Диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

В узком смысле диагностикой называют сам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде установленного диагноза.
Диагностика в социальной работе - необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

семинарчик.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

    Диагностика как общая технология социальной работы

1.Что такое «диагностика» и «диагноз»? В какой профессиональной сфере появились данные понятия?

В узком смысле диагностикой называют сам процесс  распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей и социального статуса субъекта, включающий целенаправленное медицинское  обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в  виде установленного диагноза.

Диагностика в социальной работе - необходимая стадия технологического процесса, начинающая работу в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об исследуемый объект или процесс. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогичным “обнаружения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат.

Диагностика — когнитивная деятельность, состоящая в сопоставлении наблюдаемых признаков исследуемого объекта с системой априорно (нормативно) заданных эмпирических признаков с целью его идентификации и последующего проецирования на этот объект полученных ранее фактуальных и номологических знаний о нем или об однотипных с ним объектах.

Диагноз - констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине - заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных механизмов. Проводится на уровнях симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом.

В медицине употребляются два понятия - "диагноз" и "диагностика". Последнее означает процесс распознавания болезни, первое - название болезни, нозологической формы, т. е. продукт этого процесса1*. Понятие "диагностика" также имеет два значения: 1) распознавание болезни и 2) медицинская дисциплина, являющаяся частью медицинской науки и изучающая способы, пути, этапы распознавания болезней. Характеристика диагностики как медицинской и общенаучной дисциплины будет рассмотрена в последующих разделах. Здесь же попытаемся раскрыть понятие диагностики как специфического вида познавательной деятельности.

2.Какова история термина «социальная диагностика»?

История возникновения социологической (социальной) диагностики.

Определение термина

К концу 80-х гг. социологи, обслуживающие управление в разных формах, располагали уже несколькими десятками диагностических методик, ориентированных на решение специализированных управленческих задач.

К числу  таковых можно отнести диагностические  методики, ориентированные на решение  следующих задач: формирование организационной  стратегии, организационного проектирования и организационной реконструкция,

оценка  управляемости организации, подбор, расстановка и оценка кадров, формирование и изменение состава коллективов, стимулирование мотивации, решение  проблем социальной и профессиональной адаптации, стабилизация коллектива, разрешение конфликтов, снятие социальных напряжений и др. Диагностика начала рассматриваться  как важный элемент в системе  управленческих решений и служила  основанием для определения необходимости  и типа планируемых изменений, направленных на изменение состояния или режима функционирования социального объекта.

Что касается самого термина – «социологическая диагностика», то в нашей стране он был впервые применен группой  управленческих консультантов на рубеже 70–80_х гг. для определения специфики  информационных средств, направленных на определение состояния организации. Позднее этот термин стали использовать и заводские социологи, вписанные  в структуру организации, и даже некоторые академические ученые.

Термин  «  социальная  диагностика» получил  распространение в конце 20--начале 30-х гг. XX века. В настоящее время  « социальная  диагностика» утвердилась  как важнейшее направление в  социальной работе.  Термин  «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого -- распознавание, определение) заимствован  из медицины.

3.Что такое «социальная диагностика»?

Социальная   диагностика  – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть  социальной   диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии.

  Социальная   диагностика  - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные  прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии  технологий, как социальной   работы, так и всех сфер  социальной  жизни.

 Социальная   диагностика  — это процесс исследования  социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.

Социальная   диагностика  – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по  социальной  работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение в отношениях с людьми, самореализации в различных сфер (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

  С.Д. особенно  важна в тех случаях, когда  социолог имеет дело с плохо  изученным объектом исследования, который вызывает интерес   исследователя, или когда, напротив, необходимо на основании многих  известных, но разрозненных фактов, характеризующих тот или иной  процесс или явление, дать максимально  точное его определение,  которое  позволит проанализировать и  природу данного явления, и  породившие его социальные причины.

4.Какие существуют уровни социальной диагностики? Чем они характеризуются?

Уровни  проведения социальной диагностики:

общесоциальный  – изучение всего общества или  больших его социально-демографических  групп;

региональный -  проводится на уровне регионов;

локальный –  на уровне отдельных территорий или  организаций;

индивидуальный  – на уровне отдельно взятого клиента.

Уровни   социальной   диагностики  можно  разделить в соответствии как  с решаемыми на этих уровнях задачами, используемыми средствами и методами, так и с организационно-управленческой структурой страны. Taк, общесоциальный  уровень   социальной   диагностики  эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.

 Можно  отметить также региональный (территориальный)  уровень  организации  социальной   диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. Если организации федерального уровня (научные или управленческие) подробно исследуют какой-либо конкретный регион, имеется совмещение методов и задач двух уровней. При социальной   диагностике регионального уровня  используют результаты всероссийских исследований применительно к соответствующей территории (и в сравнении с другими территориями); кроме того, организуются исследования на местах.

 Наиболее  тесное взаимодействие с клиентами,  наиболее всестороннее изучение  социального функционирования на  локальном и индивидном  уровне  предполагает проведение  социальной   диагностики, осуществляемой непосредственно специалистами в учреждениях социального обслуживания населения.

На  уровне  непосредственной  социальной  работы с клиентом функции  социальной   диагностики  несколько изменяются. Главной ее целью становится определение  социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры.

Социологические исследования могут проводиться  на нескольких уровнях:

1 уровень  – федеральный: субъекты  диагностики  : НИИ, аналитические группы при Правительстве, Президенте, государств.органах власти.

2 уровень  – региональный: соц.  диагностика   этого уровня проводится силами  научных подразделений субъектов  федерации и пользуются результатами  исследований федерального уровня. Исследования на региональном  уровне позволяют рассчитывать и показывать такие характеристики как стоимость жизни, прожиточный миннимум, средние пенсии.

3 уровень  – частные исследования, в рамках  этого уровня решаются  задачи  прикладного характера.

5.Каковы  цель и задачи диагностики  состояния социального объекта? 

Цель  диагностики   состояния   социального   объекта  — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие  социальные   объекты , а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений,  социального проектирования действий по оказанию  социальной  помощи.

Социальная  диагностика решает типичные для  нее задачи, к  которым  относится:

выявление специфических  социальных  качеств, особенностей развития и поведения объекта;

определение степени развития разнообразных  свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

описание  особенностей объекта;

ранжирование  специфических свойств объекта;

выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.

Задачи   диагностики  заключаются в определении  мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы  и  способов их реализации.

6.Понятие  «социальный диагноз».

Социальный   диагноз  предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Социальный   диагноз - это  научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального явления. С.Д. основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации.

Социальный диагноз   – чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

7.Каково место диагностики в  оказании помощи клиенту социальной  работы?

Обратившийся  за  помощью  в  социальную  службу человек с первых минут  общения со специалистом ощущает  заботу, участие, поддержку.  Социальная   работа  предполагает сопровождение  клиента  до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и  представляет собой технологию, в  основе которой – активизация  потенциала  клиента  и резервных  возможностей его окружения. На первом этапе  работы  проводится  социальная   диагностика.  Социальная   диагностика  – это анализ состояния  социальных  объектов и процессов с целью  выявления проблем их функционирования, суть  социальной   диагностики  сводится к получению достоверных  знаний об изучаемом объекте или  социальном  процессе во всех его  сложностях и многообразии, включая  и медицинские аспекты.

8.Понятие  «Мониторинг». Пример мониторинга  в социальной работе.

Мониторинг  — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Мониторинг — система сбора/регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении/состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков.

Мониторинг — процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, в течение которых значения данных существенно не изменяются.

Мониторинг  — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.

Социальный   мониторинг  — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной  информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.

МОНИТОРИНГ  В ПРАКТИКЕ  СОЦИАЛЬНОЙ   РАБОТЫ

  Мониторинг  социологический - форма организации проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной  ситуации.

В социологическую практику это понятие пришло из экологии, где термином " мониторинг " обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения о возможных нежелательных отклонениях по важнейшим параметрам. При организации социологических исследований по типу  мониторинг  социологический обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной  среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.

 Мониторинг  социологический призван решать  определенный круг научных задач,  классифицировать которые можно  как по предметному, так и  по функциональному основаниям. При первом подходе следует  выделить решаемые  мониторингом  социологическим содержательные  проблемы, при втором - типы подлежащих  решению задач. Предметные задачи  мониторинга  социологического  вытекают из исходного представления  авторов о сущности, закономерностях,  направлениях и перспективах  анализируемых процессов. Что  же касается типов задач, то  применительно к  мониторингу   социологическому, они подразделяются  на методические, научные и информационные.

Информация о работе Диагностика как общая технология социальной работы