Возможности метода тестирования в психологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Метод тестирования, о котором пойдет речь в данной работе, относится к группе диагностических методов. Особенностью данной группы методов является то, что они позволяют исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Истоки возникновения и развития метода тестирования …………….. 4
2. Классификация тестов………………………………………………. ….. 4
3. Требования, предъявляемые к тестам ……………………………………5
4. Возможности применения метода тестирования в психологической практике……………………………………………………………………… 6
5. Разработка и создание тестов …………………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………………… 9
Использование источников и литературы ……………………………… . 10

Вложенные файлы: 1 файл

общий псих практикум реферат.docx

— 34.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Московский Университет Психологии

 

Факультет Психологии

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине

 

Общий психологический практикум

 

«Возможности метода тестирования

в психологическом исследовании»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

Дубкова М.Н.

5 курс, ГДО

Научный руководитель:

 

 

Москва 2014

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………   3

1. Истоки возникновения и развития метода тестирования  …………….. 4

2. Классификация тестов………………………………………………. …..  4

3. Требования, предъявляемые к тестам ……………………………………5

4. Возможности применения метода тестирования в психологической практике……………………………………………………………………… 6

5. Разработка  и создание тестов …………………………………………… 7

Заключение  …………………………………………………………………  9

Использование источников и литературы ……………………………… .  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      

 

Любая наука способна к развитию и прогрессу, в том случае, если она имеет с одной стороны, творческие и новаторские идеи и гипотезы, выдвигаемые учеными, а с другой – она должна иметь в своем распоряжении достаточно объективные точные и надёжные методы, позволяющие проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных приёмов (или методов) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать во внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. С.Л. Рубинштейн определяет метод, как «путь познания, способ посредством которого познаётся предмет науки».

Современный психолог, ориентирован в своей методологии на то, чтобы выделить и обнаружить общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии  людей. Для изучения этих закономерностей он прибегает к различным исследованиям и экспериментам, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется каждое психологическое направление.

Психология, как и любая наука, пользуется своей системой различных частных методов, или методик.

 

Методы психологических исследований можно разделить по следующим группам:

 

a) не экспериментальные  психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

 

Метод тестирования, о котором пойдет речь в данной работе, относится к группе диагностических методов. Особенностью данной группы методов является то, что они позволяют исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки возникновения и развития метода тестирования 

 

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Историческими основоположниками тестирования признаны Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г.

  Начало развития современной  тестологии и массового применения  тестов на практике связано  с именем французского врача  Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод, по отношению к другим группам методов исследования в психологии:

 

  • Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;
  • обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности - удобство математической обработки результатов;
  • являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц – удобство применения;
  • способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование – объективность результатов;
  • обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

 

 

 

Классификация тестов

 

 

Широкий спектр применения метода тестирования, и образовавшееся в связи с этим огромное количество всевозможных видов тестов повлекло за собой необходимость их систематизации и классификации.

 

Тесты классифицируются по разным признакам:

 

  1. По виду свойств личности тесты делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку.

 

  1. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны.

 

  1. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные. К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста. Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов.

 

  1. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

 

  1. По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.

 

 

В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

 

Требования, предъявляемые к тестам

 

 

Чтобы в полной мере использовать в исследовательской деятельности преимущества метода тестирования, необходимо соблюдать достаточно четко очерченные требования к составлению теста, к его структуре, наполнению, а также к методике получения результатов.

 

Основные требования к тестам в себя включают:

 

- строгую формализацию всех этапов тестирования,

- стандартизацию заданий и условий их выполнения,

- квантификацию полученных результатов (количественный подсчет) и их структурирование по заданной программе,

- интерпретацию результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

 

Кроме этого, каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

1) стандартную инструкцию для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий, составленную наиболее понятным образом, чтобы исключить их двоякое толкование.

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

3) кодировочный ключ, позволяющий  подсчитать, сколько баллов вносит  в шкалу тот или иной вариант  ответа,

4) ключ интерпретации полученного  индекса, представляющий собой данные  нормы, с которыми соотносится  полученный результат.

Традиционно, нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

 

Для преодоления этого основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:

1) увеличение базовой выборки с  целью повышения ее репрезентативности  по большему числу параметров,

2) введение поправочных коэффициентов с учетом характеристик выборки,

3)введение  в практику тестирования невербального  способа предъявления материала.

 

 

Еще одним существенным недостатком большинства диагностических методик, в том числе тестирования, является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда – стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

 

Обобщив и подытожив вышесказанное, отметим, что тест обычно состоит из двух частей:

а) непосредственно стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)

б) указаний относительно регистрации или интеграции полученных ответов.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большую объективность результатов.

 

 

Возможности применения метода тестирования в психологической практике

 

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, – от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

 

Разработка  и создание тестов

 

Разработка теста состоит из четырех основных этапов.

На первом этапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер.

Информация о работе Возможности метода тестирования в психологическом исследовании