Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Современный отечественный философ Э.В. Ильенков писал «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть..................................................................................4
1.1. Понятие о воображение и его связь с другими психологическими процессами...............................................................................................................4
1.2. Психологические механизмы воображения...................................................7
1.3. Виды воображения и их характеристика........................................................9
1.4. Первые проявления воображения малыша в раннем возрасте...................13
1.5. Основные направления развития воображения дошкольника...................15
1.6. Руководство развитием воображения в различных видах..........................17
Глава 2. Практическая часть.................................................................................19
2.1. Проведение игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ................................................................................................19
2.2. Проведение диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста, оценка и анализ........................21
Заключение ….......................................................................................................22
Список использованной литературы.................................

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Департамент среднего профессионального  и начального профессионального  образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный  педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

 

 

 

 

 

 

Воображение

домашняя  контрольная работа по дисциплине Психология

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Акайкина Ю.А                                       

  Выполнила: Иванова Марина Владимировна                

студентка 637 группы отделения заочного обучения    

                           
                                                

 

 

 

 

 

 

Томск — 2014 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретическая  часть..................................................................................4

1.1. Понятие  о воображение и его связь  с другими психологическими процессами...............................................................................................................4

1.2. Психологические  механизмы воображения...................................................7

1.3. Виды воображения  и их характеристика........................................................9

1.4. Первые  проявления воображения малыша  в раннем возрасте...................13

1.5. Основные  направления развития воображения дошкольника...................15

1.6. Руководство  развитием воображения в различных  видах..........................17

Глава 2. Практическая часть.................................................................................19

2.1. Проведение  игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ................................................................................................19

  2.2. Проведение диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста, оценка и анализ........................21

Заключение  ….......................................................................................................22

Список использованной литературы..................................................................23

Приложение...........................................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воображение – великая  сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие  по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Современный отечественный  философ Э.В. Ильенков писал «Сама  по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты »

С древности воображение  привлекало к себе внимание, как  особое свойство человеческой психики, стоящее отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся  человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит  человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о  прошлом, открывает будущее. Обладая  богатым воображением, человек может  «жить» в разном времени, что не может  себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). В трудах, посвященных исследованию воображения у детей, подчеркивается тесная связь воображения и речи.

Цель моей курсовой работы исследовать особенности воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Провести диагностику  уровня развития воображения у дошкольников.

Объектом исследования является воображение и творческие способности личности.

Предмет исследования - особенности воображения и творческих  способностей детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: Провести аналитический обзор литературы по теме исследования, раскрыть понятие воображения, провести исследование особенностей в развитии воображения и творческих способностей дошкольников, провести анализ полученных результатов диагностики, сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

5

Глава 1. Теоретическая  часть

1.1 Понятие  о воображение и его связь с другими психологическими процессами.

   Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально. Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

   Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления. Воображение надо рассматривать

6

как более сложную  форму психической деятельности, которая является реальным объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях.

А.В. Брушлинский в  статье «Воображение и творчество»  начинает свой анализ с замечания, что  традиционно связываемая с воображением «...способность создавать «новые чувственные или мыслительные образы» не специфична для него, «...поскольку создание, открытие и т. д. нового — это дело не только воображения, но и восприятия, представления, мышления и т. д.».

Воображение неразрывно связано с процессом памяти, оно преобразует то, что есть в памяти. Также связано с восприятием, (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

1.2  Психологические  механизмы воображения

   В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Особый вид комбинирования – это агглютинация - при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец – полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Акцентирование. Способ основан на искусствен-ном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их

8

«полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1.3  Виды  изображения и их характеристика

   У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и антиципирующее.

Воссоздающие воображение  есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет.

Творческое воображение  – вид воображения, направленного  на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества. Творческое воображение- это самостоятельное  создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника  позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события в жизни общества, а также будущего, подчас только предполагаемого, фантастического. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

10

Диссоциация - отрицательная  и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой  предварительной подготовки опыта  элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательна для творческого воображения – это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных  единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Антиципирующее воображение  лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этой способности, человек  может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним другими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Информация о работе Воображение