Проблемы политической модернизации в современной российской политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является выявление основных проблем политической модернизации и возможные пути их решения в современной российской политологии.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и особенности российской политической модернизации.
2. Изучить политическую модернизацию России на протяжении всей истории.
4. Изучить основные проблемы реализации мероприятий по политической модернизации в современной России.
3. Рассмотреть дальнейшие перспективы реализации данных мероприятий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...…4
Глава 1. Политическая модернизация…………………………………....6
1.1 Теория модернизации……………………………………. ……........6
1.2 Понятие модернизации и ее составляющие…………....................9
Глава 2. Специфика российской политической модернизации............13
2.1 Основные проблемы политической модернизации в современной России………………………………………………………………………...13
2.2 Модели политической модернизации Горбачева, Ельцина и Путина………………………………………………………………………..17
2.3 Пути решения проблем и перспективы политической модернизации в современной России…………………………………….19
Заключение……………….……………………………………………… .....23
Список литературы………………………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет 

имени Н.Г.Чернышевского»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра политических наук

 

 

Курсовая работа

 

«Проблемы политической модернизации в современной российской политологии»

 

студента 2 курса, 221 гр.

Юридического факультета

Лабутина Антона Владимировича

 

 

Научный руководитель

кандидат политических наук,

доцент                                            ______________                       ____________

                                                              подпись, дата                                        инициалы, фамилия 

 

 

 

 

Зав. кафедрой

доктор политических наук,

профессор                                      ______________                       ____________

                                                              подпись, дата                                         инициалы, фамилия


 

 

 

Саратов, 2013 г

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Кафедра ___________________________

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

Направления (специальности) ________________________________________

Студента __ курса   юридического факультета _________формы обучения

__________________________________________________________________

 

Научный руководитель

                                          ________________             ___________________

                                             подпись, дата                     фамилия, инициалы

 

 

Саратов 2013

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Срок предоставления работы     ___________________

 

Дата выдачи задания    ___________________________

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………...…4

Глава 1. Политическая модернизация…………………………………....6

     1.1 Теория  модернизации……………………………………. ……........6

     1.2 Понятие модернизации и ее составляющие…………....................9

Глава 2. Специфика российской политической модернизации............13

     2.1 Основные  проблемы политической модернизации  в современной России………………………………………………………………………...13

    2.2 Модели политической  модернизации Горбачева, Ельцина  и Путина………………………………………………………………………..17

    2.3 Пути решения проблем и перспективы политической модернизации в современной России…………………………………….19

Заключение……………….……………………………………………… .....23

Список литературы………………………………………………………....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  

Введение

  В политической теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, ускорения пространственной и социальной мобильности, ведущих к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому».1

 Трансформация политической системы России продолжается уже на протяжении 20 лет.   Уйдя от советской политической системы, мы ещё не пришли к демократическим структурам власти. Страна находится на границе между прошлым и будущим. У России, как и у многих других стран, есть свои особенности, история и культура, что нельзя не учитывать при проведении реформ и выстраивании политики по определённому западному образцу.

  Исходя из этого, можно сказать, что страна, испытывая проблемы в решении данного вопроса, представляет сейчас одну из важнейших задач современной российской политической науки.

  Актуальность  темы данной курсовой работы обусловливается тем, что в России существует противоречие между необходимостью сохранения политико-властной стабильности и управляемости общества и потребностью демократической модернизации политической системы. Несмотря на устойчивость, Россия нуждается в реформах.

  Главной целью курсовой работы является выявление основных проблем политической модернизации и возможные пути их решения в современной российской политологии.

   В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

       1. Рассмотреть понятие и особенности российской политической модернизации.

       2. Изучить политическую модернизацию России на протяжении всей истории.

        4. Изучить основные проблемы реализации мероприятий по политической модернизации в современной России.

        3. Рассмотреть дальнейшие перспективы реализации данных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

Глава 1. Политическая модернизация

1.1 Теория модернизации.

   Теория политической модернизации начала формироваться в 50—60-х гг. XX в. Эта теория направлена на развитие общества путем последовательности. Причем общества, сосуществуя друг с другом, находятся на разных этапах развития. Теория также стремится учесть все то многообразие обществ, которое сложилось в мире. Большое внимание уделяется незападному миру. В первую очередь в данной теории выделяют два типа общества: традиционное и современное. Модернизацией называется переход от традиционного общества к современному.

   Традиционному обществу, по теории модернизации, присущи следующие черты: цикличность развития, авторитарная власть, организация социальной жизни зависит от религии и мифологии, коллективистский характер общества, производство акцентируется на насущных потребностях.

   Что касается современного общества, то оно в большей степени по своим характеристикам противоположно традиционному: преобладание инноваций над традициями,  поступательное развитие, значительно выделена персональность, способность производить ради будущего, а не ради насущих потребностей, система власти либерально-демократическая, ориентация на инструментальные ценности. Согласно теории модернизации одни общества все ещё имеют яркие черты традиционных, другие уже перешли в постсовременной (постиндустриальной) фазе. Соответственно не все существующие общества относятся к современным. Освоение современного научно-технического прогресса и утверждение ценностей либерализма в обществе - основное составляющее модернизации.

    Если рассматривать варианты и пути модернизации, то эта проблема решалась в теоретическом споре между либералами и консерваторами.

           Либерализм говорит о таком устройстве общества, в котором обеспечивается максимум свободы индивида. Несмотря на все разнообразие культур, ценностей, традиций, социальных особенностей, темпов                         

развития, по   либеральной теории модернизации все общества должны придти к схожей модели социальной системы. В рамках этого подхода известный американский политолог Робет Даль выдвинул теорию полиархии. По его мнению, в слаборазвитых странах полиархия обеспечивает открытость политического лидерства и элит, высокую активность населения, что и создает политические предпосылки и условия для реформ. Однако такая система не всегда достигается с легкостью для таких стран, где была «закрытая гегемония» и начала строиться система, дающая возможность гражданам контролировать деятельность власти и исключающая произвол элиты. По мнению Даля, переход к полиархии должен быть не резким, а последовательным. Авторитаризм он понимал как неизбежное установление гегемонии лишь в одной из сил, которые участвуют в политическом диалоге. Это может плачевно сказаться на достижении  целей модернизации. Поэтому нужна сильная исполнительная власть, развитое самоуправление на местах и обеспечение взаимной безопасности конкурирующих элит.2

   Помимо либерального направления, выделяют консервативное. С. Хантингтон, один из известных представителей консервативной теории модернизации, подчеркивал, что главная проблема теории модернизации - создание институтов, которые будут эффективно решать проблемы важные для данного общества. Открытость и демократизм в данной ситуации встают уже на второе место. Ученый делает упор на порядок, организованность, авторитарных методах правления. С точки зрения консерватизма модернизации должна проходить в соответствии с особенностями данного общества.

Общей слабостью теорий модернизации был дихотомизм, представление о развивающихся обществах как антиподе развитых по всей сумме социально-экономических и культурно-антропологических характеристик. Различие между теми и другими обществами сводилось в ряд противоположностей: аграрные – индустриальные, перераспределяющие ограниченные материальные ресурсы и регламентирующие общественные потребности – ориентированные на неограниченный рост производства и потребностей, авторитарные – либеральные, иерархические – эгалитарные, закрытые – открытые, семейственность (преданность первичной социальной ячейке) – гражданственность (лояльность обществу и государству), «растворенная» (стадная) личность – самостоятельный индивид, конформизм – творческая личность и т.д. Левая часть такого ряда формировала модель «традиционного общества», правая часть – модель «современного общества». Между состояниями «традиционности» и «современности» не было видно никакого исторического пространства: подразумевалось нечто вроде вознесения развивающихся стран из своей первозданности в цивилизованные по мировым стандартам общества. Схема «идеальной» модернизации диктовала полный разрыв государств третьего мира со своим прошлым, отказ от всякой преемственности, полное размежевание с культурной традицией.3

В теории модернизации говорится о том, что страны Запада прошли по пути модернизации первыми, а в незападных процесс модернизации осуществлялся как ответ на вызовы Запада. Поэтому в незападных странах модернизация получается догоняющей и говорит о том, чтобы идти по дороге, которая уже проложена Западом (примером может служить современнаяРоссия).                 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие модернизации и ее составляющие.

  Модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.4

  Модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.5

  В политологии не существует единого мнения относительно движущей силы процесса политической модернизации. Но наиболее общепризнанным считают мнение Г. Алмонда и Л. Пая, которые утверждали, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые, для  обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма, должна выполнять политическая система. Функциональный подход «изменение системных качеств и функций политических институтов» включает в себя три процесса:

        1. структурную  дифференциацию институтов политической  системы и специализацию их  функций;

        2. возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию;

        3. тенденцию к равноправию.6

        Рассмотрим  данные процессы модернизации, которые выделили Г. Алмонд и Л. Пай.

 Структурное разделение институтов политической системы указывает на усложнение социальных отношений, т.к. появляются новые группы интересов. Для удовлетворения новых социально - экономических потребностей политичекая система должна оперативно реагировать на их появление. Каждая отдельная политическая структура выполняет определенную функцию, но в тоже время эти структуры очень взаимосвязаны и составляют интеграционную систему. Однако в традиционных обществах такого разделения труда нет, т.к. все управляющие и властные функции находятся у узкого круга лиц.

Формирование мобилизационной способности происходит при определенных условиях. Возрастающее многообразие интересов и потребностей социальных групп и индивидов заметно повышает конфликтность и интенсивность столкновения интересов политических сил, преследующих свои цели.7 Проявляется способность политической системы в мобилизации людских и материальных ресурсов, которая нужна для обеспечения социального прогресса. В традиционных обществах мобилизация осуществляется с помощью насилия.

Информация о работе Проблемы политической модернизации в современной российской политологии