Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в том, что на основе рассмотренных приемов можно построить модель того, как связаны такие направления как сказкотерапия и изучение диалектического мышления, а на основе полученных выводов – построить модель «диалектической сказкотерапии». В чем преимущество такого метода? В том, что, во-первых, при помощи метафоры гораздо проще и интереснее разрешать противоречия (а они окружают человека повсюду), а во-вторых, в процессе разрешения противоречий соответственно будет происходить развитие мышления.
Новизна работы вытекает из самой постановки проблемы: каким образом объединить восприятие сказки с диалектическим мышлением? И что необходимо в первую очередь уметь «диалектическому сказкотерапевту», чтобы кроме решения проблем, можно было достичь развития.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………....…………………........…………………......2
Глава 1. Теоретические основы сказкотерапии
1.1. Сказкотерапия как одно из направлений практической психологии.............4
1.2. Понятие сказки. Классификация сказок как инструментов работы с клиентом .....................................................................................................................6
1.3. Приемы работы со сказками..............................................................................11
1.4. Выводы по первой главе....................................................................................13
Глава 2. Поиск диалектических структур.
2.1 Диалектические мыслительные действия..........................................................15
2.2. Диалектическая структура художественной сказки как универсального вида сказки..................................................................................................................17
2.3. Диалектические структуры приемов работы со сказками...............................20
2.4. Выводы по второй главе.....................................................................................23
Заключение.................................................................................................................25
Список литературы....................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Диалектичесая структура сказки.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по специальности 030301 «Психология»

на тему:

«Диалектическая структура видов сказки и 

приемов работы со сказкой»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………....…………………........…………………......2

Глава 1. Теоретические  основы сказкотерапии

1.1. Сказкотерапия  как одно из направлений практической  психологии.............4

1.2. Понятие  сказки. Классификация сказок как  инструментов работы с клиентом .....................................................................................................................6

1.3. Приемы  работы со сказками..............................................................................11

1.4. Выводы  по первой главе....................................................................................13

Глава 2. Поиск  диалектических структур.

2.1 Диалектические мыслительные действия..........................................................15

2.2. Диалектическая  структура художественной  сказки как универсального вида сказки..................................................................................................................17

2.3. Диалектические  структуры приемов работы со  сказками...............................20

2.4. Выводы  по второй главе.....................................................................................23

Заключение.................................................................................................................25

Список литературы....................................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В современном  мире имеется немало проблем, связанных  с восприятием сказки. К ним можно отнести и существование жестоких сказок, имеющих в содержании негативные моменты; и малое разнообразие самой подачи  сказки – чаще всего это пересказ или чтение; и недостаточное использование сказок для развития у детей воображения, мышления, правильного отношения к окружающему миру; и развитие массового телевидения – читать ребенку стали меньше, он чаще сидит перед телевизором, чем с книгой. Такое пренебрежительное отношение к сказкам со стороны родителей недопустимо, и появившееся около тридцати лет назад такое направление как сказкотерапия имеет огромное значение не только для детей, но и для родителей. Развитие мышления требует всестороннего «вмешательства», если можно так выразиться, и «вмешательство» сказки справедливо считать одним из наиболее значимых, поскольку с ранних лет ребенок имеет возможность погрузиться в волшебный мир и уже находясь в волшебной среде, ребенок знакомится с настоящим, реальным миром. Сказка является прекрасным ресурсом для познания окружающего мира, для усвоения правил поведения, для составления модели «желаемого» (в голове ребенка сочиняются тысячи разнообразных историй, преимущественно с самим ребенком в главной роли), так и строится жизненный ориентир.

Как известно, мышление возникает из затруднения, противоречие, как считал Г.В.Ф.Гегель, является «мотором» развития. Е.Е.Крашенинников говорил: «Диалектическое мышление предполагает выделение в изучаемом объекте базового, существенного противоречия…, которое и делает возможным существование данного объекта, и поиск разрешения этого противоречия, в котором обе противоположности могут сосуществовать одновременно, не уничтожая друг друга,… является основой развития объекта» (8, 19). Получается, и сам поиск этого противоречия, по сути, не только отражает развитие объекта, но и создает условия для развития субъекта?

Мы попытаемся сделать первый шаг к выделению  значимости диалектического метода в сказкотерапии, то есть изучить, как именно универсальные мыслительные действия, выделенные Н.Е.Вераксой, отражены в таком разделе сказкотерапии, как приемы работы со сказками.

Гипотеза  звучит следующим образом: эффективность  применения того или иного приема обусловлена его диалектической структурой. Иными словами, есть методы работы со сказкой, имеющие значимость, как с точки зрения диалектики, так и с позиции сказкотерапии, и есть менее значимые (ценные только с точки зрения сказкотерапии  или обусловливающие положительный  эмоциональный фон) – мы их отнесем  в категорию «игровых». И основная идея работы заключена в том, чтобы  рассмотреть эти приемы в контексте  такого универсального вида сказки как  художественная сказка и попытаться сформулировать их с точки зрения диалектики – то есть добавить к  этим приемам диалектический ресурс для большей эффективности этого  приема. Универсальные  мыслительные операции, заключенные в универсальных  приемах работы со сказкой, рассматриваемые  в контексте универсального вида сказки – вот что является предметом  моего изучения на данный момент.

Актуальность  работы состоит в том, что на основе рассмотренных приемов можно  построить модель того, как связаны  такие направления как сказкотерапия  и изучение диалектического мышления, а  на основе полученных выводов  – построить модель «диалектической  сказкотерапии». В чем преимущество такого метода? В том, что, во-первых, при помощи метафоры гораздо проще  и интереснее разрешать противоречия (а они окружают человека повсюду), а во-вторых,  в процессе разрешения противоречий соответственно будет  происходить развитие мышления.

Новизна работы вытекает из самой постановки проблемы: каким образом объединить восприятие сказки с диалектическим мышлением? И что необходимо в первую очередь уметь «диалектическому сказкотерапевту», чтобы кроме решения проблем, можно было достичь развития.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ.

1.1. Сказкотерапия как одно из  направлений практической психологии.

Сказкотерапия, по своей  сути, существует с тех времен, как  человек научился говорить: знания и мудрость одного поколения «из уст в уста» передавались другому, причем именно в сказочной форме (басни, былины, притчи, мифы, сказания…) для лучшего восприятия и запоминания. Поэтому ее по праву можно назвать самым древним педагогическим и психологическим методом. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева говорит, что сказкотерапия это «терапия средой» - особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности» (9, 13); набор способов передачи знаний о социальной реализации человека и о его духовном пути, как вспомогательную систему, сообразную духовной природе человека (7, 17). Раскрывая дальше это понятие, она говорит, что сказкотерапия есть:

  1. открытие знаний, которые живут в душе человека и являются психотерапевтическими в момент терапии;
  2. поиск и нахождение знаний о системе взаимоотношений в мире, о смысле этих взаимоотношений;
  3. попытка образовать связь между волшебными событиями и реальной жизнью;
  4. объективная постановка проблемных ситуаций и процесс активизации ресурсов личности на решение таких ситуаций;
  5. терапия особой сказочной обстановкой, где могут проявиться потенциальные компоненты личности.

Все вышесказанное  определяет функциональный характер сказкотерапии.

А.В.Гнездилов считал, что сказкотерапевту необходимо овладевать процессом воспитания Внутреннего Ребенка, развитием души, повышением уровня осознанности событий, приобретением знаний о правилах жизни и методах социального проявления творческого потенциала клиента (6, 26). И конечно, сказкотерапия – это еще и процесс «воспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения. То есть основное, на что нацелен весь сказкотерапевтический процесс, – достижение внутренней гармонии.

И.В.Вачков трактует термин «сказкотерапия» следующим образом: «Направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки,  позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности» (3, 3). Ключевой момент здесь – метафора как главное средство психологического воздействия. Глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов (их мы разберем позже). По Аристотелю искусство метафоры – есть искусство находить сходство между разными, порой очень непохожими вещами; И.В.Вачков определяет ее как троп или фигуру речи, состоящую в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений,...), для обозначения другого, сходного с данным класса объектов или единичного объекта (2, 4).

Хотелось  бы так же отметить отличие литературной метафоры от терапевтической. В литературе цель метафоры – описать явление, предмет; а терапевтическая метафора необходима для изменения,  нового толкования обыденных вещей.

Каким же образом  удается достичь целей, описанных  И.В.Вачковым, посредством сказкотерапии? Во-первых, сказка всегда являлась «средством встречи читателя с самим собой», то есть сказкотерапия создает безопасную среду, в которой клиент получает возможность раскрыть свою личность, а метафора выступает в качестве «зеркала» неосознанного внутреннего мира читателя. Об этом еще писал  К.Г.Юнг. Во-вторых, цель любого вида психотерапии – помочь человеку развиваться наиболее оптимальным для него способом, а основным условием  такого развития является самосознание – необходимо знать, что и как в себе развивать. В-третьих, метафора может быть способом построения взаимопонимания между людьми, то есть нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими. И напоследок, в сказке отсутствуют четко сформулированные нравоучения, поэтому усвоение моделей поведения, новых знаний происходит ненавязчиво, незаметно, а также клиент получает шанс связать сказочные события с событиями реальными, а значит применить в жизни мудрость, скрытую в сказках. От себя могу добавить, что иногда для того, чтобы решить проблему, собственных ресурсов недостаточно, и тогда человек пытается найти их «вовне», сказка же, как мы уже говорили, обладает безграничными ресурсами, к помощи которых и может прийти человек. Хотелось бы отметить, что помимо указанных особенностей, сказкотерапия такаже позволяет расшифровать смыслы мифов, былин, легенд.

Итак, подведем итог. Сказкотерапия развивает самосознание, помогает развитию отношений с другими  людьми, преподносит новые знания, короче говоря, основное влияние на человека происходит на уровне ценностей; происходит осмысление жизненных событий, явлений, духовных поисков и т.д. Сказки мы читаем затем, чтобы прочувствовать то, чего в жизни мы не испытываем; момент неправдоподобности – то, что люди всегда и везде ищут. Поэтому еще раз отметим, что в сказкотерапии нет возрастных ограничений, и даже взрослый человек, привыкший  подчиняться логике и загнанный в рамки цивилизации, обладает фантазией и воображением, что, в свою очередь, помогает формировать нам образ будущего и  выстраивать сюжет собственной жизни.

 

1.2. Понятие сказки. Классификация сказок как инструмента работы с клиентом.

В толковом словаре С.И.Ожегова сказка определяется как «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, главным образом с участием волшебных, фантастических сил».

С.К. Нартова-Бочавер говорит, что сказка – это «краткая, поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел»

В.И.Даль определил сказку как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

М.-Л. фон Франц  дала такую трактовку: «Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристаллизованной форме…Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. (15, 9)

Словарь русского языка определяет сказку повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных, выдуманных событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических сил.

По литературному энциклопедическому словарю сказка является одним из первостепенных жанров народного творчества, по преимуществу прозаическое художественное произведение волшебного, бытового или авантюрного характера, имеющее установкой на выдумку, вымысел.

Как мы видим, не существует одного единственно верного  определения сказки. Этот далеко не полный перечень позволяет нам заметить как разнообразие подходов, так и  совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что в толковых словарях сказано только о фольклорном  происхождении сказки, а об авторских  сказках не сказано, хотя при слове  «сказка» невольно вспоминаются А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, Л.Кэрролл… Как сказал И.В.Вачков, «это не совсем правомерно». Не будем отрицать, что сказка окружает нас повсюду: и детективы, и бразильские сериалы, и романы в стиле «фэнтези», - все это можно назвать своего рода сказкой, ведь, как выяснилось из вышеуказанных определений, основной категорией здесь является вымысел.

Разумеется, сказка несет в себе не только познавательно-развлекательный  характер. Д.Ю.Соколов выделил следующие преимущества ее использования в рамках сказкотерапии (14, 14-15):

 

  1. Сказка  может быть предложена в качестве конкретного решения проблемы; она  изначально целостна;
  2. Сказка дает общий язык, который сближает терапевта и клиента (особенно, если «клиент» – ребенок);
  3. Сказка более информативна, чем обычная речь. Множество оборотов и фигур речи делают сказку не только более насыщенной, но и красочной и яркой, что важно для самого сочиняющего;
  4. Сказка пробуждает детские и творческие силы не только в клиенте, но и  в самом терапевте;
  5. Сказка несет свободу.

П.И.Яничев, проанализировав содержание сказок, сделал вывод, что в процессе «погружения» нами в сказку, удовлетворяются наши потребности, в чем, собственно, и содержится психологический смысл воздействия сказки (17). Это потребности в независимости и обособлении, в силе, могуществе и в активности. Желание  бессмыслицы и абсурда, а также  желание нарушить правила, запреты также осуществляются, и благодаря этому осуществлению сказка играет роль посредника между реальным миром и внутренним миром клиента.

Информация о работе Диалектическая структура видов сказки и приемов работы со сказкой