Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:11, реферат
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.
В литературе имеются самые
разные определения воображения. Так,
Л. С. Выготский отмечает: «Воображение
не повторяет в тех же сочетаниях и в тех
же формах отдельных впечатлений, которые
накоплены прежде, а строит какие-то новые
ряды из прежде накопленных впечатлений.
Иначе говоря, принесение нового в самое
течение наших впечатлений и изменение
этих впечатлений так, что в результате
этой деятельности возникает некоторый
новый, ранее не существовавший образ,
составляет, как известно самую основу
той деятельности, которую мы называем
воображением».
Создатель психоанализа Зигмунд
Фрейд рассматривал воображение как первичную,
изначальную форму детского сознания.
Принцип удовольствия, который господствует
в раннем детстве, находит свое отражение
в фантазиях и грезах ребенка. Согласно
Фрейду сознание ребенка до определенного
возраста свободно от реальности и только
обслуживает его желания чувственные
тенденции.
Примерно ту же позицию продолжает
и развивает Пиаже. По его мнению, исходной
точкой развития ребенка является мышление,
не направленное на действительность,
т.е. миражное мышление или воображение.
Детский эгоцентризм есть переходная
ступень от воображения к реалистическому
мышлению. Чем младше ребенок, тем более
его мысль направлена на воображаемое
удовлетворение его желаний. Лишь в более
позднем возрасте ребенок начинает учитывать
реальность и приспосабливаться к ней.
Однако трудно представить, а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.
Основной признак процесса воображения, - пишет Е. И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
Поскольку виды деятельности складываются у ребенка к трем годам, то и зачатки воображения принято относить к концу третьего года жизни. Однако существуют и другие теории. Ж. Пиаже находит зачатки воображения в составе сенсомоторного интеллекта к одному году восьми месяцам, когда ребенок начинает создавать внутренние символические образы сенсомоторных задач и открывает новые практические схемы действия с предметом в результате активной деятельности. Югославский исследователь И. Ивич считает именно второй год жизни критическим переходом формирования человека как существа «символического», способного оперировать символами. Он отмечает, что активность «как будто», т. е. действия в воображаемой ситуации, часто наблюдается у детей в 15–18 месяцев. Второй год жизни ребенка представляется особым периодом, когда понимание ребенком жеста и речи расширяет возможности присвоения социального опыта, а сохраняющаяся неотделённость ребенка от взрослого создает условия для передачи такого опыта. Основные механизмы человеческой психики должны сформироваться именно в этот период.
Предпосылками воображения выступают представления, появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Рисунок отображает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изображенный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умение слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действительно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., то есть у ребенка появляется представление через действие. На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформулированного образа. В первых проявлениях воображения в 2,5–3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованиями.
Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослыми замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер.
Дальнейшее развитие воображение
получает в играх, где символические замены
совершаются довольно часто и с помощью
разнообразных средств и примеров.
О развитости детского воображения
в дошкольном возрасте судят не только
по представлениям и ролям, которые дети
берут на себя в играх, но и на основе анализа
материальных продуктов их творчества,
в частности поделок и рисунков.
В первой половине
дошкольного детства у ребенка
преобладает репродуктивное
Маленький ребенок, например,
трехлетка, не в состоянии еще полностью
восстановить картину по памяти, творчески
ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные
части воспринятого как фрагменты, из
которых можно сложить что-либо новое.
Для младших дошкольников характерно
неумение видеть и представлять вещи с
точки зрения, отличной от их собственной,
под иным углом зрения. Если попросить
ребенка-шестилетку расположить предметы
на одной части плоскости так же, как они
расположены на другой ее части, повернутой
к первой под углом в 90 градусов, то это
обычно вызывает большие трудности для
детей данного возраста. Им сложно мысленно
преобразовать не только пространственные,
но и простые плоскостные изображения.
В старшем дошкольном возрасте, когда
появляется произвольность в запоминании,
воображение из репродуктивного, механически
воспроизводящего действительность превращается
в творчески ее преобразующее. Оно соединяется
с мышлением, включается в процесс планирования
действий. Деятельность детей в результате
приобретает осознанный, целенаправленный
характер. Главным видом деятельности,
где проявляется творческое воображение
детей, совершенствуются все познавательные
процессы, становятся сюжетно ролевые
игры.
Воображение, как и всякая другая
психическая деятельность, проходит в
онтогенезе человека определенный путь
развития. О. М. Дьяченко показала, что
детское воображение в своем развитии
подчинено тем же самым законам, каким
следуют другие психические процессы.
Так же как восприятие, память и внимание,
воображение из непроизвольного (пассивного)
становится произвольным (активным), постепенно
превращается из непосредственного в
опосредствованное, причем основным орудием
овладения им со стороны ребенка являются
сенсорные эталоны. К концу дошкольного
периода детства у ребенка, чье творческое
воображение развилось достаточно быстро,
а такие дети составляют примерно одну
пятую часть детей этого возраста, воображение
представлено в двух основных формах:
а) произвольное, самостоятельное порождение
ребенком некоторой идеи; б) возникновение
воображаемого плана ее реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной
функции воображение у детей выполняет
еще одну, аффективно-защитную роль. Оно
предохраняет растущую, легко ранимую
и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно
тяжелых переживаний и травм. Благодаря
познавательной функции воображения,
ребенок лучше узнает окружающий мир,
легче и успешнее решает возникающие перед
ним задачи. Эмоционально-защитная роль
воображения состоит в том, что через воображаемую
ситуацию может происходить разрядка
возникающего напряжения и своеобразное,
символическое разрешение конфликтов,
которое трудно обеспечить при помощи
реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста
обе важные функции воображения развиваются
параллельно, но несколько по-разному.
Начальный этап в развитии воображения
можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это
время воображение как непосредственная
и непроизвольная реакция на ситуацию
начинает превращаться в произвольный,
знаково-опосредствованный процесс и
разделяется на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение
формируется благодаря отделению образа
от предмета и обозначению образа с помощью
слова. Аффективное воображение складывается
в результате образования и осознания
ребенком своего «Я», психологического
отделения себя от других людей и от совершаемых
поступков.
На первом этапе развития воображение
связано с процессом «опредмечивания»
образа действием. Через этот процесс
ребенок научается управлять своими образами,
изменять, уточнять и совершенствовать
их, а, следовательно, регулировать свое
собственное воображение. Однако планировать
его заранее, составлять в уме программу
предстоящих действий он еще не в состоянии.
Данная способность у детей появляется
лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное с возраста
2,5-3 года - 4-5 лет развивается по несколько
иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные
переживания у детей символически выражаются
в героях услышанных или увиденных ими
сказок. Вслед за этим ребенок строить
воображаемые ситуации, которые сжимают
угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей
о себе как якобы обладающих особо выраженным
положительными качествами).
Наконец, на третьем этапе развития
этой функции воображения возникают замещающие
действия, которые в результате своего
осуществления способны снять возникшее
эмоциональное напряжение; формируется
и начинает практически действовать механизм
проекции, благодаря которому неприятные
знания о себе, собственные отрицательные,
нравственно и эмоционально неприемлемые
качества и поступки начинают ребенком
приписываться другим людям, окружающим
предметам и животным. К возрасту около
6-7 лет развитие аффективного воображения
у детей достигает того уровня, когда многие
из них оказываются способными представлять
и жить в воображаемом мире.
Повышенная эмоциональность
- важная отличительная черта воображения
дошкольника. Придуманные персонажи приобретают
для ребенка личную значимость и начинают
жить в его сознании как совершенно реальные.
Влияние взрослого на развитие воображения.
Возникновение и развитие воображения
- социально обусловленный процесс. Именно
взрослый закладывает у ребенка механизмы
воображения. И только в общении с ним
ребенок осваивает общественно выработанные
и фиксированные в культуре средства создания
новых образов: сначала действия, а позднее
- речь.
На втором году жизни главным
средством развития воображения является
включение ребенка в мнимые ситуации,
на которых основаны забавы, розыгрыши
(Н. Н. Палагина). Малыша катают на коленях,
делая вид, что роняют. Создать мнимую
ситуацию взрослому помогают произведения
литературы и фольклора, игрушки, которые
они включают в бытовые процессы. Взрослый
показывает игрушку ребенку и говорит:
«Лисичка помыла лапки, а теперь ты помой
ручки», «Зайка сидит и в смотрит, как дети
кушают». В мнимых ситуациях малыш участвует
сначала с помощью реальных действий (бегает,
ходит, прыгает), а потом условных, когда,
слушая потешку «Сорока-ворона», водит
пальчиком по ладошке, как будто варит
кашу. Взрослый учит сопровождать условным
действием стихи, сказки, песенки. Например,
поет колыбельную и предлагает малышу:
«Покажи, как ты спишь». Ребенок приседает,
наклоняет голову и закрывает глаза. Взрослый
учит его имитировать действия людей и
животных: «Покажи, как...» (мама несет тяжелую
сумку, прыгает белочка, бежит лисичка,
ходит медведь). Постепенно малыш приобретает
большую самостоятельность в создании
мнимых ситуаций и включает в них собственную
речь.
Подобные ситуации интересны
и для ребенка третьего года жизни, они
оказывают положительное влияние на становление
его воображения. Но основным в руководстве
этим процессом становится обучение детей
использованию предметов-заместителей
в игре и построению воображаемой ситуации.
Для развития замещений необходимо, чтобы
ребенок освоил функцию предмета. Ведь
чтобы, например, действовать с палочкой
как с ложкой, он должен уметь обращаться
с реальной ложкой. Только достаточно
знакомое действие ребенок переносит
в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.
Уже в раннем детстве возможно
создание проблемных ситуаций, которые
побуждают ребенка искать и предлагать,
а затем и использовать предметы-заместители
(например, что делать, когда надо угостить
куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить
мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений
об окружающем, в том числе и о мире взрослых,
обучение игровым действиям помогает
малышу создать воображаемую ситуацию.
Условием для формирования воображения
является освоение продуктивной деятельности,
например умение наделять постройки определенным
содержанием, чему ребенка обучает взрослый
с помощью обыгрывания (Е.В. Зворыгина).
Игровая деятельность дошкольника
является мощным стимулом воображения.
Выполнение роли, развитие сюжета побуждает
ребенка перекомбинировать известные
события, создавать их новые сочетания,
дополнять и преобразовывать собственные
впечатления. Малыш, перевоплощаясь в
разных персонажей, особенно в режиссерской
игре, имеет возможность посмотреть на
ситуацию с разных точек зрения.
Важным моментом в развитии
воображения ребенка служит такая организация
предметной среды, которая включает наряду
со знакомыми предметами с закрепленными
функциями предметы неспецифические,
полуфункциональные: бросовый материал
(коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги)
и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя
с ними, наделяя их разным значением в
разных ситуациях, используя вариативно,
ребенок интенсивно осваивает замещение
(Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.).
Развитие воображения тесно
связано с освоением законов родного языка.
Слово дает возможность ребенку представить
и преобразовать предмет в его отсутствие.
Следует помнить и о том, что
основу для воображения создают разнообразные,
богатые представления, собственный опыт
дошкольника. Задача взрослого состоит
в том, чтобы научить ребенка способам
и средствам преобразования, развивать
его комбинаторные способности. Освоение
способов создания образов происходит
при разрыве реальных связей, путем включения
объектов в несвойственные им ситуации,
наделения несвойственными функциями
и соединения разнородных объектов в новый
образ.
Важно научить ребенка формулировать
различные по степени сложности замыслы
и реализовывать их, прежде всего в продуктивных
видах деятельности. Предварительная
формулировка их в развернутой речи с
указанием не только того, что будет сделано,
но и как, придает процессу создания новых
образов целенаправленный характер, а
творческая деятельность получает идейный
стержень.
Информация о работе Воображение и его особенности в дошкольном возрасте