Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:03, контрольная работа
Впервые в российской истории значительная часть политической элиты стала формироваться в условиях открытой конкурентной политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех». Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с помощью которых ведутся избирательные кампании.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Что такое «черный ПР»?...............................................................................5
2. Технологии «черного ПР»………………………………………………...9
3. Грязные политические технологии в российских избирательных кампаниях……………………………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Что такое «черный ПР»?..........................
2. Технологии «черного ПР»………………………………………………...9
3. Грязные политические
технологии в российских избирательных
кампаниях………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………
Введение
Впервые в российской истории значительная часть политической элиты стала формироваться в условиях открытой конкурентной политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех». Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с помощью которых ведутся избирательные кампании.
Все чаще победа на выборах достигается не в открытой конкурентной борьбе, не в столкновении мнений и программ, не благодаря эффективному использованию гуманитарных технологий, а путем грубого манипулирования избирателями. Не случайно сегодня в российский политический лексикон все активнее внедряются такие термины, как «грязные технологии», «черный PR», «антитехнологии» и тому подобное.
В тот период, когда в
нашей стране только начинались альтернативные
выборы в органы власти, само понятие
«пиаровских технологий»
В целях сохранения благоприятного имиджа профессии PR-специалисты объявили о своей непричастности ко всем подобным явлениям, а их источником стали считаться некие мрачные личности без чести и совести, названные «черными пиарщиками». На сегодняшний день принят ряд декларативных заявлений, а также кодекс профессиональных этических принципов в области связей с общественностью, признаваемый всеми известнейшими PR-специалистами.
В целом «грязные» избирательные технологии, используемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими технологами, это главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и власть государственную.
1. Что такое «черный ПР»?
Завоевать сердце избирателя сложно, проще обмануть его. Этот принцип нравится многим политконсультантам. Как заметил один из них, «честно много не заработаешь». Да и большая часть нынешних и бывших депутатов признается, что в ходе выборов, так или иначе, использовались «черные» технологии. Манипулирование общественным мнением лежит в основе большинства таких технологий.
Основной целью применения «черного ПР» является создание образа врага в лице оппонентов с использованием разных технологий по следующим направлениям:
1. Недоверие: все, что исходит от оппонента, неприемлемо;
2.Негативное ожидание: от врага нельзя ждать хорошего;
3.Возложение вины и отождествление со злом: все беды и несчастья связываются с оппонентами;
4.Отказ в сочувствии: чем хуже врагам, тем лучше нам;
5.Дегуманизация: враг не может обладать человеческими чертами;
6. Перенос оценок по принципу: «посмотрит, кто его друзья!», а «друзья моих врагов - мои враги».
Но черный ПР » - это не только технология формирования «образа врага». Черные технологии - это вся деятельность кандидатов по устранению конкурентов по предвыборной борьбе, за исключением физического устранения, поскольку это относится к компетенции уголовного права и по терминологии, применяемой в демократическом обществе, именуется «беспределом».
В рамках такой деятельности кандидат со своей командой использует формы и методы, выходящие за пределы действующих норм общественной морали, которые балансируют на грани уголовного или гражданского судебного преследования. Эти технологии уже получили название - «черный ПР».
По мнению Михаила Дубровского, главного аналитика агентства "Имиджленд Edelman public Relations" , "черный PR" и есть PR- деятельность с нарушением юридических норм. Его коллеги в большей или меньшей степени разделяют эту точку зрения, хотя и не считают нарушение законодательства единственным проявлением "черного PR".
Итак, получается, что «черный ПР» - это вся деятельность по устранению противников (кроме физического устранения), использующая формы и методы, выходящие за пределы норм морали и балансирующие на грани судебного преследования.
Необходимо обратить внимание, что прилагательные "черный", "грязный" в большинстве случаев применяют только в отношении политического ПР. Весь остальной ПР стоит как бы в стороне. Такая идентификация связана с тем, что «черный ПР», как и многие другие виды технологий, зародился именно в политической сфере. И общественность называет «черным», прежде всего политический ПР, потому что считает его грязным, аморальным, нечестным делом, которым занимаются безнравственные люди, способные за деньги назвать черное - белым, зло - добром.
«Коммерсантъ» № 194 (№ 2797) от 23.10.2003 - «Черный ПР размазали по круглому столу»:
«В Государственной думе был проведен "круглый стол": "Черный пиар в российских СМИ: возможно ли противодействие". В ходе обсуждения выяснилось, что противодействие возможно, но только в форме антиправительственного заговора, потому что больше всех черным пиаром занимаются государственные чиновники и депутаты».
Выборы уже давно привыкли считать временем "сливания грязи", временем, когда кандидаты поливают друг друга компроматом и подставляют (выставляют в неприятном ракурсе) друг друга в глазах общественности.
В 1965 году избирателей
впервые «накормили» блюдом, которое
позже назвали «черным ПР.». На
президентских выборах США
А в 1972 году по телевизору был показан текст с данными о росте цен на продукты питания за период президентства Никсона. Видеоряд сопровождался вопросом: «Разве у вас остались средства, чтобы позволить себе еще четыре года с господином Никсоном?».
На сегодняшний день борьба на политических аренах стала еще более аморальной и безнравственной, пиаровские приемчики еще изощреннее (к примеру, намертво приклеенная листовка с призывом голосовать за определенного кандидата на лобовом стекле вашего автомобиля, или бесконечные ночные звонки, соответственно с той же просьбой.), слухи - грязнее, «наезды» - больнее.
Дело в том, что на психику человека действуют только новые, необычные способы манипуляции. Разобравшись и научившись критически их оценивать, люди перестают им поддаваться. Поэтому «девочки», как и водка, как наличие большого капитала, нажитого нечестным трудом в России для политика уже не компромат. Для массового сознания все это стало привычными фактами, на которые люди уже не реагируют. Известны случаи, когда кандидат обещает поделиться награбленным после прихода к власти: На выборах мера одного сибирского города один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из бюджета города и чуть не победил, набрав лишь на 300 голосов меньше действующего мэра. Особенно избирателей окрылило то, что им пообещали раздать тот самый миллиард, который мэр и его приближенные, уже почти украли.
Что такое скандал с Моникой Левински, как не черный ПР. политических оппонентов Клинтона? Или обнародование удручающе низких результатов университетского IQ теста нынешнего президента США? По уровню цинизма эти акции вполне сравнимы с показом по федеральному каналу ТВ развлечений Генерального прокурора с девочками легкого поведения. Не надо строить иллюзий: ПР во всем мире не исключает применения жестких методов, несмотря на все подписанные хартии и декларации.
Еще один яркий пример применения черного ПР: накануне губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры - буквы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись - «Костя Титов» (один из кандидатов в губернаторы).
В целом же можно сказать, что существует не «черный PR», а «черные технологии» - выборные, информационные и другие, в том числе взятые из арсеналов мировых спецслужб. Именно их (по незнанию или целенаправленно) и причисляют к PR.
2. Технологии «черного ПР»
Методы «черного ПР» переступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные способы и формы конкурентной борьбы.
С той или иной долей оговорок и сомнений ПР-специалисты относят к технологиям "черного ПР" следующее:
Обобщенные категории:
- Неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества),
- Методы и технологии, прямо противоречащие закону
Конкретные методы:
- Компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами)
- Подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе.
- Технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию (например, ситуация Доренко - Лужков).
Споры на тему применять
или не применять технологии «черного
ПР» относятся к разделу
3. Грязные политические технологии в российских избирательных кампаниях
В последнее время в ходе проведения избирательных кампаний в России расширилось использование методов, противоречащих федеральному и региональному законодательству и не соответствующих устоявшимся представлениям об этике политической борьбы в цивилизованном обществе. Распространение подобных методов, получивших название «грязных технологий», приводит к подрыву доверия населения к процедуре выборов, вызывает разочарование в возможности демократическим путем повлиять на осуществление власти и в конечном счете подрывает стабильность в государстве. Чрезвычайно негативные последствия может иметь тот факт, что «грязные технологии» становятся одним из значимых механизмов проникновения во власть представителей криминальных структур.
Термин «грязные технологии» был введён в научный оборот и стал широко использоваться СМИ применительно к России в конце восьмидесятых годов прошлого века, новый импульс приобрело в период выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (1998 г.), однако под это понятие подводятся и известные ранее методы прямого манипулирования поведением избирателей и давления на конкурентов, например «клонирование кандидатов-однофамильцев», «компрометирующее выступление», и др. Следует обратить внимание, что сам термин «грязные избирательные технологии» не является юридическим понятием. К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона, так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством, т.е. нарушающие его «дух».
С юридической точки зрения, борьба с «чёрным пиаром» сводится, в основном, к совершенствованию законодательства. Ряд изменений, постоянно вносимых в избирательное и другие сферы законодательства, позволят, по-видимому, более успешно противостоять «грязным технологиям», однако следует иметь в виду, во-первых, постоянную адаптацию методов ведения предвыборной кампании к изменяющимся условиям, в том числе правовым; ( это своего рода борьба «брони и снаряда», которая, как известно, бесконечна); во-вторых, сложность борьбы исключительно путем внесения изменений в законодательство с некоторыми из «грязных технологий» (напр., «клонирование кандидатов» - поскольку монопольным «правом на фамилии» не может обладать никто). Это же относится и к нелегальному использованию баз данных, и к трактовке понятия «административный ресурс», и др.
Объектом «грязных
технологий» служат избиратели или
кандидаты-конкуренты (например, с тем,
чтобы заставить снять
Чаще всего под «грязными технологиями» подразумевается негативная агитация, действия, направленные на агитацию не «за», а «против». Однако к ним относятся и некоторые действия, имеющие целью поднять популярность кандидата, применяющего «чёрный пиар». Наметилась закономерность: чем выше политический статус выборов, тем интенсивнее используются нелегитимные методы ведения кампании. Резко возрос спрос на специалистов соответствующего профиля.
«Грязные» полит - технологии условно можно разделить на три группы:
1. Бытовые (банально-
- Кандидаты - однофамильцы.
Выдержка из журнала «Коммерсантъ. Деньги»:
«Кошмаров
во время выборов в