Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 11:03, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать предпринимательство, как фактор развития региональной экономики.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль предпринимательства в современной рыночной экономике Юга России
- проследить формирование и развитие предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности в Ростовской области и определить ее особенности.
Введение
Глава 1. Предпринимательство на Юге России
1.1.история развития и общая характеристика состояния предпринимательства на Юге России
Глава 2. Фактор развития предпринимательства на Юге России
2.1.опыт южных компаний-газелей
Глава 3. Особенности развития предпринимательства в Ростовской области
3.1. внимание властей
Заключение
Список литературы
Примечания.
Министерство образования и
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Кафедра экономики и региональн
Курсовая работа на тему:
Предпринимательство на Юге России как фактор развития региональной экономики.
План.
Введение
Глава 1. Предпринимательство на Юге России
1.1.история развития и общая характеристика состояния предпринимательства на Юге России
Глава 2. Фактор развития предпринимательства на Юге России
2.1.опыт южных компаний-газелей
Глава 3. Особенности развития предпринимательства в Ростовской области
3.1. внимание властей
Заключение
Список литературы
Примечания.
Введение
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства.
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги, приводящая к взаимной выгоде заинтересованных лиц и предприятий, организаций.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Юг России является площадкой реализации многих Федеральных целевых программ, в том числе и по поддержке малого предпринимательства. Результаты сплошного наблюдения подтверждают, что малое и среднее предпринимательство является сектором специализации юга России. На душу населения здесь приходится больше, чем по России, индивидуальных предпринимателей, замещаемых ими рабочих мест и производимой продукции. А значит, предпринимательство является одним из основных источников пополнения бюджета как субъектов федерации, так и местных бюджетов. Следовательно, данный сегмент рынка должен быть пристально изучаться и подвергаться статистическому анализу. Объективно можно сказать, что предпринимательство на Юге России является одним из важнейших факторов развития региональной экономики.
Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Анимица Е.Г., Буянкина А.Н., Блинов А.О., Муравьев А.И., а так же необходимо прибегнуть к ссылкам на информацию таких авторитетных аналитических изданий регионального и федерального уровней, как журналы «Эксперт» и «Эксперт-Юг», «КоммерсантЪ» и «КоммерсантЪ-Юг» и многие другие.
Цель данной работы - исследовать предпринимательство, как фактор развития региональной экономики.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль
предпринимательства в современ
- проследить формирование и
развитие предпринимательства
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности в Ростовской области и определить ее особенности.
Глава 1. Предпринимательство на Юге России
1.1.История развития и общая
характеристика состояния
Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньше трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовым явлением. (Исаев И.А. История государства и права России. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.)
В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки - коммерческий, земельный и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
Однако после окончания Первой Мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - НЭП (1921-1926). (История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000, 480с.) Однако, с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. - Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
В начале 1990 года предприятия малого бизнеса образовались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2005.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во - первых путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависти от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конечный результат экономических решений.
Что же касается юридического аспекта формирования предпринимательства в России, стоит отметить следующие моменты.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов - М: «Дашков и Ко», 2005..
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и
- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., № 88-Ф.
Результаты сплошного наблюдения показали, что более 90% субъектов малого предпринимательства составляют микропредприятия. Шанс перейти на следующий уровень и стать «малым» есть только у одного из десяти микропредприятий. Аналогично «средним» становится только одно из десяти малых предприятий. На юге России изначально выше доля деятельных микропредприятий (94–96% в общей численности субъектов малого предпринимательства) («Эксперт Юг» №7-8 (197)), но их шансы стать «малыми» на Юге ниже — примерно 1 к 14–15 в субъектах ЮФО и 1 к 20–25 в субъектах СКФО. А процент переходящих из «малых» в «средние» — такой же, как и по России в целом (1 к 10). То есть те, кто на юге России прорвался в «малые», становятся жизнеспособными уже и по российским стандартам.
Важнейшими чертами предпринимательской
деятельности являются самостоятельность,
экономическая заинтересованность,
Предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
Эволюция микропредприятий до уровня малых требует значительных усилий по техническому оснащению бизнеса (стоимость фондов растёт в 10 раз), найму персонала (рост в 11 раз) и росту реализации (в 20 раз). Следующий этап — переход в категорию среднего предприятия — требует увеличения фондов в 6 раз, численности работников в 3 раза и роста реализации — в 5–6 раз. Таким образом, рывок из микромира в малое предпринимательство требует существенно больше первоначальных усилий, фондов и работников, но даёт и более высокую отдачу. Вот где источник экономического роста! Переход в категорию средних предприятий не требует стольких усилий, осуществляется на базе модернизации производства и, несмотря на высокий уровень затрат на оборудование, даёт существенный (в 2 раза!) рост производительности труда.
Информация о работе Предпринимательство на юге России как фактор развития региональной экономики