Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа
Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….
Содержание
Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная
поддержка малого
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура
поддержки малого бизнеса………………
3 Особенности
государственной поддержки
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….
Введение
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.
Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Актуальность изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Степень изученности и новизны. Научная новизна проведенного исследования заключается не только в проведенном обобщение теоретическом правовых основ государственной поддержки, в проведении комплексного анализа современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации и Республики Мордовия, а также в выявление ряда проблем малого предпринимательства и анализе практического применения поддержки малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.
Эмпирическую основу исследования составили законодательные акты, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по поддержке и развитию малого бизнеса
Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать
нормативно-правовую базу по
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- изучить формы и
виды комплексной и адресной
поддержки и развития
Объектом изучения данной дипломной работы являются формы государственной поддержки малого бизнеса в России и Республики Мордовия.
Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии общества, его проблемы и перспективы.
Методологическая основа дипломной работы. Работа базируется на сравнительном анализе статей источников, а также на анализе ряда работ ученых, уделяющих внимание в своих трудах изучению проблем малого бизнеса в современной экономике.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности по исследованию в области проблем малого предпринимательства и способов оказания поддержки малому предпринимательству на федеральном и региональном уровне.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России
В п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ дано легальное определение понятия «предпринимательская деятельность», которая определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3, c.8].
Статья 23 Гражданского Кодекса РФ устанавливает, что гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[3, c.19].
В ст. 34 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, основной закон страны гарантирует право всем дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. [1, c.34]
Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Малый бизнес в настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия[12, c.36].
В Российской Федерации предпринимательская деятельность физических лиц осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) [16, c.33]. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.).
Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. В Российской Федерации сектору малого предпринимательства принадлежит значительное место. Особые функции он выполняет в развитии региональной экономики, позволяя наиболее эффективно использовать экономический потенциал регионов. Однако, несмотря на растущий вклад в национальную экономику, сектор малого предпринимательства не является зрелым социально-экономическим институтом, потенциал предпринимательской среды, способный существенно повлиять на процессы системной трансформации экономики России, используется не в полной мере.
Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.
Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов[14, c.201].
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись[24, c.108].
Наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В России основные
категории субъектов малого и
среднего предпринимательства
К ним относятся
внесенные в Единый государственный
реестр юридических лиц
1) для юридических
лиц – суммарная доля участия
Российской Федерации,
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
а) от 100 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек
включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий выделя
Стоит отметить,
что средняя численность