Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:26, курсовая работа
У каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Малыши подражают взрослым в своих играх, которые помогает осваивать полученные впечатления.
Игра – творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли и чувства.
1. Введение.
2. История возникновения игрушки.
3. Виды современных игрушек.
4. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.
5. Анализ современных игрушек.
6. Заключение.
7. Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА
Академия социальных и образовательных технологий
Кафедра социальной и семейной педагогики
Курсовая работа по психологии
на тему
«Влияние современной игрушки на психическое развитие ребенка»
Выполнила
студентка 3 курса
специальности
«социальная педагогика»
заочной формы обучения
Пивоварова М.С.
Проверил
Ильин Н.И.
Тамбов 2011
Содержание
Введение
Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.
У каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Малыши подражают взрослым в своих играх, которые помогает осваивать полученные впечатления.
Игра – творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли и чувства.
Игрушка помогает воспитывать у детей интерес к разным видам деятельности, развивает любознательность. Она даёт детям представление о людях разных профессий и национальностей, может помочь воспитать чувство уважения к ним.
Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни.
Во все исторические времена с игрой была связана и игрушка. Она отображает весь круг детских интересов. Ребёнок знакомится с бытовыми предметами, с миром животных, людей, а также порой уходит в мир фантазий.
У игрушки есть своя история. Это ещё раз подтверждает, что она появилась не случайно, а развивалась постепенно как отдельная страница искусства, у которой есть свои традиции.
1.История возникновения игрушки .
Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа. Это были игрушки (или же их подобия) из кости, глины и металла. Известно, что кукла тоже возникла в глубокой древности. Древнейшим египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Интересен тот факт, что эти куклы опять же служили не детям, а были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие куклы Египта были погребальным дарованием и должны были скрасить одиночество умершего человека. Считалось, что куклы, изображающие фигуры людей, могут влиять на их судьбу. Их часто делали без ног, так как боялись, что кукла убежит из гробницы.
Постепенно стали появляться и куклы для игры. Они делались из глины, дерева, соломы и других материалов. Дошли они и до наших дней. Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.
Первой игрушкой ребёнка была погремушка, которая вышла родом из Древней Греции. Там существовало поверье, что различные трещотки, погремушки отгоняют от младенцев злых духов, оберегая ребёнка. Затем появились игрушки, которые могли двигаться благодаря несложному механизму. Это были небольшие фигурки из дерева, изображающие животных, людей, например, «Крокодил», «Тигр». Игрушка Древнего Египта «Месильщик теста» нашла отражение в дальнейшем и в творениях русских мастеров. Пример этого – богородская игрушка «Кузнецы». Механизм их движения очень сходен.
Позднее в игрушке возник образ коня. Такие игрушки были очень любимы детьми Древней Греции. Большинство из них делалось из глины. Игрушки отражали события тех времён. Так появилась игрушка «Троянский конь», копирующая огромного деревянного коня, при помощи которого Одиссей взял Трою.
История технической игрушки уходит своими корнями в далекое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушки вообще, но и с развитием техники. Наиболее характерной особенностью технической игрушки является ее способность к движению и даже к самодвижению. А самодвижущиеся механизмы люди пытались создавать еще в античные времена. Правда, в ту пору потребность в таких устройствах определялась в основном запросами рабовладельческой знати, нуждавшейся в предметах роскоши и развлечениях.
Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам-автоматам. Опыт, накопленный поколениями мастеров-механиков при конструировании и постройке всевозможных заводных игрушек, помог разработать и проверить на практике основные принципы и технические средства машиностроения и автоматики. Прямые потомки этих шедевров — механические заводные игрушки - простые, неприхотливые и обще-доступные, не только не утратили своей популярности, но стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.
Таким образом, игры и игрушки возникли очень давно и сопровождают человека на всём протяжении его существования, играя важную роль в его развитии.
Виды современных игрушек
Представления о том, где, когда и для чего детям могут понадобиться игрушки, за последние десятилетия существенно изменились, и ключевым для концепции современной игрушки стало слово развитие. Врачи и педагоги еще в XIX веке заговорили о развитии ребенка посредством стимуляции его двигательной и умственной активности, и важнейшую роль в этом процессе отводили именно играм и игрушкам, но, пожалуй, лишь к концу ХХ века этими идеями прониклись и производители игрушек.
И сейчас любой продавец в магазине обязательно просветит вас - расскажет, что игрушка для младенца должна быть развивающей и функциональной, и продемонстрирует, какие навыки должна формировать и развивать заинтересовавшая вас игрушка. Часто соответствующие надписи есть и на этикетках (вы можете, например, прочитать, что эта погремушка «способствует быстрому развитию рук и глаз, общей координации движений, повышению внимательности», а та «развивает мелкую моторику»). А способов развивать все эти умения современная наука знает немало, им соответствует и оригинальность и остроумие технических, конструктивных решений. Современные игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:
- по возрастному назначению (для новорожденных от 0 до 3 месяцев; для младенцев 4-5 - 12 месяцев; для детей 1-2 лет и т. д.);
- по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
- по воспитательному назначению:
Материалы, из которых делались самые первые игрушки, (кость, глина, солома) теперь мало используется. Исключение, составляет лишь дерево. Оно по-прежнему активно используется для изготовления игрушек, но превратилось в дорогой и чуть ли не экзотический. Большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей, иногда в состав игрушки входят металлические детали.
Фаворитами производителей игрушек стали синтетические (а не природные) материалы, прежде всего пластмассы, и тут нечему удивляться - появившись в ХХ веке, эти удобные, дешевые и доступные материалы изменили жизнь всего человечества, не только грудных детей.
Самая первая игрушка - это погремушка-подвеска. Ее еще называют «мобилем» или «подвеской накроватной». Она крепится на одной из боковин кроватки и приводится в действие рукой, потоком воздуха или электрической батарейкой. При прикосновении они звенят, а в некоторых каруселях еще и зажигаются лампочки, звучит негромкая мелодия. Существуют и подвесные одиночные погремушки, которые крепятся (часто на стилизованном ремешке) к боковине кровати, и вращающиеся погремушки на подставке, которые можно поставить на пеленальный столик, где малыш переодевается или принимает воздушные ванны. Все эти яркие игрушки будут привлекать внимание ребенка, сначала он научится концентрировать на них взгляд, потом станет следить за их движением, понемногу начнет тянуться к ним, и тогда придет пора новых погремушек - тех, которые можно взять в руку.
Существуют и обычные погремушки. Принцип действия их одинаков - это сосуд, наполненный небольшими предметами, способными при сотрясении производить некоторый шум. Она бывает и прозрачной, а внутри - цветные пластмассовые шарики. Такая игрушка приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.
Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр, шарик и т. п.). Разнообразие фактуры поверхности и набивки обогащает опыт ребенка различными тактильными ощущениями и способствует развитию подвижности пальцев.
Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.
Популярны сейчас и собранные на одном пластмассовом кольце три плоские однотипные игрушки разного цвета и разной формы. Они дают ребенку представление о сходстве и различии, заранее знакомят его с предметами «взрослой» жизни, не говоря, опять-таки, о развитии мелкой моторики. Есть у них и еще одна функция: малыши с удовольствием «чешут» о них свои прорезывающиеся зубки.
Ребенок растет, и, постепенно вытесняя погремушки, в его жизнь начинают входить все новые игрушки. Перечислим лишь некоторые типы.
Звуковые игрушки - «пищалки» - отличие от погремушек, они упругие, и звук извлекается сжатием корпуса игрушки;
разнообразные музыкальные игрушки -часто работающие на батарейках. Мишка, способный рычать на разные голоса, «мобильный телефон».
Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребенка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить. Зачастую такие игрушки для самых маленьких обладают способностью производить и звуковые эффекты, как, например, неваляшка. Всеми любимый мячик для детей этого возраста тоже нередко оснащается звуковыми эффектами: вы можете встретить как мячик-пищалку, так и некий «музыкальный шар» из пластмассы - если его толкнуть, он покатится, наигрывая разные мелодии. Малышам, делающим первые шаги, понравится каталка - игрушка на колесиках, повсюду следующая за хозяином, часто ее движение может сопровождаться различными эффектами (бабочка-каталка будет махать крыльями, у каталки-слоника колеса окажутся прозрачными погремушками с цветными шариками внутри, собачка превратится в пирамидку и т. п.).
Конструктивные игрушки, такие как пирамидки, кубики, различные конструкторы, обычно рассчитаны на детей постарше, однако в специализированных магазинах можно найти и варианты, адаптированные к детям до года. Скажем, вы можете разыскать кубики для самых маленьких, они небольшого размера (чтобы ребенок мог удержать их в руке), сделаны из мягкой резины, снабжены пищалками, на каждой грани имеются рельефные изображения, которые ребенку будет интересно ощупывать, а некоторые из этих картинок еще и раскрашены.
Из вышесказанного видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу - зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства.
Информация о работе Влияние современной игрушки на психическое развитие ребенка