Понятие "Черный PR"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Впервые в российской истории значительная часть политической элиты стала формироваться в условиях открытой конкурентной политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех». Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с помощью которых ведутся избирательные кампании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Что такое «черный ПР»?...............................................................................5
2. Технологии «черного ПР»………………………………………………...9
3. Грязные политические технологии в российских избирательных кампаниях……………………………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Связь с общественностью.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

     Введение………………………………………………………………………….3

     1.Что такое «черный ПР»?...............................................................................5

     2. Технологии «черного ПР»………………………………………………...9

     3. Грязные политические технологии в российских избирательных кампаниях……………………………………………………………………….10

     Заключение ………………………………………………………………….15

     Список литературы………………………………………………………….16

 

Введение

Впервые в российской истории  значительная часть политической элиты  стала формироваться в условиях открытой конкурентной политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех». Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с помощью которых ведутся избирательные кампании.

Все чаще победа на выборах  достигается не в открытой конкурентной борьбе, не в столкновении мнений и программ, не благодаря эффективному использованию гуманитарных технологий, а путем грубого манипулирования избирателями. Не случайно сегодня в российский политический лексикон все активнее внедряются такие термины, как «грязные технологии», «черный PR», «антитехнологии» и тому подобное.

В тот период, когда в  нашей стране только начинались альтернативные выборы в органы власти, само понятие  «пиаровских технологий» относилось к разряду ругательств. Считалось чем-то грязным и кощунственным, что политик избирается не ввиду своих личных качеств, а под воздействием какого-то придуманного «имиджа» и различных манипуляций сознанием; первоначально для этой цели использовались зарубежные, преимущественно американские, методики, поэтому все подобные явления можно было отнести к «тлетворному влиянию Запада». Постепенно избиратель привык к этому; появились и удачные отечественные разработки; профессия имиджмейкера стала одной из самых высокооплачиваемых и престижных. В то же время ряд «пиаровских» кампаний носил откровенно скандальный характер, с вытаскиванием на свет всевозможного «грязного белья» и применением «ударов ниже пояса».

В целях сохранения благоприятного имиджа профессии PR-специалисты объявили о своей непричастности ко всем подобным явлениям, а их источником стали считаться некие мрачные личности без чести и совести, названные «черными пиарщиками». На сегодняшний день принят ряд декларативных заявлений, а также кодекс профессиональных этических принципов в области связей с общественностью, признаваемый всеми известнейшими PR-специалистами.

В целом «грязные» избирательные  технологии, используемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими технологами, это главное, что  подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и власть государственную.

 

1. Что такое  «черный ПР»?

Завоевать сердце избирателя сложно, проще обмануть его. Этот принцип  нравится многим политконсультантам. Как заметил один из них, «честно  много не заработаешь». Да и большая часть нынешних и бывших депутатов признается, что в ходе выборов, так или иначе, использовались «черные» технологии. Манипулирование общественным мнением лежит в основе большинства таких технологий.

Основной целью применения «черного ПР» является создание образа врага в лице оппонентов с использованием разных технологий по следующим направлениям:

1. Недоверие: все, что исходит от оппонента, неприемлемо;

2.Негативное ожидание: от врага нельзя ждать хорошего;

3.Возложение вины и отождествление со злом: все беды и несчастья связываются с оппонентами;

4.Отказ в сочувствии: чем хуже врагам, тем лучше нам;

5.Дегуманизация: враг не может обладать человеческими чертами;

6. Перенос оценок по принципу: «посмотрит, кто его друзья!», а «друзья моих врагов - мои враги».

Но черный ПР » - это не только технология формирования «образа врага». Черные технологии - это вся деятельность кандидатов по устранению конкурентов по предвыборной борьбе, за исключением физического устранения, поскольку это относится к компетенции уголовного права и по терминологии, применяемой в демократическом обществе, именуется «беспределом».

В рамках такой  деятельности кандидат со своей командой использует формы и методы, выходящие  за пределы действующих норм общественной морали, которые балансируют на грани уголовного или гражданского судебного преследования. Эти технологии уже получили название - «черный ПР».

По мнению Михаила  Дубровского, главного аналитика агентства "Имиджленд Edelman public Relations" , "черный PR" и есть PR- деятельность с нарушением юридических норм. Его коллеги в большей или меньшей степени разделяют эту точку зрения, хотя и не считают нарушение законодательства единственным проявлением "черного PR".

Итак, получается, что «черный ПР» - это вся деятельность по устранению противников (кроме физического устранения), использующая формы и методы, выходящие за пределы норм морали и балансирующие на грани судебного преследования.

Необходимо  обратить внимание, что прилагательные "черный", "грязный" в большинстве  случаев применяют только в отношении политического ПР. Весь остальной ПР стоит как бы в стороне. Такая идентификация связана с тем, что «черный ПР», как и многие другие виды технологий, зародился именно в политической сфере. И общественность называет «черным», прежде всего политический ПР, потому что считает его грязным, аморальным, нечестным делом, которым занимаются безнравственные люди, способные за деньги назвать черное - белым, зло - добром.

«Коммерсантъ» № 194 (№ 2797) от 23.10.2003 - «Черный ПР размазали  по круглому столу»:

«В  Государственной думе был проведен "круглый стол": "Черный пиар в российских СМИ: возможно ли противодействие". В ходе обсуждения выяснилось, что  противодействие возможно, но только в форме антиправительственного заговора, потому что больше всех черным пиаром занимаются государственные чиновники и депутаты».

Выборы уже  давно привыкли считать временем "сливания грязи", временем, когда  кандидаты поливают друг друга компроматом  и подставляют (выставляют в неприятном ракурсе) друг друга в глазах общественности.

В 1965 году избирателей  впервые «накормили» блюдом, которое  позже назвали «черным ПР.». На президентских выборах США демократы  использовали отрывки из речей, содержавших  невыполненные обещания республиканца  Эйзенхауэра, данные четыре года назад. Ролик сопровождался вздохом и резюме: «Повторите нам это еще раз, генерал!».

А в 1972 году по телевизору был показан текст с данными  о росте цен на продукты питания  за период президентства Никсона. Видеоряд сопровождался вопросом: «Разве у  вас остались средства, чтобы позволить себе еще четыре года с господином Никсоном?».

На сегодняшний  день борьба на политических аренах стала  еще более аморальной и безнравственной, пиаровские приемчики еще изощреннее (к примеру, намертво приклеенная  листовка с призывом голосовать за определенного кандидата на лобовом стекле вашего автомобиля, или бесконечные ночные звонки, соответственно с той же просьбой.), слухи - грязнее, «наезды» - больнее.

Дело в том, что на психику человека действуют  только новые, необычные способы  манипуляции. Разобравшись и научившись критически их оценивать, люди перестают им поддаваться. Поэтому «девочки», как и водка, как наличие большого капитала, нажитого нечестным трудом в России для политика уже не компромат. Для массового сознания все это стало привычными фактами, на которые люди уже не реагируют. Известны случаи, когда кандидат обещает поделиться награбленным после прихода к власти: На выборах мера одного сибирского города один из кандидатов пообещал раздать горожанам миллиард из бюджета города и чуть не победил, набрав лишь на 300 голосов меньше действующего мэра. Особенно избирателей окрылило то, что им пообещали раздать тот самый миллиард, который мэр и его приближенные, уже почти украли.

Что такое скандал  с Моникой Левински, как не черный ПР. политических оппонентов Клинтона? Или обнародование удручающе низких результатов университетского IQ теста нынешнего президента США? По уровню цинизма эти акции вполне сравнимы с показом по федеральному каналу ТВ развлечений Генерального прокурора с девочками легкого поведения. Не надо строить иллюзий: ПР во всем мире не исключает применения жестких методов, несмотря на все подписанные хартии и декларации.

Еще один яркий  пример применения черного ПР: накануне губернаторских выборов в Самаре на улицах города в самых людных местах появились рекламные щиты с плакатами. На фоне красной икры - буквы, выведенные икрой черной: «Жизнь моя удалась». И подпись - «Костя Титов» (один из кандидатов в губернаторы).

В целом же можно  сказать, что существует не «черный PR», а «черные технологии» - выборные, информационные и другие, в том числе взятые из арсеналов мировых спецслужб. Именно их (по незнанию или целенаправленно) и причисляют к PR.

 

2. Технологии  «черного ПР»

Методы «черного ПР» переступают нравственные критерии общественной жизни. Тем не менее, действительность нашего демократического общественного устройства такова, что в ней имеют место нечестные способы и формы конкурентной борьбы.

С той или  иной долей оговорок и сомнений ПР-специалисты  относят к технологиям "черного ПР" следующее:

Обобщенные  категории:

- Неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества),

- Методы и технологии, прямо противоречащие закону

Конкретные  методы:

- Компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами)

- Подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для клиента/заказчика, в прессе на платной основе.

- Технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию (например, ситуация Доренко - Лужков).

Споры на тему применять  или не применять технологии «черного ПР» относятся к разделу философских  и выходят за рамки данной работы. Реальное положение вещей таково, что эти технологии используются, причем в широких масштабах и в самом омерзительном виде.

 

3. Грязные политические технологии в российских избирательных кампаниях

В последнее  время в ходе проведения избирательных  кампаний в России расширилось использование  методов, противоречащих федеральному и региональному законодательству и не соответствующих устоявшимся представлениям об этике политической борьбы в цивилизованном обществе. Распространение подобных методов, получивших название «грязных технологий», приводит к подрыву доверия населения к процедуре выборов, вызывает разочарование в возможности демократическим путем повлиять на осуществление власти и в конечном счете подрывает стабильность в государстве. Чрезвычайно негативные последствия может иметь тот факт, что «грязные технологии» становятся одним из значимых механизмов проникновения во власть представителей криминальных структур.

Термин «грязные технологии» был введён в научный оборот и стал широко использоваться СМИ применительно к России в конце восьмидесятых годов прошлого века, новый импульс приобрело в период выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (1998 г.), однако под это понятие подводятся и известные ранее методы прямого манипулирования поведением избирателей и давления на конкурентов, например «клонирование кандидатов-однофамильцев», «компрометирующее выступление», и др. Следует обратить внимание, что сам термин «грязные избирательные технологии» не является юридическим понятием. К технологиям такого рода относятся как нарушающие букву закона, так и формально не вступающие в противоречие с действующим законодательством, т.е. нарушающие его «дух».

С юридической точки зрения, борьба с «чёрным пиаром» сводится, в основном, к совершенствованию законодательства. Ряд изменений, постоянно вносимых в избирательное и другие сферы законодательства, позволят, по-видимому, более успешно противостоять «грязным технологиям», однако следует иметь в виду, во-первых, постоянную адаптацию методов ведения предвыборной кампании к изменяющимся условиям, в том числе правовым; ( это своего рода борьба «брони и снаряда», которая, как известно, бесконечна); во-вторых, сложность борьбы исключительно путем внесения изменений в законодательство с некоторыми из «грязных технологий» (напр., «клонирование кандидатов» - поскольку монопольным «правом на фамилии» не может обладать никто). Это же относится и к нелегальному использованию баз данных, и к трактовке понятия «административный ресурс», и др.

Объектом «грязных технологий» служат избиратели или  кандидаты-конкуренты (например, с тем, чтобы заставить снять кандидатуру, не вступать в блок и др.). Целью - обеспечение избрания определенного кандидата или недопущения избрания конкурента, а также «раскрутка» определённого кандидата.

Чаще всего  под «грязными технологиями»  подразумевается негативная агитация, действия, направленные на агитацию не «за», а «против». Однако к ним относятся и некоторые действия, имеющие целью поднять популярность кандидата, применяющего «чёрный пиар». Наметилась закономерность: чем выше политический статус выборов, тем интенсивнее используются нелегитимные методы ведения кампании. Резко возрос спрос на специалистов соответствующего профиля.

«Грязные» полит - технологии условно можно разделить на три группы:

1. Бытовые (банально-традиционные):

- Кандидаты - однофамильцы.

Выдержка из журнала «Коммерсантъ. Деньги»:

«Кошмаров во время выборов в Законодательное  собрание Санкт-Петербурга придумал ход  с депутатами-двойниками. В избирательном  округе «вероятного противника регистрируется его однофамилец, желательно еще  и с теми же инициалами. В избирательном  бюллетене фамилии таких двойников стоят рядом с фамилиями кандидатов-жертв. Многие избиратели, не разобравшись, ставят галочку не в ту графу. В результате двойник оттягивает часть голосов у своей «жертвы».

Информация о работе Понятие "Черный PR"