Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:47, реферат

Краткое описание

Все выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, и обосновывает ее выбор.
Цель работы – охарактеризовать развитие малого предпринимательства в РФ.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и значение малого предпринимательства;
- рассмотреть основные тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в экономике Реферат 236311.docx

— 1.73 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание


 

 

 

Введение

 

Как показывает практика развитых государств, малое и среднее предпринимательство имеет большое значение для экономики страны, его развитие воздействует на экономический рост, на ускорение НТП, на насыщение рынка товарами нужного качества, на образование новых дополнительных рабочих мест, одним словом, участвует в решении многих актуальных социально-экономических и прочих проблем.

В связи с этим абсолютное множество развитых  государств всемерно производит поощрение их деятельности и оказание большую поддержку малому предпринимательству, особенно в создании новых, различных по специализации и направлениям предприятий малого предпринимательства.

Так, к примеру, в нашей стране действует закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 2007 года (с изменениями и дополнениями), которым определены меры по стимулированию развития малого предпринимательства.

Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важнейшим фактором увеличения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства экономисты судят о способности государства приспосабливаться к изменяющейся экономической обстановке.

Все выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, и обосновывает ее выбор.

Цель работы – охарактеризовать развитие малого предпринимательства в РФ.

Задачи работы:

- раскрыть сущность и  значение малого предпринимательства;

- рассмотреть основные  тенденции и проблемы развития  малого предпринимательства в РФ.

 

1. Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса

 

Федеральным законом от 06 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» представляется определение понятия малых предприятий. Малыми предприятиями в экономике РФ считаются следующие коммерческие организации, которые являются юридическими лицами:

1) В уставном  капитале которых доля государственной  собственности Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных  и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом сложение долей по выше перечисленным формам собственности не делается). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли складываются).

2) Средняя  численность работников (включая  совместителей и работающих по договорам подряда) не должна быть выше ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек [2].

У начинающих предпринимателей  должна быть четкая уверенность в том, что они постоянно должны заниматься самообразованием. Это связано с тем, что бизнес в современных условиях развивается достаточно быстро и непредсказуемо.

Малый бизнес представляет собой то, что будет иметь смысл всегда, потому что людям необходимы услуги, штучные товары, питание, развлечения и много другого. Развитие малого бизнеса в России является важной проблемой, которая является актуальной в любой стране, в РФ же у его становления есть собственные особенности и сложности, однако и преимущества для владельцев малых предприятий также [14, с.164].

В целом, что же можно относить к первоочередным проблемам малого бизнеса в России? В основном проблема является банальной – она состоит в вечном поиске и недостатке денежных средств для открытия собственного предприятия. В связи с этим необходимым является разделение причин недостатка денежных средств малых предприятий на группы.

  • Инвестирование в малое предпринимательство всегда затруднено. Каким бы образом ни поддерживало государство развитие малого бизнеса, какие бы государством ни были прияты программы, структуры, у которых имеются средства, скорее всего, будут их вкладывать в рыночных лидеров. И можно отметить, что криминализация малого бизнеса в некоторой своей части связана именно с тем, что отсутствует интерес к малому бизнесу со стороны достаточно серьезных инвесторов.

  • Кредиты малому бизнеса также являются малодоступными. В связи с тем, что у начинающих бизнесменов, как правило, нет имущества, которым можно данные кредиты обеспечить, и банковские учреждения достаточно неохотно идут на такого рода кредитование малого бизнеса даже в рамках разных программ.

  • Лизинг или покупка достаточно дорогого оборудования в кредит также являются затрудненными. Причем по указанным же причинам, да и первые взносы бывают высокими для большого количества начинающих предпринимателей [8, с.15].

Как можно отметить, ситуация для начинающих предпринимателей сложная, однако при этом небезвыходная. Иначе, малый бизнес России был бы на месте, и не было никакого развития. Но при этом существуют и иные способы, каким образом привлечь денежные средства в малый бизнес.

Нужно рассмотреть, в чем же состоят преимущества российского малого бизнеса? К примеру, в том, что он является достаточно гибким. Можно воспользоваться такими формами ведения малого бизнеса: домашний и семейный бизнес, франчайзинг. Нужно остановиться на каждой форме малого бизнеса немного подробнее.

Домашний и семейный бизнес являются также частным предпринимательством. Возможно, это является наиболее приемлемым для большинства людей вариантом ведения малого бизнеса. Его преимущества состоят в том, прежде всего, что человек будет сам себе хозяином, бухгалтером и боссом. Индивид может самостоятельным образом принимать решения и сам за них быть в ответе. Доходы людей в их собственных руках. И, наконец, если предпринимателя постигнет неудача, он не подведет наемных работников, потому что в качестве их выступают члены семьи. Данный факт для большинства людей является немаловажным.

Во всем мире есть практика франчайзинга, или приобретения торговой марки, брэнда. Под этим подразумевается, что можно приобрести у правообладателя право на выпуск продукции под его маркой, на которую уже имеется спрос, она широко разрекламирована и, скорее всего, в ближайшем будущем будет приносить доход. Однако, для России такого рода практика пока достаточно нова, однако получить сведения о данном способе при большом желании несложно. Преимущества являются очевидными - товар уже адаптирован к требованиям рынка, технология является отработанной, рынки сбыта достаточно ясны. Предпринимателю остается только взять кредит, который в данном случае получить проще, и при этом не испортить свое начатое дело [9, с.82].

В том случае, если у гражданина присутствует желание официальным образом стать предпринимателем, то ему нужно будет зарегистрироваться в качестве такового в налоговой инспекции, приобрести необходимые лицензии, вести положенную отчетность (и все это непосредственно самому предпринимателю, иногда при этом пользуясь разовыми консультациями бухгалтера или аудитора). Часть личных расходов обязательным образом разрешат списать на нужды предпринимательской деятельности. В качестве них могут выступать расходы на содержание автомобиля, почтовые расходы и телефонные счета, в отдельно взятых случаях – это могут быть часть коммунальных платежей и плата за аренду офиса.

К трудностям предпринимательской деятельности малого (включая и семейного) бизнеса, к примеру, относят то, что рабочий день у предпринимателя является ненормированным, функции его вместе с тем не определены, он будет самостоятельно делать все, что в давно имеющейся фирме делают разные люди. Его домашние могут по-разному относиться к тому, что он трудится дома.

И, наконец, предпринимательский доход может оказаться гораздо меньше, чем сначала он рассчитывал. Кстати, типичной ошибкой большого количества людей является именно то, что, являясь наемными работниками, ими считается, что они будут получать гораздо больше, если будут работать на самих себя. Однако в практической деятельности это совсем не факт. После покрытия совокупных затрат сумма может быть даже отрицательной по причине того, если в каких-то аспектах была допущена ошибка или работа идет только на перспективу. В связи с этим специалистами считается, что в начале самостоятельной деятельности кто-то в семье должен иметь постоянный заработок, к примеру, быть на работе в государственной структуре.

Российский малый бизнес играет большую роль в формировании стабильности структуры рынка, а также в развитии сектора экономики.

Помимо этого, малым бизнесом выполняется большое количество важнейших социально-экономических задач, к примеру, таких: создание рабочих мест, рост уровня конкуренции, что, в итоге, может привести к снижению безработицы, падению уровня цен [10, с.459]. 

Необходимо также заметить, что малый бизнес участвует в развитии кредитования малого предпринимательства, способствует уменьшению ставок процентов по кредитам для ведения бизнеса и совершенствованию качества обслуживания в банковском учреждении, уровня сервиса.

 

2. Государственная поддержка малого  бизнеса

 

В последнее время в РФ были сформированы основные общепринятые в государствах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Принимая во внимание современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а вместе с тем недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства является в современных условиях ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в РФ [7, с.51].

Достаточно важным шагом к формированию последовательной государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства стала разработка и принятие Государственным советом РФ Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ и ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». По сути, данные документы декларирует отношения органов власти к малому предпринимательству, они должны выступать в качестве базы формирования ведущих направлений улучшения государственной политики в отношении этого важного сектора национальной экономики. Но при этом реализация рассмотренных в Концепции намерений государства в отношении малого предпринимательства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу, а вместе с тем осуществления контроля за реализацией основных положений названных документов.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства производит Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов [8, с.16].

В качестве основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в РФ можно назвать: [6, с.47]

1. Формирование упрощенной системы ведения учета и отчетности и распределение льгот в налоговой сфере.

2. Образование отлаженной жизнеспособной системы поддержки и развития малого предпринимательства.

3. Открытие доступа к применению субъектами малого предпринимательства государственных бюджетных, материально-технических и информационных ресурсов, а вместе с тем к новейшим научно-техническим и информационным разработкам и технологиям.

4. Образование упрощенного порядка регистрации субъекта малого предпринимательства, содействие в решении вопросов, которые связаны с приобретением патентов и лицензий на осуществление их деятельности, сертификация выпускаемой ими продукции.

5. Поощрение деятельности субъектов малого предпринимательства на международных рынках. Содействие в развитии торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами.

6. Налаживание образовательной системы, предоставление возможностей подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства.

7. Проведение оценки состояния малого предпринимательства и эффективности проводимых мероприятий по его поддержке государством.

8. Организация разработок и реализации федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

9. Подготовка предложений по вопросам введения для субъектов малого предпринимательства налоговых льгот или льгот в других сферах.

10. Распределение выделяемых бюджетом РФ средств и различного рода внебюджетных фондов с целью оказания поддержки малым предприятиям.

Многими предпринимателями считается, что в условиях современной экономики малый бизнес развивать достаточно сложно. Так или иначе, мировой финансовый кризис оказал свое влияние в той или иной мере на всех отраслях экономики, у населения произошло уменьшение доходов и, как следствие, снизился спрос на товары, работы и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы выжить в данных условиях и получать прибыль от основной деятельности. Правительство РФ сделало объявление о том, что намерено разными способами поддерживать малое предпринимательство при помощи новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Если рассматривать высказывания экспертов, представителями малого предпринимательства оценивается сложившаяся в экономике РФ ситуация достаточно пессимистично, однако большинство всё же настроены на продолжение своего дела, и считают, что перспективы малого предпринимательства являются весьма оптимистичными. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают только на собственные силы и ресурсы.

Информация о работе Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса