Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Задачи:
•Изучить современные подходы к понятиям «общественные» и «межличностные» отношения.
•Выявить природу межличностных отношений
•Рассмотреть динамику межличностных отношений в коллективе
•Установить социально-исторические предпосылки педагогической направленности самодеятельных коллективов
•Выявить возможности хореографических коллективов в формировании межличностных отношений.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных
отношений. стр.6
1.1. Общественные и межличностные отношения. стр.6
1.2. Природа межличностных отношений в коллективе. стр. 11
1.3. Динамика развития межличностных отношений в коллективе. стр. 17
Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в
хореографическом коллективе. стр.24
2.1. Социально-исторические предпосылки педагогической направленности
самодеятельных коллективов. стр.24
2.2. Возможности хореографического коллектива в формировании
межличностных отношений. стр.27
Заключение. стр.38
Список литературы. стр.40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_sashe.docx

— 222.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТЫХ ОТНОШЕНИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Исполнитель: Лапсаков Александр Алексеевич студент 2 курса дневного отделения специальности 071301 «Народное художественное творчество» Научный руководитель: Дорофеева Е.В.

Орел 2012

 

 

 

 

Содержание 
Введение стр.3

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных 
отношений. стр.6

1.1. Общественные и межличностные отношения. стр.6

1.2. Природа межличностных отношений в коллективе. стр. 11

1.3. Динамика развития межличностных отношений в коллективе. стр. 17

Глава 2. Изучение специфики формирования межличностных отношений в 
хореографическом коллективе. стр.24

2.1. Социально-исторические предпосылки педагогической направленности 
самодеятельных коллективов. стр.24

2.2. Возможности    хореографического    коллектива    в    формировании 
межличностных отношений. стр.27 
Заключение.                                                                                                    стр.38 
Список литературы.                                                                                      стр.40 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа изучает проблему формирования межличностных отношений в хореографическом коллективе.

Актуальность данной темы состоит в том, что сейчас в  нашем современном, развитом обществе появляется очень много коллективов, так как спрос рождает предложение, т.е. возрос спрос на посещение различных  коллективов, который рождает все  новые и новые коллективы различных  форм видов и направлений. Особое внимание уделяется самодеятельным коллективам, в которых под совместной деятельностью формируются довольно прочные межличностные отношения.

Цель данной курсовой работы - изучить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Задачи:

  • Изучить современные подходы к понятиям «общественные» и «межличностные» отношения.
  • Выявить природу межличностных отношений
  • Рассмотреть динамику межличностных отношений в коллективе
  • Установить социально-исторические предпосылки педагогической направленности самодеятельных коллективов
  • Выявить возможности хореографических коллективов в формировании межличностных отношений.

В качестве практического  исследования мы выбрали один из наиболее популярных и доступных методов  как педагогического, так и практического  исследования анкетирование.

Анкетирование - метод массового  сбора информации с помощью специально разработанных опросников (анкет). В нашей анкете были использованы вопросы как закрытого (приходится выбирать один из готовых ответов) типа, так и открытого (требующие самостоятельно сформулированного ответа) типа.

 

Предметом исследования курсовой работы является изучение формирования общественных и межличностных отношений, объектом которой стал в качестве примера самодеятельные коллективы в которых данные отношения просматриваются наиболее четко. В качестве таких коллективов мы изучили межличностные отношения в хореографических коллективах. Примером такого коллектива в нашем изыскании стал хореографический коллектив Дома творчества Советского района города Орла.

Данная проблема изучена  довольно тщательно, в особенности  это удалось Галине Михайловне Андреевой. В ее книгах (которые уже выпущены в нескольких переизданиях) подробно и интересно рассматривается  природа межличностных отношений, динамика их развития и многое другое. А чтобы понять что такое самодеятельный коллектив и отношения в нем мы обратились к учебным пособиям А.С. Каргина. В них рассматривается зарождение и становление художественной самодеятельности, функцию репертуара, какой должен быть коллектив и по каким принципам он должен выстраиваться.

Хореографический коллектив - это, прежде всего эстетическое воспитание человека как личности, и формирование личности, т.к. он теперь участник коллектива. Эстетическое воспитание - это один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического  вкуса и эстетического отношения  к действительности. Коллектив - это  взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями.

Курсовая работа логически  состоит из двух частей; первая-это  выдержки из классической теории психологии и педагогики. Здесь вводятся основные понятия и определения, с которыми оперирует психология и педагогика при определении личности, общества и их взаимоотношений. Вторая часть, практическая, посвящена формированию самодеятельного коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся  личности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношения со сверстниками, формируется собственное понятие "коллектив", осознание собственного "Я" и положение собственной личности в коллективе. В практической части курсовой работы показан хореографический самодеятельный коллектив и отношения в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений.

    1. Общественные и межличностные отношения.

 

Общественные и межличностные  отношения начинают завязываться с  общения между людьми. Общение - сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для  любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. В общении  можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Если исходить из того, что  социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого  поведения и деятельности, которые  обусловлены фактом включения людей  в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая  стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения»  индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат  воздействия социальных условий  на деятельность личности. Но вся сложность  заключается в том, что этот результат  не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем  на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему  социальных связей. Сама личность, с  одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой — их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей  системе общественных отношений, каковую  и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним  миром.

Проблема отношений занимает в психологии большое место, у  нас в стране она в значительной степени разработана в работах В. Н. Мясищева [Мясищев, 1949]. Фиксация отношений означает реализацию общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.

Но все дело в том, что  содержание, уровень этих отношений  человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.

Структура общественных отношений  исследуется социологией. В социологической  теории раскрыта определенная субординация различных

видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается  в том, что в них не просто «встречаются»  индивид с индивидом и «относятся»  друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [Кон, 1967. С. 12—42]. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять  некоторые  социальные  роли  (например,   не  одобряется  такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться v разных социальных групп, опенка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль,   мы   «относим»   человека   к   определенной   социальной   группе идентифицируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько  социальных полей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза,

игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при

рождении ^например, быть женщиной или мужчиной! другие приобретаются

прижизненно.   Однако   сама   по   себе   социальная   роль   не   определяет

деятельность и поведение  каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интеонализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску».

Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии, и политической

экономии,  можно  абстрагироваться  от этой  «личностной  окраски»,  она

существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе  безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданное™ шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот

диапазон является основой  для построения внутри системы безличных  общественных отношений второго  ряда отношений — межличностных (или. как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических). Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей и понять природу межличностных отношений в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Природа межличностных  отношений в коллективе.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки

зрения на вопрос о том. где «расположены» межличностные отношения.'

прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании

их, или, напротив, на самом верхнем уровне. [Кузьмин. 1967. С. 1461. в других

случаях — как отражение  в сознании общественных отношений [Платонов, 1974.    С.    301    и    т.п.    Нам    представляется    (в    это    подтверждается

Информация о работе Возможности формирования межличностных отношений в хореографических коллективах