Возрастная норма и отклонение от нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

Предмет контрольной работы: проблемы нормы и патологии в психологии.
Задачи:
1) рассмотреть понятия «норма» и «аномалия» в развитии ребенка;
2) рассмотреть основные новообразования дошкольного возраста;
3) изучить формы, виды отклонений развития у дошкольников;
4) определить степень влияния отклонений в развитии на формирование личности дошкольника.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..….…3
1. Понятия «норма» и «аномалия» в развитии ребенка…………………………4
2. Основные новообразования дошкольного возраста………………………….9
3. Формы, виды отклонений развития у дошкольников…………………….…11
4. Степень влияния отклонений в развитии на формирование личности дошкольника………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..…18
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная норма.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

     Тема: Возрастная норма  и отклонение от нормы 

 

      Содержание 

Введение ……………………………………………………………………..….…3

1. Понятия  «норма» и «аномалия» в развитии  ребенка…………………………4

2. Основные  новообразования дошкольного возраста………………………….9

3. Формы,  виды отклонений развития у дошкольников…………………….…11

4. Степень  влияния отклонений в развитии  на формирование личности дошкольника………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..…18

Список  литературы……………………………………………………………….19

 

      Введение 

     Проблема  критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

     Понятие «норма» очень часто соотносится  с понятием «здоровье», понятие «патология»  с понятием «болезнь».

     Вопрос  об аномалиях в развитии психических  процессов, в поведении человека может рассматриваться только в  контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

     Возрастная  норма – это определенный набор  умений и способностей, которыми ребенок должен в определенном периоде жизни. Причем такие психические показатели можно наблюдать у большинства людей в данном возрасте. То есть индивидуальные способности ребенка сравнивают с заранее заданными требованиями.

     Объектом  контрольной работы является проблема нормы и патологии.

     Предмет контрольной работы: проблемы нормы и патологии в психологии.

     Задачи:

      1) рассмотреть понятия «норма»  и «аномалия» в развитии ребенка;

      2) рассмотреть основные новообразования  дошкольного возраста;

      3) изучить формы, виды отклонений развития у дошкольников;

      4) определить степень влияния отклонений  в развитии на формирование  личности дошкольника.

      Данная  контрольная работа состоит из введения. основной части, заключения, списка литературы.

 

1. Понятия «норма»  и «аномалия» в развитии ребенка 
 

      Аномалия  – (в переводе с греческого) отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком  значении это понятие существует в педагогической и психологической  науках [5,C.209].

      Вопрос  об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

      Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

      Проблема  критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:

      Предметная  норма – знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения  данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка. Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

      Проблема  психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности [5,C.210].

      Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и  возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

      Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский. Психическое  развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых (отживших) структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст.

      Критический возраст – поворотные пункты психического развития ребенка. Л.С. Выготский полагал, что кризисы – это необходимые  этапы развития. Более того, чем  ярче, острее, энергичнее протекает  кризис, тем продуктивнее идет процесс  формирования личности. В периодизации  Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

      Согласно  взглядам Л.С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие [3, C.158].

      Значительный  вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный  ученый-психолог Д.Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию  возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность [2, C.46].

      Исследуя  механизмы психического развития, Д.Б. Эльконин обращается к анализу системы  отношений человека. Существует две системы отношений: система человек - предмет и система человек - человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок – общественный предмет и система ребенок – общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности.

      Формирование  личности ребенка осуществляется через  деятельность внутри систем ребенок - общественный предмет и ребенок - общественный взрослый.

      Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка  последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно  [2, C.71].

      В психическом развитии детей Д.Б. Эльконин выделяет два резких перехода – переход от раннего детства  к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход oт младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др.

      Кризис  трех лет научно описал Л.С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, – негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая, в отличие от упрямства, носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенок начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания – употребление детьми неприличных слов, обзывание ругательными словами своих мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семье с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семьях с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С. Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоятельности.

      Кризис  трех лет, по убеждению исследователей, – это кризис социальных отношений  ребенка со взрослыми, свидетельство  того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б. Эльконин).

      Дошкольный  возраст – важный период становления  личности. Именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов  [3, C.209].

      Кризис  семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения  в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Выготский называет «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к себе. Позитивная сторона кризиса семи лет состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие именно в этот период. 

      2. Основные новообразования  дошкольного возраста 

        «Дошкольный возраст, - как отмечал  А.Н. Леонтьев [1, С.90], - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

      В качестве центральных новообразований  дошкольного возраста (3-7лет) можно  выделить:

      - позиционные ролевые действия;

      - позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению  связей: функция понимания, функция  рефлексии. 

      Центральное личностное новообразование дошкольного  возраста - соподчинение мотивов и  развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

      Внутренняя  позиция ребенка проявляется  через:

Информация о работе Возрастная норма и отклонение от нормы