Возрастная периодизация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому…………..….4
2. Периодизация развития личности по Д.Б. Эльконину…………...…..6
3. Периодизация развития личности по Э. Эриксону…………………...8
Заключение………………………………………………………………........…14
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

срс.docx

— 39.59 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО «ВолгГМУ»

Минздрава России

____________________________________________________________

 

 

Кафедра общей и клинической  психологии

 

 

Самостоятельная работа студента

 

«Возрастная периодизация личности»

 

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 15 группы

1 курса лечебного факультета

Труханова Маргарита

 

Проверила:

Грешнова Яна Борисовна

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...……3

    1. Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому…………..….4
    2. Периодизация развития личности по Д.Б. Эльконину…………...…..6
    3. Периодизация развития личности по Э. Эриксону…………………...8

Заключение………………………………………………………………........…14

Список  литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Возрастная  периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения  возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание и название периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных  категорий психологии развития. Уже  самое общее, формальное его определение  имеет 2 значения, оба из которых  широко применяются как в историко-биологических  науках, так и в науках о неживой  материи – это абсолютный и  условный возраст. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный  возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного  возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета  и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла. Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д. Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

  1. Периодизация развития личности по Л.С. Выготскому

Лев Семёнович Выготский— советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял т. н. «круг Выготского».

Возрастное  развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который в  силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка  на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными  новообразованиями, т.е. качествами или  свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не  падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего  развития. Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы  анализа социальной ситуации развития – деятельность и переживание. Легко  наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и  внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному  переживают разные дети, даже дети одного возраста – близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет  невроз и прочие отклонения. Один и  тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет  по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов  от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике  могут происходить медленно и  постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен  в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце  периода дают качественный скачок в  развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств  растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и  ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять  в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.

Кризисные и стабильные периоды  развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет  следующий вид: кризис новорожденности  – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет –  школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.

  1. Периодизация развития личности по Д.Б. Эльконину

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор  оригинального направления в  детской и педагогической психологии.

Д.Б. Эльконин развил представления  Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как  целостную личность, активно познающую  окружающий мир – мир предметов  и человеческих отношений, включая  его при этом в две системы  отношений: «ребенок – вещь» и  «ребенок -- взрослый». Но вещь, обладая  определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно  выработанные способы действий с  нею. Это, по сути – общественный предмет, действовать с которым ребенок  должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок –  общественный предмет» и «ребенок –  общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется  его личность. В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка  на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное  общение младенца, ролевая игра дошкольника  и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным  образом с системой отношений  «ребенок – общественный взрослый», или, шире, «человек – человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря  которым усваиваются общественно  выработанные способы действий с  предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, периода. Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются  основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями  ребенка и его все еще ограниченными  возможностями, с другой – между  новыми потребностями ребенка и  сложившимися ранее отношениями  со взрослыми. Сейчас эти и некоторые  другие противоречия часто рассматриваются  как движущие силы психического развития. Возрастная периодизация Эльконина является интерпретацией периодизации Л.С. Выготского и имеет следующий вид: Этап раннего детства: Младенчество (до года), Ранний возраст (1-3 года); Этап детства: Дошкольный возраст (3-7 лет), Младший школьный возраст (7-11 лет); Этап отрочества: Подростковый возраст (11-15 лет), Старший школьный возраст (15-17 лет), Юношеский возраст (17-23 года); Возраст молодости «начало зрелости» (23-30 лет), Первый период зрелости (30-40 лет); Возраст собственно зрелый «период расцвета» (40-55 лет (жен) − 60 лет (муж)); Пожилой возраст (55 (жен), 60 (муж) — 75 лет); Старческий возраст (75-90 лет); Долгожители (от 90 лет).

В деятельности первого типа главным образом развивается  мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются  операционно-технические возможности  ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает  системы отношений «человек –  человек» и «человек – вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так формулирует  закон периодичности: «К каждой точке  своего развития ребенок подходит с  известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений  человек – человек, и тем, что  он усвоил из системы отношений человек  – предмет. Как раз моменты, когда  это расхождение принимает наибольшую величину и называются кризисами, после  которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст  характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается  мотивационно-потребностная или  интеллектуальная сфера личности; возрастными  новообразованиями, формирующимися в  конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для  последующего развития. Границами возрастов  служат кризисы – переломные моменты  в развитии ребенка.

Информация о работе Возрастная периодизация личности