Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:22, реферат
Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.
Введение.........................................................................................................3
Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них...................................................................................................................4
Нормативно-правовая база конкуренции....................................................9
Правовые меры защиты конкуренции.......................................................13
Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции.......22
Заключение..................................................................................................25
Список использованной литературы.........................................................27
Санкт-Петербургский филиал
федерального государственного
образовательного бюджетного учреждения
высшего профессионального
Реферат по дисциплине:
"Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
на тему: "Правовые гарантии конкуренции в РФ"
Выполнил студент
302 группы
Михайлов Е.Э.
Проверил преподаватель
Часовникова А.В.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Актуальность данного вопроса состоит в том, что проблемы законной конкуренции в Российской Федерации не всегда выполняются. Хуже ситуация обстояла в нашей стране на стадии становления капиталистического строя в конце XX века, для этого необходимо знать права и обязанности участников правоотношений в данном аспекте, чтобы не допускать незаконных действий в отрасли предпринимательского права со стороны нарушителей.
Цель работы - исследовать конкуренцию в Российском законодательстве.
Объектом исследования является нормативно-правовая база Российской Федерации касающаяся конкуренции.
Конкуренция и
монополия как объективные
Законодательство о
Определение конкуренции
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В предпринимательской
В ГК РФ термин "конкуренция"
используется всего два раза. В
статье 10 говорится о недопустимости
использования гражданских прав
в целях ограничения
Юридическое содержание конкуренции
характеризуется тремя
1) в большинстве случаев
конкуренция является
2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная
деятельность хозяйствующих
Правовое значение используемого
в российском антимонопольном
Конкуренция - это условие
рыночной активности. Задавая критерии
эффективности и ориентируя рынок
на поиск лучших условий хозяйствования,
конкуренция обусловливает
Определение монополии
Антиподом конкуренции является
монополия. Легального определения
монополии в нашем
Монополия означает:
1) исключительное положение
хозяйствующего субъекта на
2) особое поведение
3) исключительное право,
которое предоставляется
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие
впервые предложило
2) государственная (эмиссия
наличных денег, экспорт и
3) естественная (функционирует
только тогда, когда на рынке
присутствует лишь один
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное
ограничение. Монополии существуют,
так как они покупают или им
предоставляется исключительное право
на продажу некоего блага. В некоторых
случаях государство оставляет
за собой право на монополию; в
ряде стран только государственные
монополии могут продавать
Необходимость регулирования конкуренции и монополии
Стремление к выгоде (прибыли)
может побуждать
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке.
Нормативно правовая база конкуренции
Правовые основы регулирования
конкурентных отношений определяются
федеральным антимонопольным
Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» объединил в себе два ранее действовавших закона - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.
Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» раскрывает понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции:
Недобросовестная конкуренция включает в себя:
Информация о работе Правовые гарантии конкуренции в Российской Федерации