Восприятие и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:03, реферат

Краткое описание

Восприятие - процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка, как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Восприятие и мышление.docx

— 16.54 Кб (Скачать файл)

Восприятие - процесс, который  давно и интенсивно исследуется  в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением  восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются  и проблемы сенсорного воспитания ребенка, как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет  важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а ,следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. 

Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов  с целью нахождения истины. Познанием  называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом "познавание", так и (в  узком смысле) результат этого  процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.

Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, - выступают  как важнейшие компоненты любой  человеческой деятельности. Без участия  психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают  как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает  свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его  основные виды: восприятие глубины, направления  и скорости движения, времени и  пространства.

Воображение тоже связано  с деятельностью. Во-первых, человек  не в состоянии представить или  вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения  есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Прием и переработка человеком  поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов  называется восприятием (иногда употребляется  также термин "перцепция", "перцептивный процесс").

К основным качествам восприятия относят следующие:

1) Восприятие зависит  от прошлого опыта, от содержания  психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией.

2) Мир, в котором мы  существуем, воспринимается нами  не только как организованный, структурированный, но и как  относительно устойчивый и постоянный. Эта особенность восприятия называется  константностью.

3) Человек воспринимает  мир не в виде набора несвязанных  друг с другом ощущений или  состояний своих органов, а  в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4) Восприятие как бы "достраивает"  образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5) Восприятие не сводится  только к образованию новых  образов, человек способен осознавать  процессы "своего" восприятия, что  позволяет говорить об осмысленно-обобщенном  характере восприятия, его категориальности.

В соответствии с тем, какой  анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Процесс восприятия есть процесс  активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах  восприятия проявляются характеристики и того, и другого.

В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление  движения относительно наблюдателя  или друг друга, форма, величина, временная  последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру  восприятия. Восприятие характеризуется  также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.


Информация о работе Восприятие и мышление