Жан-Жак Руссо и Джон Локк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.

Вложенные файлы: 1 файл

Мини-реферат (Жан-Жак Руссо и Джон Локк).docx

— 26.33 Кб (Скачать файл)

Московский  Педагогический Государственный Университет



 

 

 

 

 

 

Мини-реферат  на тему :

«ДЖОН ЛОКК и ЖАН-ЖАК РУССО»

 

 

Емельяновой

Анастасии

ФНК 303

 

 

 

2012

Джон Локк.

Биография.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.

В семье, где больше всего  ценился строгий порядок и  раз и навсегда установленные  правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.

В «Мыслях о воспитании»  Локк постоянно напоминает родителям  о необходимости развития у детей  чувства любви к Богу. Свои произведения, начиная с огромного абстрактного философского труда и кончая небольшими статейками о монетном деле в Англии, Локк писал, откликаясь на происходящие события, стремясь теоретически осознать их и направить через влиятельных  людей, с которыми был тесно связан личными узами.

Незадолго до своей смерти Локк оформил в известную систему  свои мысли по вопросам воспитания джентельменов, детей среднеземлевладельческих и промышленных слоев населения в трактате «Мысли о воспитании», состоявшем из писем к одному из его друзей. Книга эта произвела огромное впечатление и на современников Локка, и на следующее поколение. Педагогические воззрения идеологов французской революции и, в частности, педагогическая теория Руссо формировались под влиянием этого произведения.

Умер Локк в 1704 г. в уединенном местечке Уайт, близ графства Эссекс.

 

 

Педагогические  идеи Джона Локка.

Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял  в жизни каждого человека процесс  воспитания («Мысли о воспитании») и  процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку  к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера  ребенка.

Многие взгляды Локка  являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать  с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные  ему школы в том, что они  дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для  новых веяний. В «Мыслях о воспитании»  он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.

Локк отстаивает собственную  позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную  точку зрения, гласившую, что в  человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с  которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.

Задача воспитания - развить  те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя  в данном случае заключается в  усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто  имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы  их природные задатки, как можно  их усовершенствовать и на что  они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.

Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов  и понятий, все они приобретаются  в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному  счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с  интересами других. Такое поведение  Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения  и его осмысление должны найти  свое место в процессе воспитания.

Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.

Главная цель, ради которой  мы должны приобретать знания, заключается  в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия  других в этом мире.

Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.

1) Необходимо отбросить  лабиринт слов и фраз, которые  изобретались и применялись с  одной целью, - научиться искусству  дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».

2) Нет необходимости знать,  каковы были мнения других  людей. «Истина не нуждается  в рекомендации, равно как и  заблуждение не исправляется  ею». Истину нельзя постичь,  только руководствуясь авторитетом  учителя, необходимо личное вовлечение  в процесс ее поиска, то есть  необходимо «воспитывать» свой  разум, чтобы он мог объективно  смотреть на вещи, анализировать  их и приходить самостоятельно  к выводам. Однако Локк не  отрицает, как мы уже говорили, тот факт, что в процессе ознакомления  с мыслями и суждениями других  людей, сталкиваясь с новыми  понятиями и принципами рассуждения,  стремясь их постичь, человек  развивает и совершенствует свой  разум. «Знакомясь с этими мнениями  во всем их разнообразии, противоречиях  и необычности, мы можем узнать  о тщеславии и невежестве рода  человеческого, и это соображение  научит нас скромности и осторожности».

3) Не стоит тратить  много времени на изучение  иностранных языков только для  того, чтобы выделиться в обществе  и достичь репутации ученого.  Однако Локк делает исключение  для тех языков, которые могут  помочь нам в понимании священных  писаний: «Священные писания,  исходящие непосредственно от  источника истины, являются вечной  основой истины, и все, что помогает  нам понять их истинный смысл,  вполне достойно наших трудов  и нашего изучения». Умение  же говорить на своем родном  языке дает много преимуществ,  и на овладение этим усилием  стоит затратить определенные  усилия.

4) Следует отбросить древность  и историю как запас рассказов  и легенд, ибо, если речь идет  о стремлении научиться мудрой  жизни, мы не можем отдавать  предпочтение рассказам о Цезаре  или Александре перед историей  Робин Гуда.

5) Следует исключить тонкости, далекие от жизни и бесполезные  умозрительные суждения, такие как:  где находился земной рай и какой плод был запрещен?

Однако Локк признает, что  между всеми видами знания существует гармония, что все они взаимно  подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в выяснении и  подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к  ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.

 

Мысли о воспитании.

Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто  лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье  человека большей частью является делом  его собственных рук. Тот, чей  дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и  слабое, никогда не будет в состоянии  продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди,


Информация о работе Жан-Жак Руссо и Джон Локк