Понятия и принципы правового государства. Характеристика социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).

Вложенные файлы: 1 файл

политология ира.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)
 

 
   1.  Развитие идеи правового государства в истории политико-правовых учений.

 

   

За  время многовековой истории государства  и права возникло очень много  политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения). Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи. 
     Отдельные идеи правовой государственности интересовали уже мыслителей древности: о необходимости "правления законов"; о неоднородности деятельности государства и целесообразности ее разделения на несколько видов; о разумных и справедливых началах государства и права и т.д.  
     Как программа, в которой власть ограничивалась конституцией, правовыми законами, идея правового государства заявила о себе на рубеже XVIII-XIX веков. Значительную роль в становлении учения о правовом государстве сыграл один из великих философов - И. Кант. Именно ему принадлежит разработка ряда основополагающих начал правовой государственности: свобода и самостоятельность каждого члена общества как человека и гражданина; ограничение всеохватывающего вмешательства государства в частную жизнь; принцип разделения властей; связанность государства и общества правом и законом; господство закона в жизни народа, общества, государства.  
     С идеей правового государства  связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. 
     Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. 
     Наиболее  известные идеи правовой государственности  эпохи перехода от феодализма к капитализму, изложили такие мыслители как  Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. 
     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. 
     И так Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами ("Лишь индивид думает. Лишь индивид размышляет. Лишь индивид действует"), и их различными объединениями на основе норм права.  
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятия и  принципы правового государства.  Характеристика социального государства

 

 

Правовое государство  – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной власти правом, формирование для государственных  структур правового режима ограничения  (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью  исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет  горизонтальное разделение власти еще  и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при  строгом соблюдении всех конституционных  процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства  и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые  в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для  них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства  есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового  государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый 
(социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго 
(формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское  общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов  гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности. Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей "коридор", или разумно "ограничивать" ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких "ограничений" свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства. 
Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения

Основные характеристики социального государства

 Социальное государство явилось конструктивным ответом на несовершенство «правового государства» в его классической либеральной трактовке. Провозглашение в правовом государстве приоритета индивидуальной свободы, равенства прав граждан, невмешательства государства в дела гражданского общества не смогло оградить общество от глубокого социального неравенства. Это превращало конституционные права в формальные, а само понятие «демократическое правовое государство» делало во многом декларативным, обесценивало его. В результате формируется концепция социального государства или государства «всеобщего благоденствия», главной целью которого является обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале — сближение условий существования и жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. 
 
Понятие широко вошло в послевоенный период, с середины XX в., в политическую и общественную теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» предназначен подчеркнуть способность  создание¾государства осуществлять современную социальную политику  системы социальной защиты, социальных гарантий, социального партнерства и приоритет этой задачи. Исторически формирование социального государства стало итогом политики «социального реформизма». Эта политика, проводимая в ряде западных стран, включала в себя сильную социальную составляющую: создание государственной системы социального страхования, социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих слоев населения, системы бесплатного здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, системы решения социальных конфликтов путем социального партнерства. 
 
Классическим примером социального государства  первая страна, где была создана¾является «шведская модель». Швеция  система социальной защиты (в 1937 г. впервые был введен отпуск для женщин по беременности и родам, обязательный 12-дневный оплачиваемый  система¾отпуск) и разработана система «социального партнерства»  гармонизации социально-классовых отношений путем создания механизма взаимодействия между рабочими, работодателями и профсоюзами (через систему коллективных договоров); проведена налоговая политика, направленная на выравнивание доходов населения. Сходная политика проводится в Дании, Норвегии и ряде других стран. 
 
Проведение сильной социальной политики является задачей любого современного государства демократического типа, призвано разрешить противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов; базовыми целями является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития. 
 
В либеральной трактовке правовое государство как бы противостоит социальному, так как правовое государство на первое место выдвигает свободу индивида, предполагает ограничение государственного вмешательства, социальное же предполагает государственное регулирование и вмешательство в вопросы производства и распределения общественных материальных и культурных благ. 
 
В современных условиях сочетание этих тенденций развития государства означает следующее: государство должно быть социальным по целям и правовым — по форме взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Оно осуществляет свои цели как социальное государство в форме правовой государственности и идет, таким образом, гораздо дальше, стремясь наполнить правовые формы более справедливым содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория и практика строительства правового социального государства в России

 

В процессе современных  социально-экономических, политических и правовых преобразований в России возникает интерес к творческому  наследию российских правоведов ХIX –  начала XX веков, так как русская  юридическая наука того времени  имела высокий уровень развития.

Особенно много публикаций о правовом государстве в России появились в период с 1905 по 1917г.г. включительно. Так, например, Г.Ф. Шершиневич писал: «Не в том сила, что конституция  сформулирована и записана, а в  том, насколько необходимость её проникла в сознание народа и насколько народ готов отстаивать её неприкосновенность».

Интересные суждения о правовом государстве в 1917 году были высказаны И.А. Малиновским, который  писал о том, что в период с  октября 1905 года по февраль 1917 года изменилось правосознание русского народа. Русский народ стал тяготеть к республиканской форме правления.

В русской зарубежной политической и правовой науке после 1917 года и до 1970-х были разработаны  концепции «русского правового  государства»,  значение которых до сих пор не получило должной оценки исследователей. Основными теоретиками теории правового государства в русской зарубежной политико-правовой мысли были И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев  и другие.

Как и все либералы, И.А. Ильин осудил Октябрьскую революцию 1917 г., а за антиреволюционную деятельность был выслан из России. За границей он продолжал идейную борьбу с большевизмом, предсказывал скорый крах советской власти и возможные варианты развития формы российского государства в посткоммунистический период.

И.А. Ильин считал, что  форма государства тесно взаимосвязана  с жизнью народа, зависит, прежде всего, от уровня народного правосознания, от исторически нажитого народом  политического опыта, от силы его  воли и национального характера. На форму государства также влияют территориальные размеры страны, численность её населения, природные условия, климат и другие факторы. Рассматривая историю России  как историю её самообороны, сравнивая её с историей осажденной крепости, И.А. Ильин объясняет возникновение и развитие русского монархического правосознания, которое и определило государственную форму России. В 1917 г. под напором республиканцев в России была разрушена монархия, так как к тому времени крепкого монархического правосознания в стране не было. Россия, по его мнению, может развиваться лишь при монархической форме правления и унитарном государственном устройстве, а республиканское и федеративное устройство рано или поздно приведут к развалу этого государства. Он верил в реформы, идущие от трона. Поэтому приверженность И.А. Ильина к монархической форме правления – это продолжение русской либеральной традиции второй половины ХIХ в. Ильин также считал, что исторически доказана «тысячелетняя неспособность русского народа к федерации».

Информация о работе Понятия и принципы правового государства. Характеристика социального государства