Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучение конкурентного законодательства. Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Подборка законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
Анализ законодательной базы, регулирующей деятельность государства по обеспечению конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Рассмотрение полномочий антимонопольного органа и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Содержание

Введение 3
1. Правовое обеспечение развития конкуренции 5
1.1 Цель конкурентного законодательства 6
1.2 Виды монополистической деятельности 7
2. Функции и полномочия антимонопольного органа 9
3. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства 12
4. Судебные решения за 2011 год 15
Заключение 18
Литература 20

Вложенные файлы: 1 файл

Московская государственная юридическая академияж.docx

— 50.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Московская государственная  юридическая академия им. О.Е. Кутафина Институт (филиал) г.Киров

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине "Предпринимательское право"

 

тема: Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  2 курса

дневного отделения ОСП

Юрецкая Алина

 

Проверено:

Преподаватель

______________

 

 

 

 

Киров

2012

 

 

 

Содержание 

 

 

Введение 3

1. Правовое обеспечение развития конкуренции 5

1.1 Цель конкурентного законодательства 6

1.2 Виды монополистической деятельности 7

2. Функции и полномочия антимонопольного органа 9

3. Ответственность  за нарушения антимонопольного  законодательства 12

4. Судебные  решения  за 2011 год 15

Заключение 18

Литература 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы «Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности». Данная тема актуальна в настоящее время. Становление полноценной конкурентной среды на товарных рынках является непременным условием развития рыночных отношений, достижения экономической эффективности производства, качественного удовлетворения растущих потребностей потребителей товаров и услуг. Именно конкуренция заставляет производителей применять методы, направленные на снижение издержек и улучшение качества производимой продукции. Именно наличие конкурентной среды препятствует производителям увеличивать прибыль за счет недозволенных методов конкурентной борьбы - злоупотребления доминирующим положением, заключения ограничительных соглашений, вступления в сговоры, использования приемов недобросовестной конкуренции.

Однако, несмотря на всю важность данного института, в России до настоящего времени конкуренция развилась  явно недостаточно, в некоторых отраслях ситуация по-прежнему близка к монопольной. Связано это в числе прочего с тем, что российское конкурентное законодательство оказалось не в состоянии решить существующие проблемы.

В последнее время в  качестве положительной тенденции  следует отметить усиление внимания законодателя к конкурентному праву. За 2008 - 2009 гг. произошли существенные изменения в регулировании конкурентных отношений. Принят так называемый второй антимонопольный пакет, которым  внесены поправки в Федеральный  закон "О защите конкуренции", в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в  ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. Принято Постановление  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". Однако наиболее важным документом следует признать новую Программу развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р. Данная Программа определяет приоритеты конкурентной политики на период до 2021 г. 7

 

 

Целью  моей курсовой работы является изучение конкурентного законодательства. Для достижения данной цели я поставила  перед собой следующие задачи:

  1. Подборка законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
  2. Анализ законодательной базы, регулирующей деятельность государства по обеспечению конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
  3. Рассмотрение полномочий антимонопольного органа и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое обеспечение развития конкуренции

 

Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом  свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства  в экономике.

Конкуренция означает соперничество  хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельными действиями каждого  из них исключается или ограничивается возможность субъектов в одностороннем  порядке воздействовать на общие  условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное законодательство - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополизма, связанных  с властью, позволяющей подавлять  конкуренцию.

Противоположностью конкуренции  является монополистическая деятельность, которая запрещена законом и  относится к противоправной деятельности. Монополистическая деятельность - это  злоупотребление хозяйствующим  субъектом, группой лиц своим  доминирующим положением; соглашения или согласованные действия, запрещенные  антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Антимонопольное регулирование - это важнейшая составляющая часть  экономической политики государства  во всех странах с рыночной экономикой. 6

 

 

 

    1. Цель конкурентного законодательства

 

Ключевым инструментом достижения целей социально-экономической развития является конкурентная политика. Она  направлена на повышение эффективности  и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий  и, тем самым, на создание условий  для обеспечения потребностей граждан  Российской Федерации в товарах  и услугах экономически эффективным  образом.

 Конкурентная политика  является инструментом реализации  следующих направлений Концепции  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации:  во-первых, формирование институциональной  среды инновационного развития, во-вторых, снижение инфляции, в-третьих,  создание условий для повышения  качества и уровня жизни населения,  в-четвертых, развития национальной  конкуретноспособности.

 Достижение цели конкурентной  политики предполагает решение некоторых задач.

Во-первых, общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.

Во-вторых, повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.

В-третьих, реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Целями настоящего законодательства о защите конкуренции является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков; предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.2

 

    1. Виды  монополистической деятельности

 

Антимонопольное законодательство определяет некоторые виды монополистической деятельности.

Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением на рынке (ч. 6.1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции"). Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения на рынке. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, если тот же товар обращается и на иных товарных рынках в Российской Федерации. Антимонопольное законодательство запрещает совершать такие действия, как изъятие из обращение товаров, если результатом такого изъятия будет повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение либо прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.

 Соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д. (ст. 11).

Ограничивающие конкуренцию  акты и действия (бездействие) федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15).

Запрещается наделение органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых  приводит или может привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещается совмещение функций  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и  функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных  федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, а также наделение хозяйствующих  субъектов функциями и правами  указанных органов, в том числе  функциями и правами органов  государственного контроля и надзора.

 

 Недобросовестная конкуренция.

Кроме монополистической  деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; в введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; в продаже, обмену или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; в незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительного  права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. 6

  1. Функции и полномочия антимонопольного органа

 

Федеральная антимонопольная  служба Российской Федерации является ключевым органом исполнительной власти в сфере административно-правового  регулирования антимонопольной  деятельности Российской Федерации. При  этом одним из фундаментальных аспектов рассматриваемого вопроса является то, что "антимонопольные органы уполномочены на рассмотрение дел о  нарушении органами власти приведенного запрета, по результатам которого они  могут принять решение о признании  в действиях органа власти нарушения  статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Наличие у органов публичной  власти, действия которых квалифицированы  как нарушение положений приведенной  статьи, возможности оспаривания  решений антимонопольных органов  в судебном порядке поставило  перед судами ряд вопросов практического  значения и выявило необходимость  формирования единого подхода к  рассмотрению дел обозначенной категории".

Информация о работе Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности