Политология как наука: история становления, современное состояние, предмет и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Политология пришла из Западной Европы. Политология, как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.
Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Предметом политологии является изучение законности развития политических процессов.

Содержание

1. Предмет, методы и функции политологии
2. Политические идеи Древнего мира
3. Политические учения Средневековья
4. Политические учения Нового времени
5. Становление и развитие политической мысли в Украине
6. Классификация современных политических концепций и теорий
7. Политическое прогнозирование

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политология как наука: история становления, современное состояние, предмет  и задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет, методы и функции политологии
  2. Политические идеи Древнего мира
  3. Политические учения Средневековья
  4. Политические учения Нового времени
  5. Становление и развитие политической мысли в Украине
  6. Классификация современных политических концепций и теорий
  7. Политическое прогнозирование

 

1. Предмет, методы и функции политологии

Политология пришла из Западной Европы. Политология, как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.

Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Предметом политологии является изучение законности развития политических процессов.

Элементы политики:

1. Теория политики - философское  обоснование политики.

2. Теория политических институтов и систем: государство, партии, политические режимы, общественные организации.

3. Теория международных отношений: ведение войн, проблемы национальной и мировой политики, решение проблем мира и войны.

4. Теория социальных  компонентов власти и управление  в обществе: правительства, правящих  элементов, лидерства.

5. Политическая идеология  и теория политических учений.

 

Методы политологии.

1. Диалектический - учение о развитии. Раскрывает взаимосвязи между политикой общества, между обществом и культурой, обществом и человеком, обществом и нравственностью. Это универсальный метод.

2. Социологический - накопление и систематизация материала, анкетирование.

3. Коммуникативный - изучает элементы политического процесса во взаимодействии и развитии.

4. Сравнительный. Чей-то опыт нельзя копировать, а сравнить можно.

5. Системный. Элементы политической системы сливаются в единый процесс.

 

Функции:

1. Гноссеологическая (познавательно-объянительная): информация о роли государства, знания о политике.

2. Прогностическая - прогнозирование последствий принимаемых решений. Взгляд в будущее, как в жизни использовать полученные знания.

3. Критическо-мировоззренческая - подвергает критике политические, социальные взгляды, помогает найти ценные аспекты политического учения.

4. Инструментально-прогматическая. Как принять решение? Как найти выход из тяжелой политической ситуации?

 

Сущность  и содержание политики.

Политология изучает  политику.

Политология - это наука  и искусство. Политология - взаимоотношения  между нациями и государством. Политология - это цепь компромиссов.

Политология - реальная комбинация компромиссов, интересов, поли-тических пристрастий. Все экспромты в политике предусмотрены.

 

 

  1. Политические идеи Древнего мира

Рассматривая вопрос о политике и политических учениях Древнего мира необходимо обратить внимание на то, что история социально-политических учений является одной из важнейших составляющих духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, интересовавшихся проблемами общественной и государственного устройства, политики, взаимоотношениями личности и общества.

Следует сосредоточить внимание на том, что первые попытки объяснить общественные порядки были еще во времена разложения общинного строя и возникновения классового общества. В мифах древних египтян и индусов, вавилонян и китайцев, персов и евреев нашли свое отражение попытки понять основы общественной жизни, природы власти. В этих мифах обосновывались идеи божественного происхождения человеческих взаимоотношений, вечности и неизменности социального устройства.

Настоящей вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия Древней Греции. Достижение этого народа, которые удивляют нас до сих пор, во многом поясняются сложившимся в Элладе типом государства и общества. Речь идет о полисах – государствах, которые представляли собой общины свободных граждан. Форма такой организации общины возникла вследствие победоносного развития демократических движений, в которых народ (демос) в борьбе с родовой знатью отстоял свое право на свободу. Социальное мышление постепенно освобождалось от мифологических идей. На почве демократических учреждений полиса в период наивысшего расцвета государственности в Греции (V-IV вв. До н.э.) возникли и закрепились идеи о равных правах граждан полиса, а также представления о свободном человеке, принципиально отличается от раба. Мыслители Древней Греции активно разрабатывали учение, в которых обосновывалась идея совершенства и эффективности функционирования рабовладельческого государства.

Мнения аристократии выражал Платон (427-347 гг до н.э.). Его идеи оказывали огромное влияние на всю последующую историю социально-политической мысли.

Платон мечтал основать идеальное государство. Он даже написал  специальное произведение под названием  «Государство». Политический идеал  Платона - аристократический государственный  строй, «власть лучших». Он выступает с резкой критикой рабовладельческой демократии, осуждает не только демократию - с ненавистью относится к тирании, олигархии (власти богатых), тимократии (власти военных). Всем этим формам организации власти мыслитель противопоставляет свой проект совершенного государства и правления.

Основная суть платоновского  государства - справедливость, которая  заключается в тщательном выполнении каждым членом общества своих обязанностей. Последние определяются природными наклонностями человека. Во главе такого государства стоят философы, которые на основе вечных идей мудро управляют обществом.

Огромную роль в истории  социально-политической мысли сыграл другой античный мыслитель Аристотель (384-322 гг до н.э.). Аристотель рассматривал государство, которое он как-то отождествлял с обществом, как форму общения граждан. Человек, по его мнению, является существом политическим, и он может себя реализовать только в обществе и через общество. Государство, утверждал Аристотель, возникло не из-за соглашения между людьми, а естественным путем - из семьи и поселений как наиболее совершенная форма общения людей. Цель создания государства заключается не только в том, чтобы решать экономические и политические вопросы, но и в том, чтобы не позволять людям делать несправедливость, помогать им удовлетворять материальные потребности.

Политическая мысль  античного мира не ограничивалась Древней  Грецией. Значительные достижения характеризуют  также древнеримскую политическую мысль. Наиболее выдающимся политическим мыслителем Древнего Рима был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до п. э.). Он оставил после себя обширное интеллектуальное наследие. Но в наиболее полном и систематизированном виде его политические идеи изложены в работах «О государстве», «О законах».

Будучи образованным человеком, Цицерон был очень хорошо знаком с политическими учениями Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Воспринимая многие их идеи, он адаптировал их к политическим реалиям Древнего Рима. Государство Цицерон понимал как общее дело, общее состояние всего народа. Он, как и Платон, и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов.

Цицерон, как и древнегреческие  мыслители Платон и Аристотель, отмечал  односторонность «чистых» форм государственного правления. Для него одинаково неприемлемым было властвование в виде тирании, клики  богатых и знатных или толпы. Наилучшей формой правления, полагал мыслитель, является смешанный вариант известных форм правления, представляющий собой совокупность лучших качеств этих форм. Смешанная форма правления стабильна. Ее стабильность, писал Цицерон в работе «О государстве», гарантируется осуществлением «равномерного распределения прав и полномочий с тем, чтобы достаточно власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». На современном языке что означает, что в теоретических изысканиях Цицерона содержится прообраз теории разделения властей, как одного из важнейших принципов правового государства.

 Значительна заслуга  древнеримского мыслителя в обосновании  принципа необходимости и обязательности  соблюдения договоров в международных отношениях. Им заложены основы теории международного права.

 

 

  1. Политические учения Средневековья

 

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века.

 Средние века в  истории человечества, как известно, приходятся на становление и  развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.

Эпоху Средневековья  обычно подразделяют на три периода:

1) раннефеодальный, 

2) расцвет феодального  строя 

3) позднее средневековье.

 Для политической  мысли средних веков характерно  доказательство того, что высшей  властью в обществе является власть духовная (власть церкви).

 В период раннего  средневековья наиболее крупным  мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма. Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде Божьем». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения». Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.

С наибольшей полнотой дух  эпохи средних веков получил  отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225—1274) — философа, теолога, явившегося основоположником томизма. Им написан ряд трудов, в которых он рассмотрел проблемы политики, государства. Наиболее важными из них для понимания политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Государство, по Ф. Аквинскому, — результат божественного творения. Божественное провидение придает государству  стройность, дифференцированность. Первичным источником власти, которая позже передана одному или нескольким лицам, полагал он, явилось все человеческое сообщество, народ. Власть государя обусловлена божьей волей. Государь не только правитель государства, но и его творец. Государю, по мнению Аквинского, подчиняются все. Однако, светской власти подчиняются лишь «тела людей, а не души». Верховная власть принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, утверждал он, настолько власть духовная выше земного государя.

Фома Аквинский допускал возможность сопротивления государственной власти вплоть до восстания. Но это, по его мнению, позволительно только в том случае, когда государственная власть действует в богопротивных интересах. В борьбе церковной и светской власти за влияние и господство он был на стороне церкви. Это вполне отчетливо выражается в нетерпимости Ф. Аквинского ко всякого рода ересям. Он теоретически обосновывал необходимость церковной инквизиции, видя в ней средство сохранения чистоты веры.

 За свои труды  по реализации интересов католической церкви Фома Аквннский был причислен к лику святых. Его учение (томизм) в 1879 году было объявлено «единственно истинной» философией католицизма. Оно очень влиятельно во многих странах Европы и в настоящее время.

 

  1. Политические учения Нового времени

 

Политические теории Нового  времени  были  направлены  на  обоснование возможности  устройства  общества  на  принципах  рационализма,  свободы   и гражданского  равенства.  Одни  теории  отражали  требования   зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев.  Исходя  из  принципов естественного  права,  согласно   которым   каждый   человек   рождается   с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное  развитие,  на  труд,  участие  в делах общества и государства, мыслители нового времени  стремились  доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период  феодальных политических порядков и учреждений.  Выводы  политической  науки  той  эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение  назревших социальных проблем.

Информация о работе Политология как наука: история становления, современное состояние, предмет и задачи