Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Возрастные категории обозначают не только возраст и уровень биологического развития, а также общественное положение, социальный статус. Возраст 12-13 лет является отроческим периодом,т.е. переходом от детства к взрослости. Этот период в разные времена оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток как бы заново рождался, получал новое имя.

Содержание

1. Введение 3.
Часть 1.
2. Теории взросления 4.
3. Психологическое развитие подростка 8.
3.1. Влияние физического развития на психологическое развитие8.
3.2. Эмоциональное и личностное развитие 12.
4. Кризисы подросткового возраста 15.
Часть 2.
1. Исследование 16.
2. Заключение 44.
3. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая попсиходиагностике.docx

— 159.76 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет Психологии

Кафедра клинической психологии

Очно-заочная форма обучения

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Психодиагностика

на тему: «Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет.»

 

 

                                                                        Выполнил студент 4 курса

                                                Шумов А.В.

                                                                    Научный руководитель:

                                                                          к.псх.н., доц. Д.Л.Петрович

 

                                                                           Дата сдачи:                           .

                                                                           Оценка:                                  .

                                                          Подпись научного

                                                                            руководителя                         .

 

 

Москва 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение                                                                                                        3.

Часть 1.

  1. Теории взросления                                                                                      4.
  2. Психологическое развитие подростка                                                        8.
    1. Влияние физического развития на психологическое развитие     8.
    2. Эмоциональное и личностное развитие                                         12.
  3. Кризисы подросткового возраста                                                             15.

Часть 2.

  1. Исследование                                                                                             16.
  2. Заключение                                                                                                 44.
  3. Вывод                                                                                                          45.

     Приложение 1                                                                                                  46.

     Приложение 2                                                                                                  50.

     Приложение 3                                                                                                  51.

  1. Список литературы                                                                                    53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

   Тема данной курсовой  влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет.

   Возрастные категории  обозначают не только возраст  и уровень биологического развития, а также общественное положение, социальный статус. Возраст 12-13 лет  является отроческим периодом ,т.е. переходом от детства к взрослости. Этот период в разные времена оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток как бы заново рождался, получал новое имя.

   Взросление как особый этап развития неодинаково оценивать в различные эпохи. Подростковый возраст представлялся как период беспокойства, «бури и натиска», протеста, кризиса и конфликта поколений держится уже в течение многих десятилетий или даже столетий.

   Переходный возраст  в этом периоде жизни подразумевает прежде всего переход в биологическом смысле. Социальный статус мало чем отличается от детского. Все подростки-школьники находящиеся на попечении родителей или государства.

   Основной вид деятельности  – учеба.

   Выгодский Л.С. выделял в этом периоде следующие процессы: натуральный ряд – это процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; и социальный ряд – это процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

   Данная тема актуальна  в настоящее время, потому что именно в период взросления возникают конфликты подростков с родителями, учителями и с самим собой.

   Работа состоит из двух частей теоритической и практической. В теоритической части будут рассмотрена литература касающияся особенностей развития подростков. В теоритической части будут проанализированы разные взгляды на теории взросления, психологическое развитие подростков и кризисы в подростковом возрасте. В практической части будут применены, описаны и проанализированы методы из комплексной психодиагностики подросткового возраста касающиеся развития личности: опросник межличностных отношений (ОМО) и опросник А.А.Реана мотивация успеха и боязнь неудачи (приложение 3)[18].

   Объектом являются подростки в возрасте 12-13 лет, учащиеся 6 класса средней общеобразовательной школы.

   Предмет исследования: межличностные отношения и мотивация успехов и неудач.

   Цель курсовой: выяснить есть ли зависимость межличностного общения от мотивации успехов и неудач.

   Задачи исследования:

  1. Проанализировать теории взросления.
  2. Показать зависимость психического развития личности от физиологического развития подростка.
  3. Краткое описание кризиса подростков.

   Гипотеза исследования: межличностные отношения зависят от мотиваци успехов и неудач.

Часть 1.

2.Теории взросления.

   Теории взросления делятся на биогенетические, психоаналитические, психологические и социологические.

   Биогенетические  теории рассматривают развитие, как раскрытие задатков. Это раскрытие  происходит закономерно следующими  один за другим этапами. В основе  лежат биологические модели, тесно  связанные с идеями Чарлза  Дарвина (1809-1882), Эрнста Геккеля (1834-1919), Освальда Кро (1887-1955), Хайнца Вернера (1890-1964).

   Биогенетические  теории исходят из следующих  предпосылок [14]:

  1. эндогенное управление развитием (Хайнц Вернер). План созревания и раскрытия задатков определен генетически и неодинаков у разных индивидов в соответствии с генетической изменчивостью вида. К задаткам относят одаренность, а также большую роль играют рост, созревание, дифференцировка и структурирование.
  2. Развитие как последовательность ступеней или фаз (модель развития по Кро). Признание существования фаз подразумевает, что развитие происходит не плавно, а прерывисто. Предполагается возможность возврата определенных состояний.
  3. Взаимосвязь концепций раскрытия задатков и ступеней развития.
  4. Акцент на процессы созревания. Все существенные функции организма при наличии благоприятных условий окружающей среды достигают зрелости в соответствии с внутренним планом; ход созревания не может быть изменен внешними влияниями, которые лишь ускоряют или замедляют его, но в ограниченных пределах.
  5. Модели роста обязаны своим происхождением изучению биологических явлений, связанных с ростом тела. «Рост не ограничивается увеличением размеров и веса, но включает также структурные изменения, в частности, пропорций и сложности организма» [14]. К сторонникам этой модели относятся Кармайкл, Олсон, Джонс и Стотт.

   Психоаналитические  теории взросления включают в  себя классический психоанализ, нейофрейдистские концепции, теории индивидуальности и идентичности.

   По Зигмунду Фрейду период полового созревания и начала взросления характеризуется высвобождением в связи с биологическими изменениями и созреванием мощной либидозной энергии, под влиянием которой в большей или меньшей степени попадает подросток, обучающийся направлять эти силы по определенным каналам, при этом задействуются бессознательные защитные механизмы[14]. С помощью которых «Я» защищает себя от подчинения силам «ОНО».

   Анной Фрейд положено  начало неофрейдизма. В нем в  отличии от классического психоанализа придается большое значение Я-функциям, которые связываются с влиянием социальных факторов.

   По теории индивидуальности  Блоса взросление - это второй этап индивидуализации включающий в себя следующее: склонность к регрессии и нонконформизм. Склонность к регрессии Блос рассматривает как ориентацию подростков на кумиров, которое напоминает идеализацию детьми родителей. Также к регрессивному поведению он относит склонность к абсолютному поведению религиозным и политическим идеям, а также к уходу в свои переживания или к служению идеалам.

   Теория идентичности  Эриксона характеризуется следующими  особенностями: сильная зависимость  от социального окружения, возникновение  «нормативного кризиса» ведущего  к развитию отклонений. Чтобы  подросток мог справиться со всеми трудностями существует период отсрочки, в который можно опробовать свои будущие роли и задачи взрослого. Центральная тема этой теории постоянное стремление к собственной идентичности и к ее сохранению.

   В психологических  теориях взросление рассматривается  с разных позиций: биографически-описательного  подхода, теории поля, когнитивного  подхода и фокальной теории.

   Главный представитель  биографически-описательного подхода  является Томе и состоит из следующих положений.

  1. плавное развитие под влиянием окружающих условий.
  2. Конфликт как неполноценная реакция.
  3. Изучение биографий для описания и понятия форм столкновений в этом возрасте.

   Теорию поля разработал  гештальт-психолог Курт Левин. Он исходил из следующего постулата: поведение отдельного человека зависит от его личности и окружения; при этом личность и ее окружение взаимозависимы[14]. Развитие в жизненном пространстве проходит в четырех процессах.

  1. расширение жизненного пространства в отношении размеров поля (реальность-нереальность, прошлое-будущее).
  2. Включение новых фантазий, представлений, мыслительных процессов, социальных отношений в жизненное пространство.
  3. Лучшая организация жизненного пространства, установка упорядоченных и закономерных связей между его элементами.
  4. Возрастает способность изменяться, приспосабливаться к требованиям окружающего мира.

   Когнитивные теории взросления исходят в основном из:

  1. теории развития Пиаже, делающей упор на изменение и развитие когнитивных функций и объясняющей приспособление и творческое развитие индивида процессами ассимиляции и аккомодации;
  2. теории стресса и исследования нагрузок, на которой в определенной степени основано изучение способов преодоления трудностей;
  3. концепции возрастных задач развития, сводящей развитие в период взросления главным образом к столкновению с задачами развития, характерными для подростков[14].

   Фокальная теория  Колмана интегрирует в себе различные теоритические подходы. Но в отличии от других Колман указывает на три преимущества своей теории:

  1. основа теории на эмпирических данных;
  2. устранение противоречия между требованиями приспособления и успешным его осуществлением большинством подростков;
  3. теория опирается на механизмы преодоления трудностей, с помощью которых подростки успешно проходят фазу взросления.

   В социологических  теориях важной чертой считается  окружение индивида. Выделяют следующие  теории: теория ролей, деятельный  подход, социально-экологический подход.

   С точки зрения  теории ролей в период взросления  происходят следующие изменения:

  1. изменение отдельных ролей, приводит к необходимости решать задачи развития и соответствовать ожиданиям общества.
  2. Появление необходимости осваивать новые роли.

   Роли во многом  определяются существующим социокультурным  окружением.

   Деятельный подход  основывается на новейших теориях  социализации, в которых под «деятельностью»  понимают «сознательное, целенаправленное, спланированное и преднамеренное  поведение человека»[14].

Информация о работе Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет