Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:39, контрольная работа
Краткое описание
Понятие политологии. Мораль, как воплощение гуманизма. Основные подходы к правам человека. Идеи лидерства в истории. Особенности информационного тоталиризма. Роль выборов в демократической политической системе
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕХАНИЗАЦИЯ
С/Х»
Содержание:
Вопрос №9. Понятие политологии.
Вопрос №19. Мораль, как воплощение гуманизма.
Вопрос №29. Основные подходы к правам человека.
Вопрос №39. Идеи лидерства в истории.
Вопрос №49. Особенности информационного тоталиризма.
Вопрос №59. Роль выборов в демократической политической системе.
Литература.
Вопрос №9. Понятие политологии.
Политология - наука о политике.
Термин политология
образуется из двух греческих слов
- "polity" (политический порядок, право
гражданства) и "logos" (знание). Политологию
чаще всего определяют как науку
о политике или как систему
знаний о политике, политической системе,
политической власти, политических отношениях,
политическом сознании, политической
культуре и политических процессах,
об организации политической жизни
общества.
Политология
состоит из 4-х частей: 1-политическая философия,
2-учение об институтах, 3-политическая
социология и 4-международная политика.
Политология имеет свой объект и предмет.
Объект: политика, политическая сфера
жизни общества, политическая власть,
политические события, прогнозы и т.д.
Предмет: объективные закономерности
возникновения, функционирования и развития
политической власти, эволюции политического
процесса. Функции политологии: - теоретико-познавательная
(дает базовые знания о политике); - методологическая
(раскрывает закономерности политики);
- регулятивная (регулирует политический
уровень, то есть, сколько люди знают о
политике, настолько корректно их политическое
поведение); - воспитательная; - аналитическая
(дает анализ результатов политической
деятельности); - мировоззренческая (формирует
определенное видение политической ситуации);
- прогностическая (дает прогноз развития
ситуации). Политология представляет собой
науку о политике и ее взаимоотношения
с человеком и обществом. Составными частями
являются: политическое сознание и культура,
политические институты (государство,
партии), субъекты политики (личность,
заинтересованные группы, элиты, лидеры),
политический процесс и внутригосударственные
и междуполитические отношения.
В политическом
пространстве определяется возможность
реализации экономических интересов
тех или иных общественных групп,
способность политического деятеля
объединить и узаконить интересы
разных общественных сил, используя
соответствующие экономические
рычаги, прежде всего механизмы экономического
стимулирования. Можно выделить важнейшие
направления политического процесса,
влияющие на экономическую сферу
общества: - организация законодательной,
конституционной деятельности, система
исполнительной власти, реализующая
законы и создающая условия для
функционирования экономических институтов,
охраняющих тот или иной тип экономического
порядка; соответствующая организация
судебной власти, способная защитить
установленный порядок; - установившаяся
система местной власти, позволяющая
сочетать и учитывать региональные
и общероссийские интересы; - система
отношений с мировым сообществом,
позволяющая соотносить интересы страны
с глобальными интересами, способствовать
стремлению развиваться на мировом
уровне.
Вопрос №19. Мораль, как
воплощение гуманизма.
Гуманизм, выражаемый
в форме идей человеколюбия, с
древних времен оказывал реальное воздействие
на общество и политику, прежде всего
через нравственность, мораль (в русском
языке эти термины обычно употребляются
как синонимы) и право. Идеи гуманизма
составляют ядро, общечеловеческое содержание
морали. Воплощаясь в нравственном сознании
и получая положительную нравственную
оценку, они становятся ориентирами и
регуляторами деятельности людей, а некоторые
из них затем получают юридическое закрепление
в праве.
Мораль — особая,
специфическая сфера общественной
жизни, включающая сознание, нормы и
реальное поведение людей, основанная
на оценке любых поступков и действий
с точки зрения идеалов добра
(блага) и зла, справедливости и несправедливости
и других подобных критериев и
идеалов.
Мораль предполагает
оценку общественных явлений не с
индивидуальной, а с коллективной
и, в первую очередь, с общечеловеческой
точки зрения. Хотя существует и
мораль групповая, например сословная,
классовая, профессиональная и т.п.,
однако обычно она либо выступает
как специфическое выражение
и преломление общечеловеческих
нравственных принципов (например: моральный
кодекс врачей).
Мораль основывается
на определенном понимании смысла существования,
цели и предназначения человека. Она
не утилитарна для отдельных индивидов.
Соблюдение ее норм и требований не
сулит им какой-нибудь непосредственной
личной выгоды или пользы. Нравственное
поведение отличается бескорыстностью,
высокогуманной мотивацией.
В то же время
мораль утилитарна для всего человечества.
Она — условие сохранения человеческого
рода, поскольку отражает многовековой
опыт человеческого общения и
фиксирует те требования, выполнение
которых необходимо обществу и всему
человечеству. В моральном сознании
эти требования становятся убеждениями,
связываются с эмоциями и волей,
становятся внутренними критериями
оценки личностью мотивов, целей, содержания
и результатов собственного поведения,
а также действий других людей. Как
показывает опыт истории, аморализм
приводит в конце концов не только
к разрушению личности, но и к
деградации всего общества.
Основные нравственные
ценности абсолютны. Они не выводятся
из каких-либо других, более высоких
экономических, политических иди других
ценностей. Их высший статус определяется
ценностью самого человека, всего
человеческого рода.
Мораль характеризует
достаточно высокий уровень развития
индивидуального сознания, способность
человека к опосредованной собственным
внутренним миром духовной мотивации
своего поведения и к самоконтролю.
В отличие от права и политики,
нравственность для своей реализации
не нуждается в специальном аппарате
наказаний или же в материальных
ценностях, как этого требует
экономическая регуляция. Хотя безнравственное
поведение не исключает определенных
санкций со стороны общества или
окружающих (осуждения, остракизма и
т.п.), в целом влияние морали основывается
на внутренних, психологических механизмах
самоконтроля личности, важнейшим из
которых является совесть.
Вопрос №29. Основные подходы
к правам человека.
Апелляция философов-просветителей
к разуму как высшему судье
в вопросе об определении прав
человека послужила основанием для
трех основных подходов в их трактовке,
получивших широкое распространение
в XX в. Первый из них, естественно-исторический
подход ограничивает роль разума главным
образом лишь осознанием объективно
существующих естественных человеческих
прав. Наследуя либеральную традицию,
он исходит из того, что фундаментальные
права личности имеют внегосударственное
и внеюридическое происхождение. Государство
может либо уважать и гарантировать
их, либо нарушать и подавлять, но отнять
у человека присущие ему от рождения
естественные права оно не может.
Хотя конкретное
содержание и объем прав изменяются
и расширяются по мере развития общества,
сами фундаментальные права остаются
неизменными, отражая постоянство
основополагающих качеств человеческого
рода. Как базовые моральные принципы
и требования права человека существуют
независимо от социально-классовой
структуры и конкретных этапов развития
общества, от законодательных норм.
Имея для человека высший ценностный
статус, они выступают источником
гуманности законов, внешним критерием,
универсальной мерой оценки любого
политического и общественного
строя.
Второй, позитивистский
(или юридическо-позитивистский)
подход базируется на трактовке государства
как реального воплощения общественного
разума и отрицании всякого внегосударственного
происхождения прав человека. Утверждается
рациональная самоценность права, его
независимость от экономических
и социальных предпосылок. Источником
и гарантом права считается государство.
Право и закон не имеют существенных
различий. Права личности не выделяются
из общей системы права и не имеют верховенства
по отношению к законам государства. Сами
права граждан изменяются в зависимости
от государственной целесообразности
и возможностей общества.
Третий из наиболее
распространенных подходов к правам
человека, марксистский, разделяет
прагматическую установку позитивизма,
подчиняя ее государственной целесообразности.
Однако марксизм исходит не из рациональной
самоценности права, а из его социально-экономической
и прежде всего классовой детерминации.
Право понимается как возведенная
в закон воля господствующего
класса. При этом сама постановка вопроса
о правах индивида становится излишней
вследствие трактовки личности как
совокупности общественных отношений,
продукта определенного общественного
строя.
В странах, объявивших
марксизм своей официальной идеологией,
права личности юридически признавались,
однако на деле трактовались сродни феодализму,
т.е. как блага, предоставляемые
и дозируемые партией и государством
в зависимости от их соответствия
произвольно трактуемым классовым
и общенародным интересам. Независимых
институтов контроля за соблюдением
прав человека не существовало.
В целом же марксизм,
и особенно ленинизм и сталинизм,
отрицают общечеловеческую природу
права, подменяют общечеловеческие
ценности моралью, основанной на классовой,
партийной целесообразности. Это
учение исходит из заведомой непротиворечивости,
гармоничности отношений общества
и личности в коммунистической формации,
из отмирания государства и права,
а значит и ненужности института
прав человека. Несмотря на слабую совместимость
с самой идеей прав человека марксизм
и претендующие на его реализацию
социалистические страны внесли немалый
вклад в обоснование и утверждение социальных
прав личности.
Вопрос №39. Идеи лидерства
в истории.
Лидерство есть
везде, где есть власть и организация.
Само слово «лидер» в переводе
с английского («leader») означает «ведущий»,
«руководящий».
Интерес к лидерству
и попытки осмыслить этот сложный
и важный социальный феномен восходят
к глубокой древности. Так, уже античные
историки Геродот, Плутарх и другие
уделяли политическим лидерам главное
внимание, видя в героях, монархах и
полководцах творцов истории.
Платон и Аристотель
задумывались не только о том, как
и почему человек берет в свои
руки власть, но и о тех целях,
которые он ставит перед собой, используя
эту власть. Для этих философов
не было сомнения в том, что хороший
лидер должен стремиться к справедливости
и честно служить государству. Аристотель
особенно подчеркивал, что участие
в политике для лидера - это высшая
форма проявления человеческого
достоинства. Примечательно, что античные
мыслители, прежде всего, говорили не о
«технологии», а о нормативных аспектах
в исполнении лидерских ролей: о том, что
должно знать тому, кто стремится получить
власть.
В отличие от
такого нормативистско-моралистского
подхода к лидерству Макиавелли
акцентировал внимание на вопросе прагматического
удержания власти лидером, особенно
во времена перемен и нестабильности.
В его трактовке политический
лидер - это государь, сплачивающий
и представляющий все общество и
использующий любые средства для
поддержания общественною порядка
и сохранения своего господства. Он
был убежден, что хитрость и жестокость
- инструменты, вполне дозволенные, если
речь идет об удержании власти, и применение
их отодвигает вопросы справедливости
и долженствования. Эти идеи сделали имя
Макиавелли нарицательным для лидеров
манипулятивного толка.
Начиная с середины
XIXв. философы, социологи и социальные
психологи в большей степени, чем Макиавелли,
сконцентрировали свое внимание на том,
как лидеры появляются в группах и взаимодействуют
с ними. Так, одним из наиболее влиятельных
психологических механизмов, на которых
основано воздействие лидера на своих
последователей, была признана воля. Ницше
был среди первых, кто объявил волю к власти
движущей силой истории. Он видел в воле
к власти творческий инстинкт, который
проявляется, прежде всего, у лидеров,
которые не только ненасытно стремятся
к проявлению власти и ее применению, но
и преодолевают инстинкт толпы, обладая
сверхчеловеческими качествами.
Таким образом, Ницше
впервые сформулировал два тезиса, в дальнейшем
получившие развитие в политической психологии.
Первый тезис касается природы лидерства
как иррациональной, инстинктивной силы,
связывающей лидера и его последователей.
Второй - приписывает лидеру выдающиеся
качества, превращающие его в сверхчеловека.
Этот подход был
близок и к трактовкам лидерства
в европейской социальной психологии
и социологии середины-конца XIXв. Такие
психологи, как Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле,
В.Вундт, по-своему, но в целом сходным
образом трактовали природу политического
лидерства как иррационального феномена,
объединяющего лидеров и последователей.