Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:01, контрольная работа
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения), строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологический стержень учения), содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).
За время многовековой истории государства
и права возникло очень много политико-правовых
доктрин. Созданные различными мыслителями
концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение,
политический памфлет, проект конституции
и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны
вообще результаты индивидуального творчества.
Вместе с тем всем этим концепциям присуще
нечто общее: они выражают отношение определенных
социальных групп к государству и праву
(программная, оценочная часть учения),
строятся на свойственной данной эпохе
идейно-теоретической основе (методологический
стержень учения), содержат решения основных
проблем теории государства и права (теоретическое
содержание учения). Поэтому политико-правовая
доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую,
философскую или иную (например, религиозную)
основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального
аппарата содержательные решения вопросов
о происхождении государства и права,
закономерностях их развития, о форме,
социальном назначении и принципах устройства
государства, об основных принципах права,
его соотношении с государством, личностью,
обществом и др.; 3) программные положения
— оценки существующего государства и
права, политические цели и задачи. |
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное "связывание"
государственной власти правом,
формирование для
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:
– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
– взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового
государства два из них все равно
остаются главными, определяющими, и их
необходимо рассматривать во взаимосвязи.
Если анализировать первый
(социальный, показывающий привлекательность,
ценность идеи правовой государственности,
ее самоцель) без второго
(формально-юридического, олицетворяющего
собой средства достижения названных
привлекательных идеалов), то не ясно,
как добиться наиболее полного обеспечения
прав и свобод человека и гражданина. Если
же, напротив, брать за основу только формально-юридический
аспект, тогда становится не совсем понятно,
во имя чего и ради кого необходимо ограничивать
государственную власть посредством права.
Ведь такое ограничение не самоцель. Можно
его так ограничить, что государство вообще
не выполнит ни одной из своих функций.
И тогда то же гражданское общество от
этого ничего не выиграет, а наоборот,
только проиграет.
Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности. Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей "коридор", или разумно "ограничивать" ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких "ограничений" свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.
Развитые институты
Под социальным государством понимается
такое, которое не только обеспечивает
индивидуальную свободу, равноправие
и невмешательство государства в дела
гражданского общества, но стремится обеспечить
каждому гражданину достойные условия
существования. Социальное государство
возникает на базе достаточно высокого
уровня экономического развития общества,
позволяющего перераспределять национальный
доход в пользу менее обеспеченных слоев,
проводить активную политику занятости
населения, реализовывать социальные
программы поддержки населения
Основные характеристики социального государства
Социальное
государство явилось конструктивным ответом на несовершенство
«правового государства» в его классической
либеральной трактовке. Провозглашение
в правовом государстве приоритета индивидуальной
свободы, равенства прав граждан, невмешательства
государства в дела гражданского общества
не смогло оградить общество от глубокого
социального неравенства. Это превращало
конституционные права в формальные, а
само понятие «демократическое правовое
государство» делало во многом декларативным,
обесценивало его. В результате формируется
концепция социального государства или
государства «всеобщего благоденствия»,
главной целью которого является обеспечение
каждому гражданину достойных условий
существования, социальной защищенности,
а в идеале — сближение условий существования
и жизненных шансов, возможностей для
самореализации личности.
Понятие широко вошло в послевоенный период,
с середины XX в., в политическую и общественную
теории для обозначения государства современного
демократического типа в условиях относительно
стабильной и развитой экономики. Любое
государство социально, поэтому термин
«социальное государство» предназначен
подчеркнуть способность создание¾государства осуществлять современную
социальную политику системы социальной
защиты, социальных гарантий, социального
партнерства и приоритет этой задачи.
Исторически формирование социального
государства стало итогом политики «социального
реформизма». Эта политика, проводимая
в ряде западных стран, включала в себя
сильную социальную составляющую: создание
государственной системы социального
страхования, социального обеспечения
и социальной поддержки малоимущих слоев
населения, системы бесплатного здравоохранения,
образования, пенсионного обеспечения,
системы решения социальных конфликтов
путем социального партнерства.
Классическим примером социального государства
первая страна, где была создана¾является «шведская модель». Швеция
система социальной защиты (в 1937 г. впервые
был введен отпуск для женщин по беременности
и родам, обязательный 12-дневный оплачиваемый
система¾отпуск) и разработана система «социального
партнерства» гармонизации социально-классовых
отношений путем создания механизма взаимодействия
между рабочими, работодателями и профсоюзами
(через систему коллективных договоров);
проведена налоговая политика, направленная
на выравнивание доходов населения. Сходная
политика проводится в Дании, Норвегии
и ряде других стран.
Проведение сильной социальной политики
является задачей любого современного
государства демократического типа, призвано
разрешить противоречия между текущими
и перспективными интересами общества,
между несовпадающими или расходящимися
интересами его классов; базовыми целями
является достижение равновесия, стабильности,
целостности и динамизма общественного
развития.
В либеральной трактовке правовое государство
как бы противостоит социальному, так
как правовое государство на первое место
выдвигает свободу индивида, предполагает
ограничение государственного вмешательства,
социальное же предполагает государственное
регулирование и вмешательство в вопросы
производства и распределения общественных
материальных и культурных благ.
В современных условиях сочетание этих
тенденций развития государства означает
следующее: государство должно быть социальным
по целям и правовым — по форме взаимоотношений
между личностью, обществом и государством.
Оно осуществляет свои цели как социальное
государство в форме правовой государственности
и идет, таким образом, гораздо дальше,
стремясь наполнить правовые формы более
справедливым содержанием.
3. Теория и практика строительства правового социального государства в России
В процессе современных
социально-экономических, политических
и правовых преобразований в России
возникает интерес к
Особенно много публикаций о правовом государстве в России появились в период с 1905 по 1917г.г. включительно. Так, например, Г.Ф. Шершиневич писал: «Не в том сила, что конституция сформулирована и записана, а в том, насколько необходимость её проникла в сознание народа и насколько народ готов отстаивать её неприкосновенность».
Интересные суждения о правовом государстве в 1917 году были высказаны И.А. Малиновским, который писал о том, что в период с октября 1905 года по февраль 1917 года изменилось правосознание русского народа. Русский народ стал тяготеть к республиканской форме правления.
В русской зарубежной политической и правовой науке после 1917 года и до 1970-х были разработаны концепции «русского правового государства», значение которых до сих пор не получило должной оценки исследователей. Основными теоретиками теории правового государства в русской зарубежной политико-правовой мысли были И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев и другие.
Как и все либералы, И.А. Ильин осудил Октябрьскую революцию 1917 г., а за антиреволюционную деятельность был выслан из России. За границей он продолжал идейную борьбу с большевизмом, предсказывал скорый крах советской власти и возможные варианты развития формы российского государства в посткоммунистический период.
И.А. Ильин считал, что
форма государства тесно
Информация о работе Понятия и принципы правового государства. Характеристика социального государства