Воля - специфическое качество человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:41, реферат

Краткое описание

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же, есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Воля - специфическое качество человека.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

 

                                 ВВЕДЕНИЕ

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало  совершенно другим. Но все же, есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

 Жизнь всегда заставляла  людей искать пути к совершенствованию  своей души. Проблемам самовоспитания  во все века придавалось большое  значение.

 В наше неспокойное,  неясное время, когда трудно  разобраться где Добро, а где  Зло, эта проблема еще более  актуальна. То, по какому пути  пойдут люди, станет решающим  для всей страны и всех нас.  Поэтому человек сейчас, как никогда,  должен найти свое место в  жизни, точно определить свои  нравственные ценности, уметь противостоять  различным негативным влияниям.

 Чтобы не сорваться  в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в  происходящем сейчас в нашей  стране. А начинать нужно прежде  всего с самого себя, с усовершенствования  своей личности. Как говорит народная  мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый  век. В постоянно меняющемся  мире только тот находит свое  место, кто непрерывно меняется  сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания  вырабатываются такие ценные  личностные качества как сила  воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах  и т.д.

 

 

 

 

    1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

            Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Воля как сознательная организация и саморегуляция  деятельности, направленная на преодоление  внутренних трудностей - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности  своих проявлений, характеризуемых  на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет  преодолевать любые трудности, встречающиеся  на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие  волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных  качеств сильной воли. Крайняя  степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия - это возникающее  на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность  при понимании необходимости  принять решение действовать  или исполнять его.

Отчетливо понимая необходимость  выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить  себя что-либо для этого предпринять.

Апраксия - сложное нарушение  целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение  нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта [5].

Абулия и апраксия - сравнительно редкие явления, присущие людям с  тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог  сталкивается в повседневной работе, обусловлено, как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков.

Наиболее типичным проявлением  слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления  трудностей, устойчивое нежелание совершать  волевое усилие. Примечательно, что  многие люди, во всех других случаях  менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. “Ленив я, это  верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается  в беседе с товарищем молодой  человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление  о собственной ценности, которая  не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько  ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.

Между тем это иллюзия. Лень - свидетельство бессилия и  вялости человека, его неприспособленности  к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и  потому безответствен. Лень - черта  человека, которая была особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно множество  раз на страницах его произведений встречаются имя Обломова и слово  “обломовщина”. Ленин пишет о  “свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и  вся”. Лень, а также другие проявления слабости—трусость, нерешительность, несдержанность и т.д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют  личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание  и многие другие.

Решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать  ответственные решения и неуклонно  реализовывать их в деятельности [5]. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.

Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила - слабость”. Существенное, если не решающее, значение имеет моральная  воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления  волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего  коллективист, подчиняющий свои индивидуальные устремления воле и авторитету коллектива, интересам общества.

 

    1. ВОЛЯ  КАК  РЕГУЛЯТОР  ПОВЕДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА 

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [5]. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

 Человек осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических  процессов мозга с воздействиями  внешней среды.

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими  из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении  к горячему предмету, невольный поворот  головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т.п.

Существует специфическая  особенность волевого поведения  в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и  другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения  “Я хочу исполнить свой долг”.

Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные  для поведения человека, которые  направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое  поведение. Они являются по своей  структуре достаточно сложными, так  как не всякая цель может быть достигнута сразу. Волевые действия могут включать в себя отдельные звенья и движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свою актуальность, т.е. первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут  выполняться в течение длительного  времени. Так, мореплаватели, решившие отправится в кругосветное путешествие, начинают свою подготовку задолго до путешествия. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности возникнут  потом, когда они начнут свое путешествие. Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно  поступить в определенный вуз, полностью  выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое  количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов  и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять  действия, многие из которых выступают  для человека как трудные, нежелательные  или неприятные. В то же время  у него возникают актуальные потребности  и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с  этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать  внутриличностный конфликт. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в  условиях конфликта, в условиях преодоления  внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями. Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые человек  ставит перед собой, различаются  по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем  более далекой является цель, тем  большее число промежуточных  действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни. Доказательством этого могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.

По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые  действия для человека привычны, а  препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил  зарабатывать деньги и я буду все  это делать”, — рассуждает человек. В сложных волевых действиях  преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует  больших усилий воли. Подготовиться  к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или  сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых  действий, которые служат основой  трудовой, учебной и других видов  деятельности.

Информация о работе Воля - специфическое качество человека