Диагностическое обследование в психологическом консультировании
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:35, контрольная работа
Краткое описание
Консультативная психология имеет дело с психологической (субъективной) реальностью человека, представленной мыслями, чувствами, переживаниями, представлениями, сновидениями. В отличие от объективной реальности, субъективная реальность может характеризоваться неадекватностью отражения, иллюзиями, галлюцинациями.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3 Диагностика в психологическом консультировании……………………......5 Психологический анамнез…………………………………………………...8 Использование тестов при постановке психологического диагноза……..12 Заключение…………………………………………………………………18 Список литературы…………………………………………………………19
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
Факультет психологии
Кафедра прикладной
психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Основы психологического
консультирования»
Диагностическое
обследование в психологическом консультировании
Минск - 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Диагностика в психологическом
консультировании……………………......5
Психологический
анамнез…………………………………………………...8
Использование тестов
при постановке психологического диагноза……..12
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………19
Введение
Консультативная
психология — это прикладная
отрасль современной психологии, изучающая
все аспекты оказания профессиональной
психологической помощи людям с целью
повышения их личностной эффективности.
Консультативная
психология имеет дело с психологической
(субъективной) реальностью человека,
представленной мыслями, чувствами, переживаниями,
представлениями, сновидениями. В отличие
от объективной реальности, субъективная
реальность может характеризоваться неадекватностью
отражения, иллюзиями, галлюцинациями.
Вследствие того,
что анализ психологической реальности
клиента — уникальный процесс, протекающий
в определенных условиях между двумя конкретными
людьми, задача обоснования консультативной
психологии как науки не является окончательно
разрешенной.
Объект изучения
консультативной психологии — человек,
группа или система людей как субъект
психологической помощи.
Современные представления
о предмете консультативной психологии
многообразны.
Предмет исследования консультативной
психологии включает в себя
следующие составляющие:
социально-психологические
характеристики (свойства, процессы и состояния)
индивида как субъекта психологической
помощи. Консультативная
психология изучает те
личностные особенности клиентов,
которые проявляются в результате их жизни
в социуме и вызывают
тревогу, мешают адекватно функционировать, нуждаются
в понимании (самопонимании),
принятии, развитии и др. Наиболее
часто изучаются тревожность, застенчивость,
конфликтность, возбудимость, зависимость,
агрессивность. Чаще всего социально-психологические
характеристики являются предметом индивидуального
психологического консультирования;
феномены, возникающие в результате взаимодействия индивида со средой
и являющиеся причиной для обращения за
психологической помощью.
Сюда относятся отношения и взаимодействие в диадах родитель—ребенок,
учитель—ученик, начальник-подчиненный, психолог—клиент,
врач—больной. Они исследуются в индивидуальном
психологическом, семейном, организационном, психолого-педагогическом
консультировании и др.;
социально-психологические
характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи. Предметом консультативной психологии может
быть групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации);
психологические
механизмы взаимодействия и воздействия
людей друг на друга. Например, типичными
для медицинских отраслей консультирования
является изучение механизмов убеждения, внушения, подражания.
В психолого-педагогическом
консультировании при решении
проблем социализации
ребенка, формировании социальных
норм и правил важны механизмы идентификации, интериоризации,
в семейном консультировании — устоявшиеся паттерны взаимодействия,
механизмы нарушения границ между системами и подсистемами;
психология профессиональной
подготовки и профессиональной деятельности
психолога-консультанта. Предметом консультативной психологии
являются особенности формирования личности профессионала,
психологические закономерности становления его профессиональной
идентичности, профессионального самосознания, условия, организация и содержание его профессиональной деятельности. Особый
интерес приобретает изучение
эпистемологических (от греч. episteme — знание, понимание),
онтологических (бытийных) и аксиологических (ценностных) аспектов деятельности психолога-консультанта;
психологические
теории и технологии оказания консультативной помощи, а
также их сравнительная эффективность.
Диагностика в психологическом
консультировании
Психологический диагноз
опирается на анализ и объяснение
проблем клиента. Он включает
причины трудностей клиента, их
развитие во времени, отнесение
к определенному классу проблем,
определение специальных способов
помощи и прогноз вероятности
благоприятного исхода.
С первых попыток
дифференцировать психологические
проблемы, чтобы точнее установить,
какая помощь нужна в каждом
конкретном случае, в процессе
диагностики следуют принятой
в медицине модели, суть которой
составляют три основных шага:
1) установление симптомов;
2) установление их причин;
3) нахождение эффективных
способов лечения этих симптомов.
Однако очевидно, что психические
нарушения изрядно отличаются
от соматических (телесных) расстройств
и болезней. Симптомы психических
нарушений не настолько гомогенны,
как соматические симптомы. Например,
симптомы воспаления легких намного
более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы
шизофрении. Поэтому применение
медицинской модели идентификации
проблем в современном психологическом
консультировании и психотерапии
малополезно и едва ли оправдано.
Между отдельными школами
психологического консультирования
и психотерапии существуют довольно
явные противоречия в отношении
диагностики. Представители разных
теоретических ориентации, как правило,
выносят на первый план неодинаковые
аспекты затруднений клиента. Например,
аналитически ориентированный консультант
большее внимание уделяет психодинамике,
бихевиорист - поведенческим проявлениям,
а представитель экзистенциальной
терапии - субъективному миру. Это
делает системы психологической
диагностики нестабильными и
говорит не в их пользу. Наконец,
если в медицине определенный
диагноз практически всегда предполагает
специфическое лечение, соответствующее
уровню развития медицины в
данный момент, то в психологическом
консультировании характер и
способы помощи легче предугадать
по теоретической ориентации
консультанта, нежели по проблемам
клиента. Все эти обстоятельства заставляют
обсудить аргументы "за" и "против"
диагностического подхода в психологическом
консультировании и психотерапии.
Консультанты, настаивающие
на необходимости диагностики (чаще
всего представители психоаналитической
и бихевиористской ориентации), утверждают,
что диагноз, основанный на оценке
поведения клиента в прошлом
и настоящем, позволяет правильно
планировать процесс психологической
помощи. По их мнению: - диагноз позволяет
предвидеть дальнейшее развитие нарушения;
- диагноз определяет особую стратегию
помощи при различных нарушениях; - диагностические
схемы позволяют эффективно сотрудничать
профессионалам, поскольку каждая диагностическая
категория соответствует конкретным характеристикам
поведения; - диагноз определяет границы
научно - исследовательских работ. Радикальные
критики диагностического подхода, а среди
них большинство составляют представители
экзистенциально - гуманистического направления,
полагают, что диагноз в консультировании
вообще не нужен, а может быть, даже вреден.
Критики выдвигают следующие
основные аргументы:
- диагноз обычно выражает
экспертный взгляд консультанта
со стороны на поведение и
переживания клиента без принятия
во внимание субъективного значения
событий; - диагноз игнорирует сложность
человека; по мнению Rogers (1951), большинство
диагнозов упрощают поведение
и субъективный мир; кроме того,
происходит ориентация не на
индивидуальность, а на сходство
между людьми, и тем самым игнорируются
потенциальные возможности каждого
человека и отдается предпочтение
стереотипизации;
- при попытке вместить
человека в рамки диагностических
категорий он принижается, потому
что превращается в объект; наконец,
большинство клиентов, с которыми
мы сталкиваемся в консультировании,
нельзя причислить ни к одной
категории; у них существуют трудности
приспособления к жизни, которые
не чужды многим людям; клиенты
просто нуждаются в помощи, чтобы
восстановить способность преодолевать
возникающие проблемы; наилучший
способ понять другого человека
- это погрузиться в его субъективный
мир, а не прибегать к классификациям;
- диагноз сужает поле
зрения консультанта по отношению
к клиенту, заставляет его принимать
во внимание лишь то, что вмещается
в поставленный диагноз, а это
чаще всего проявления, связанные
с различными недостатками, и
тем самым забывается главнейшая
предпосылка консультирования - ориентация
на потенциальные возможности
человека, рост личности, развитие;
- диагноз заставляет человека
принять тот способ поведения,
который навязывается диагнозом,
а людей из окружения клиента
- оценивать его по поставленному диагнозу.
По мнению известного английского
психиатра и лидера антипсихиатрического
движения Laing (1967), клиент часто принимает
навязываемую консультантом точку зрения
и начинает соответственно оценивать
свое поведение: "Я сумасшедший. Так
что вы можете ждать от меня?"
По мнению Szasz (1968), диагноз в
большинстве случаев не столько разрешает
проблемы, сколько обостряет их: когда
психологические проблемы, за которые
клиент обязан принять на себя ответственность,
превращаются в диагнозы, клиент, по сути,
освобождается от ответственности за
свои действия.
О некоторых опасностях диагностики
говорят и не слишком радикальные ее противники
(Bramer, Shostrom, 1982): - на основе недостаточных
данных можно сделать ошибочные выводы;
- консультант очень долго занимается
историей жизни клиента и уделяет мало
внимания его насущным поведению и установкам;
- у консультанта возникает соблазн передовериться
результатам тестирования; - при диагностике
слишком много внимания уделяется патологическим
реакциям клиента и недостаточен интерес
к здоровым и творческим аспектам его
жизни; - диагностика формирует оценочную
установку в отношении клиента и побуждает
давать указания, что он должен делать.
Еще одна опасность,
связанная с диагностикой, возникает,
когда в консультировании мы
сталкиваемся с представителями
разных культур, потому что нормой
обычно считаются доминирующие
культурные стереотипы. Sue (1981) приводит
пример, когда клиенты азиатского
происхождения в американской
среде оценивались как сильно
заторможенные, поскольку неохотно
раскрывались, проявляли неуверенность
и эмоциональную сдержанность. В
американской культуре одобряются
совсем противоположные стандарты
поведения. Не удивительно, что азиаты,
ориентированные на проявление
эмоций и скрытность вне семейного
круга, кажутся американцам странными.
По мнению Kennedy (1977), диагноз
является никчемным, если он создает дистанцию
между консультантом и клиентом. А так
и случается при ремесленном взгляде на
консультирование, когда диагностика
становится основным предметом занятий
консультанта. Диагноз также ничего не
дает, когда он настолько формализован,
что мешает искреннему и спонтанному отношению
к клиенту. Категоризация клиентов, их
"раскладывание по полочкам" по существу
разрушает консультативный контакт. Ведь
каждый чувствует себя неуютно и неприятно,
когда кто - то пытается причислить его
к одной из категорий вместо попытки понять.
Обобщая аргументы "за"
и "против" диагностики в психологическом
консультировании, можно утверждать,
что одинаково неприемлемы обе
крайние точки зрения. Диагностика
- составная часть процесса психологического
консультирования. От первой до последней
встречи, как клиент, так и консультант
находятся в процессе поиска и откровения.
Даже отказываясь от строгих рамок диагностики,
консультант должен задать себе вопросы:
- Что происходит сейчас в жизни клиента?
- Что ожидает клиент от консультирования?
- Каковы потенциальные возможности и
ограничения клиента? - Как далеко и глубоко
следует заходить в консультировании?
- Какова основная психодинамика в теперешней
жизни клиента? Отвечая на эти вопросы,
консультант определяет желания клиента
и возможность достижения целей консультирования.
В этом смысле диагностика является перманентным
процессом, продолжающимся столько же,
сколько и консультирование, и помогающим
консультанту концептуализировать проблемы
клиента. Наконец, если абсолютно игнорировать
диагноз, следует пренебречь такими реальными
заболеваниями, как, например, шизофрения
и маниакально - депрессивный психоз, а
это уже этическая проблема. Ведь при указанных
психических расстройствах человек опасен
для себя и окружающих.
По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз
должен отражать стиль жизни клиента и
помогать консультанту планировать стратегию
и тактику своей деятельности, эффективно
прогнозировать ее результаты и в то же
время во избежание серьезных ошибок не
упускать из виду реальную патологию в
поведении клиента. Настоящий консультант,
как подчеркивают вышеупомянутые авторы,
"понимает клиента и диагностически,
и психотерапевтически".