Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:47, реферат
Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.
Московский Педагогический Государственный Университет
Мини-реферат на тему :
«ДЖОН ЛОКК и ЖАН-ЖАК РУССО»
Емельяновой
Анастасии
ФНК 303
2012
Джон Локк.
Биография.
Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.
В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.
В «Мыслях о воспитании»
Локк постоянно напоминает родителям
о необходимости развития у детей
чувства любви к Богу. Свои произведения,
начиная с огромного
Незадолго до своей смерти Локк оформил в известную систему свои мысли по вопросам воспитания джентельменов, детей среднеземлевладельческих и промышленных слоев населения в трактате «Мысли о воспитании», состоявшем из писем к одному из его друзей. Книга эта произвела огромное впечатление и на современников Локка, и на следующее поколение. Педагогические воззрения идеологов французской революции и, в частности, педагогическая теория Руссо формировались под влиянием этого произведения.
Умер Локк в 1704 г. в уединенном местечке Уайт, близ графства Эссекс.
Педагогические идеи Джона Локка.
Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял в жизни каждого человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.
Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.
Локк отстаивает собственную позицию и на процесс воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную точку зрения, гласившую, что в человеке содержится от рождения злое начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.
Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.
Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов и понятий, все они приобретаются в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с интересами других. Такое поведение Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.
Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.
Главная цель, ради которой мы должны приобретать знания, заключается в его использовании для нашего благоденствия и благоденствия других в этом мире.
Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.
1) Необходимо отбросить лабиринт слов и фраз, которые изобретались и применялись с одной целью, - научиться искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».
2) Нет необходимости знать,
каковы были мнения других
людей. «Истина не нуждается
в рекомендации, равно как и
заблуждение не исправляется
ею». Истину нельзя постичь,
только руководствуясь
3) Не стоит тратить
много времени на изучение
иностранных языков только для
того, чтобы выделиться в обществе
и достичь репутации ученого.
Однако Локк делает исключение
для тех языков, которые могут
помочь нам в понимании
4) Следует отбросить древность
и историю как запас рассказов
и легенд, ибо, если речь идет
о стремлении научиться мудрой
жизни, мы не можем отдавать
предпочтение рассказам о
5) Следует исключить тонкости,
далекие от жизни и
Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все они взаимно подкрепляют и освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в выяснении и подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.
Мысли о воспитании.
Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук. Тот, чей дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди,