Возрастные и индивидуальные особенности памяти детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:49, реферат

Краткое описание

Юношеский возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании») говорил о "втором рождении" личности в ранней юности. Субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в этот период.

Содержание

Введение
1. Взаимоотношения юношей и девушек со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование личности юношей и девушек.
3. Развитие мышления в юношеском возрасте.
4. Психологические особенности юношеского возраста.
5. Кризис юношеского возраста.
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ детская психология.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Взаимоотношения юношей и девушек со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование личности юношей и девушек.

3. Развитие мышления в юношеском возрасте.

4. Психологические особенности юношеского возраста.

5. Кризис юношеского возраста.

Выводы

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое развитие человека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменения которых необратимы и непредвиденны. Каждый период (возраст) - это своеобразная степень психологического развития, с присущими для него, относительно стойкими, качественными особенностями.

Основными периодами психологического развития подрастающего поколения являются: ранний (от рождения до трех лет) возраст, младший школьный возраст (от семи до десяти лет), средний школьный, или подростковый (от десяти до тринадцати лет) и старший школьный возраст, или юношеский (от четырнадцати - пятнадцати лет и до достижения зрелости). Период взросления в зарубежной психологии принято разделять на несколько стадий. Началом отрочества является пубертат, классифицируемый в отечественной возрастной психологии как подростковый возраст. Универсальная точка отсчета его определяется биологическим созреванием. В течение относительно короткого времени (в среднем 4 года) в организме происходят глубокие изменения, и тело приобретает свои окончательные половые особенности. Этот период характеризуется морфологической, вегетативной, физиологической, психологической и социальной нестабильностью. Постепенное половое созревание значительно меняет процесс взросления и следующая стадия взросления, определяемая в отечественной науке как юность - это фаза реорганизации. С точки зрения физиологии и психофизиологии в этот период завершается или близко к завершению физическое развитие организма и половое созревание. Приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Полянская Е.А. отмечает, что к моменту полового созревания или в ближайшие следующие за ним годы, в значительной степени достигается функциональная зрелость мозга, что подтверждается его структурными и функциональными изменениями. В корково-подкорковом взаимодействии начинает доминировать кора больших полушарий. Это приводит к восстановлению и развитию механизма произвольного внимания и избирательного восприятия, которые были снижены в подростковый период. У девочек это происходит в 14-15 лет, у мальчиков - в 16-17 лет. Как отмечает Д.А.Фарбер с соавторами, совершенствование системной организации физиологических функций приводит к концу подросткового периода к возрастанию функциональных и адаптивных возможностей организма. Усиливается роль межполушарного взаимодействия, происходит специализация полушарий. При этом развитие различных телесных и психических функций (например, статомоторных, речевых) идет параллельно созреванию мозга.

Юношеский возраст - чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека. Еще Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании») говорил о "втором рождении" личности в ранней юности. Субъективная и объективная ценность и значимость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в этот период. Юношеский возраст - это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции. Но в то же время, это также возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждение собственного «Я».

1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

Ранняя юность - возраст сильно развитой общительности. Более того, психологами подмечено, что даже те дети, которые в период подросткового возраста были довольно замкнуты, в ранней юности интенсивно стремились к сближению со своими сверстниками.

Межличностные отношения ранней юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в ранней юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Лица юношеского возраста уже хорошо разграничивают дружбу и товарищество. Дружеские отношения характеризуются большой избирательностью и устойчивостью к внешним, ситуативным факторам. Последнее объясняется общим повышением с возрастом стабильности интересов и предпочтений, а также развитием интеллекта, в результате чего повышается способность ребенка интегрировать противоречивую информацию, отодвигая частности на задний план. Именно по этой причине, в сфере межличностных отношений, юноши и девушки гораздо терпимей и пластичней по сравнению с лицами младшего возраста.

В связи с тем, что в юношеском возрасте групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет, наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Дружба является формой эмоциональной привязанности. Реальная или подразумеваемая личностная близость для нее важнее, чем общность предметных интересов. Являясь по своей природе полифункциональной, юношеская дружба характеризуется многообразием форм: от простого совместного время препровождения до глубочайшей самораскрытия. Юношеская дружба как первая, самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее в себя. При этом в ее структуре доминирует потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, жажда полного и безоглядного самораскрытия.

Затем появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.

Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение юношеского возраста. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками связано с психологическим благополучием в будущем. Не случайно социологические исследования обнаруживают тот факт, что именно в ранней юности у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения - и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми. А среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.

Одной из самых важных потребностей ранней юности становится потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Широко распространено мнение о том, что юноши и девушки избегают общения со взрослыми, не нуждаются в нем, стараются скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания.

У девушек потребность в дружеских отношениях возникает раньше, чем у юношей. Девушки более эмоциональны и придают гораздо большее значение межличностным отношениям в этом возрасте, чем юноши. В этом же возрасте у юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу, что порождает стремление нравиться, и, как уже отмечалось, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.

В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает более глубокое чувство - любовь. Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских, дружественных отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут, причем активно, межличностных отношений, общения, интимных контактов друг с другом. Они уже не в состоянии находиться в одиночестве долгий период. Иногда они бывают настолько поглощены и озабочены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, т.к. сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. В связи с упрощением взаимоотношений между юношами и девушками, современный ритуал ухаживания отличается нормативной неопределенностью. Последняя вызывает у лиц юношеского возраста закономерную озабоченность ритуальной стороной ухаживания. Именно по этой причине, возникновение психосексуальных трудностей становится одной из главных причин юношеского одиночества.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК.

Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраста еще много инфантильности. Многие из них еще не задумываются о своей будущей профессии, или относятся к этому вопросу недостаточно серьезно, к необходимости усиленно учиться и трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию; ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток - это в основном еще ребенок, то юноша - более, чем на половину - взрослый.

Современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии людей, бывших молодыми несколько десятков лет назад. Это и более открытый, смелый и непредвзятый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера; и самостоятельность, хотя и не всегда правильная, в суждениях о таких социально-политических, религиозных и экономических проблемах, которые еще совсем недавно считались не характерными для юношества.

Справедливость современными юношами и девушками также уже воспринимается совсем по-другому. Гораздо глубже понимаются и нравственные принципы порядочности. Старшеклассники, как правило, в этот возрастной период практически нравственно сформированы, обладают зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали, мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика ранней юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения. Воззрение на мир современной юности определяются наличием множества различных точек зрения, между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, которые раньше выступали носителями единого мнения для школьников (родители, учителя), сейчас находятся в некоторой растерянности - придерживаются различных, порой противоположных мнений, меняют свои взгляды.

Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. В свою очередь это приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное, преувеличенное представление о себе самом и о своем месте среди окружающих и сверстников. Утверждение себя среди других ведет к тому, что в побуждениях юноши значительное место занимает стремление к "самопоказыванию", к "самовыставлению", носящее в ряде случаев невольный характер.

Эмоционально окрашенное желание как-то выделиться среди сверстников приобретает самые разнообразные формы. Это могут быть чисто внешние формы поведения - какие-то особенности манер, тона речи, выбираемых выражений, способа обращения, особенности одежды, прически и т.д. И это могут быть стремления выделить себя в каких-то свойствах характера, чертах умонастроения, излюбленных пристрастий, отношения к окружающим и т. д.

Но рядом с этой, часто наносной формой поведения появляется уже серьезный интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам. Иногда это приводит школьника к придирчивому рассмотрению того, в чем он хорош, в чем плох, превращается в подлинный анализ своих "слабостей". И это ведет не только к переживанию, часто глубокому, своих недостатков, но и к стремлению улучшить какие-то свои качества, переделать себя, заняться самовоспитанием.

3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического, или словесно-логического, мышления.

Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.

Особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Информация о работе Возрастные и индивидуальные особенности памяти детей