Амнезирующие факторы и их влияние на память человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Память и ее значение………………………………………………………...………4
Процессы и виды памяти………………………………………………………...….5
Нарушения памяти…………………………………………………………………..9
Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….11
Заключение……………………………………………………………………….…14
Список использованной литературы………………………………………..…….15

Вложенные файлы: 1 файл

амнезирующие факторы и их влияние на память человека.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема реферата: «Амнезирующие  факторы и их влияние на память человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

Память и ее значение………………………………………………………...………4

Процессы и виды памяти………………………………………………………...….5

Нарушения памяти…………………………………………………………………..9

Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….11

Заключение……………………………………………………………………….…14

Список использованной литературы………………………………………..…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Память —  форма  психического  отражения,  заключающаяся  в  закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая  возможным

его  повторное  использование  в  деятельности  или  возвращение   в   сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и  будущим  и  является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа  психической  деятельности.  Без  нее  невозможно  понять

основы формирования поведения  мышления, сознания, подсознания.  Поэтому  для

лучшего понимания  человека  необходимо  как  можно  больше  знать  о  нашей памяти.

   Образы предметов или  процессов  реальной  действительности,  которые  мы

воспринимали   ранее,   а   сейчас   мысленно   воспроизводим,    называются

представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь  Кир,  Александр  Македонский  и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а  количество  солдат

у каждого превышало  30  тысяч  человек.  Такими  же  способностями  обладал

знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти  тысяч

жителей греческой столицы  Афины.  Академик  А.  Ф.  Иоффе  по  памяти  знал

таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А.  А.  Чаплыгин  мог

на  спор  выучить  любую  книгу,  безошибочно  назвать  номер  телефона,  по

которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один  раз.  Книговеды  –

древнейший памятник индейской  литературы на  протяжении  веков  передавалось

устно, сохраняя лишь в памяти  индейцев.  Жрецы  и  сейчас помнят  народный

эпос, все песни Махабхары в  300  тысяч  строк.  Все  эти  примеры  наглядно

демонстрируют безграничные возможности  памяти.

   Значение памяти в жизни человека очень  велико.  Абсолютно  все,  что  мы

знаем, умеем, есть следствие способности  мозга  запоминать  и  сохранять  в

памяти образы, мысли, пережитые  чувства, движения  и  их  системы.  Человек,

лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в  положении

новорожденного, был бы  существом,  не  способным  ничему  научиться,  ничем

овладеть,  и  его  действия  определялись  бы  только  инстинктами.   Память

создает, сохраняет  и  обогащает  наши  знания,  умения,  навыки,  без  чего

немыслимы  ни  успешное  учение,  ни  плодотворная   деятельность.   Человек

запоминает наиболее прочно те факты, события и явления,  которые имеют для

него, для его деятельности особенно важное значение.  И  наоборот,  все  то,

что для  человека  малозначимо,  запоминается  значительно  хуже  и  быстрее

забывается. Большое значение  при  запоминании  имеют  устойчивые  интересы,

характеризующие личность. Все,  что  в  окружающей  жизни  связано  с  этими

устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память и  ее значение

 

Понятие о памяти. Наш  мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Образы предметов и  явлений, которые возникают в  мозгу в результате воздействия  их на анализаторы, не .исчезают бесследно  после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в  виде так называемых представлений памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т. д.), обонятельные (мы можем представить себе, т. е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому, ворсистому меху). Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Память и личность. Память, как и все другие психические  процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает  что-либо, воспроизводит либо узнает — всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для  его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для  человека маловажно, запоминается значительно  хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.

Продуктивность памяти во мдамчш зависит и от волевых  качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, намять связана с особенностями .лживости. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти я управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.

Процессы памяти

 

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в  качестве основания для их выделения  рассматривают функции памяти.

Выделяют следующие  процессы памяти:

запоминание;

сохранение;

воспроизведение;

забывание.

 

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобретенным. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Наиболее полно запоминается то, что:

- имеет для нас  особо важное значение;

- вызывает у нас  интерес и эмоции.

 

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации:

от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной  памяти и др.);

условий и организации  заучивания;

влияния последующей  информации;

мыслительной переработки материала;

переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

 Можно выделить  следующие способы организации  информации в памяти:

пространственную организацию (позволяет установить связи в  физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится  к определенному уровню в зависимости  от того, какой категории он соответствует.

 

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне:

узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти);

воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека);

припоминания (воспроизведение, требующее  усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

 

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Назовем основные факторы, влияющие на забывание:

возраст;

характер информации и степень  ее использования;

интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

подавление (по 3.Фрейду - торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

 Процессы запоминания, сохранения  и воспроизведения информации  тесно взаимосвязаны (организация  запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

 

 Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:

- скорость запоминания (количество  повторений, необходимых для удержания  материала в памяти);

- скорость забывания (время,  в течение которого запомнившееся ранится в памяти).

 Оба параметра (количество  повторений и время) изменяются  по шкале "быстро - медленно" и дают четыре сочетания, описывающие  особенности памяти по быстроте  запоминания и длительности сохранения.

 

Виды памяти

 

 Память имеет разные  виды и формы. Прежде всего  можно выделить такие виды  памяти, как: 

генетическая (наследственная);

прижизненная.

 

Генетическая память включает в основном инстинкты и  почти не зависит от условий жизнедеятельности  человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

 

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Ее можно классифицировать по разным основаниям.

 

По наличию целевой  установки и затрачиваемым на запоминание усилиям, память выделяется:

- непроизвольная память - это автоматическое запоминание  и воспроизведение информации, происходящее  без усилий со стороны человека  и установки на запоминание.

- произвольная память - запоминание со специальной  установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

 

По степени осмысленности  память подразделяется:

- механическая память  основана на повторении материала  без его осмысливания. При таком  запоминании слова, предметы, события,  движения запоминаются точно  в таком порядке, в каком они и воспринимались. Механическая память выступает в форме способности к научению и приобретению жизненного опыта.

- смысловая память  предполагает осмысливание запоминаемого  материала, которое основано на  понимании внутренних логических  связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

 

В зависимости от установки  на время хранения информации выделяется:

- кратковременная память  хранит информацию, в среднем  около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память работает без предварительной ознакомительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Информация о работе Амнезирующие факторы и их влияние на память человека