряженность в обществе, что находит выражение в политическом сознании, в общественных настроениях и массовых действиях, в том числе и деструктивных.
Для более полной характеристики политического сознания следует остановится на некоторых его категориях, типах. Условно можно выделить следующие категории политического сознания: политическое настроение (политическая решимость, апатия, политическая неуверенность); политическое мнение; политическое воображение; политические мифы; политический имидж (образ политика); политический кредит доверия; «козел отпущения» в политике и др. Последняя категория имеет историческую подоплеку. У древних иудеев существовал обычай: раз в год выбирали одного козла и «перекладывали» на него все грехи племени, а потом прогоняли его на верную смерть (отпускали). К сожалению, образно говоря, этот древний обычай все чаще используют «сильные мира сего» в сложившемся однополярном мире. Такими «козлами отпущения» оказались целые народы - Югославии, Ирака, Судана, сюда же можно отнести и политику двойных стандартов, проводимую рядом стран по отношению к неугодным, на их взгляд, государствам, которые стремятся вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Причем всеми доступными средствами буквально вдалбливается в сознание людей правомерность своих действий [3, с.136-138].
В марксистской литературе традиционно выделяются следующие типы классового политического сознания: буржуазное, мелкобуржуазное, пролетарское.
В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида; консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ориентирующимся на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; националистским, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими.
В зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту выделяют этатистское политическое сознание, ориентирующееся на активное участие государства в общественных процессах, и анархистское политическое сознание, ориентирующееся на бессгосударственное регулирование общественных процессов.
В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества можно выделить демократический, авторитарный, тоталитарный типы политического сознания [1, с.221-222].
В заключение освещаемого вопроса следует подчеркнуть, что на этапе современного развития общества значительно возрастает роль политического сознания. Это обусловлено тем, что интенсивно идет процесс политизации общественной жизни, выражающийся в деятельности многочисленных партий, общественно-политических групп и движений, в разнообразии мнений, взглядов.
Факторы, определяющие формирование политической культуры. Особенности политической культуры населения Республики Беларусь.
Политическая культура фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.
Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.
Информация о работе Политическое сознание: понятие, специфика, структура, виды