Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:50, контрольная работа
Жизненный цикл семьи, семейный цикл, последовательность существенных в социальном и демографич. отношении состояний, в к-рых находится семья с момента её образования до того, как она прекратит своё существование. Понятие Ж. ц. с. возникло в 1930-х гг. в социологии сел. семьи, с 1950-х гг. применяется в демографич. исследованиях. Единой схемы Ж. ц. с. не существует, в зависимости от имеющегося материала они бывают более или менее подробными. Обычно выделяются след. фазы: до рождения детей, рост, сокращение, старение семьи.
Контрольная работа
По курсу «Семейная психология»
На тему: «Жизненный цикл семьи»
Санкт-Петербург
2012
Введение
Жизненный цикл семьи, семейный цикл, последовательность существенных в социальном и демографич. отношении состояний, в к-рых находится семья с момента её образования до того, как она прекратит своё существование. Понятие Ж. ц. с. возникло в 1930-х гг. в социологии сел. семьи, с 1950-х гг. применяется в демографич. исследованиях. Единой схемы Ж. ц. с. не существует, в зависимости от имеющегося материала они бывают более или менее подробными. Обычно выделяются след. фазы: до рождения детей, рост, сокращение, старение семьи. Иногда в фазе роста выделяются подфазы, зависящие от очерёдности рождения и возраста детей, а в фазе сокращения - подфазы, связанные с уходом взрослых детей из родительской семьи. В фазе сокращения семья, как правило, даёт начало другой нуклеарной семье (или семьям), что придаёт развитию семьи цикличный характер. Границы фаз определяются наступлением тех или иных событий в жизни семьи, напримнр образование семьи, рождение первого ребёнка, рождение последнего ребёнка, вступление в брак (выделение) первого ребёнка, вступление в брак (выделение) последнего ребёнка, смерть одного из супругов (прекращение существования семьи), а нахождение конкретной семьи в определенной фазе - её составом в данный момент времени.
Жизненный цикл семьи обычно рассматривается применительно к нуклеарной семье, однако если взрослый сын или дочь, вступив в брак, вводят супруга в родительскую семью в фазе роста, семья становится сложной. Самостоят. интерес представляют отклонения от нормальной последовательности фаз, напр. развод или смерть одного из супругов до рождения ребёнка.
Жизненный цикл семьи рассматривается на совокупности семей, как правило, для гипотетического поколения по шкале возраста одного из супругов (чаще жены) или продолжительности брака. Рассчитывается ср. возраст одного (или обоих) супругов или ср. продолжительность брака при переходе семьи в ту или иную фазу (табл.); сопоставление ср. возрастов в начале смежных фаз даёт возможность оценить длительность отд. фаз и цикла в целом. Расчёт средних позволяет косвенно учесть влияние всех отклонений от нормальной последовательности фаз.
Фазы жизненного цикла семьи в
отдельных странах
Поскольку каждой фазе цикла соответствует определ. состав семьи, Ж. ц. с. иногда характеризуют с помощью распределения семей по составу и типам, что неточно в силу зависимости этих распределений от совр. структуры и прошлой динамики данного нас. Ж. ц. с. изучается на основе данных переписей или спец. обследований либо с помощью моделей. Ввиду сложности получения необходимых данных показатели Жизненный цикл семьи рассчитываются относительно редко, как правило, по материалам выборочных обследований.
Изменение
фаз цикла соответствует
Жизненный цикл семьи
Каждая семья осуществляет
свой жизненный цикл. Она проходит
определенные стадии развития, связанные
с неизбежными объективными обстоятельствами.
Одним из таких обстоятельств
является физическое время. Возраст
членов семьи все время меняется,
и это неизбежно трансформирует
семейную ситуацию. В психологии хорошо
известно, что каждому возрастному
периоду в жизни человека соответствуют
определенные психологические потребности,
которые человек стремится
Второе существенное обстоятельство
— это изменение состава семьи.
Рождение ребенка, смерть старого человека
— все это так же существенно
меняет структуру семьи и качество
взаимодействия ее членов друг с другом.
Переход со стадии на стадию сопровождается
риском для семьи стать
Первая стадия - жизнь взрослого, пока одинокого молодого человека любого пола, еще не создавшего своей семьи
В зависимости от того, насколько он психологически независим от своих родителей, молодой человек имеет больше или меньше шансов создать собственную функциональную семью. Психологическая независимость проявляется в наличии собственных внутренних правил, понятий добра и зла, вкусов, пристрастий — когда все это сформировалось во многом на основе собственного личного опыта, а не благодаря (и уж тем более не вопреки) взглядам и вкусам родителей. Тогда и выбор брачного партнера может быть независимым, свободным от необходимости реализовывать в браке потребности, связанные с неразрешенными конфликтами с родителями.…
Очень может быть, что
два человека полюбят друг друга
и попробуют создать семью. Варианты
могут быть разные, но весьма вероятно,
что история их родительских семей
воспроизведется. Молодой человек
будет таким, как ее папа, девушка
будет такой, как его мама. Понятно,
что в какой-то момент девушка
со своим эмоциональным напором,
требовательностью вызовет
Итак, первый неблагоприятный
фактор возникновения
Вторая стадия жизненного цикла семьи начинается в момент встречи с будущим брачным партнером
Влюбленность, роман, возникновение
идеи брачного союза, то есть длительных,
стабильных отношений, — все это
происходит здесь. Если данная стадия
жизненного цикла протекает удачно,
то партнерам удается обменяться
ожиданиями относительно будущей совместной
жизни и согласовать их. У них
формируется картина
Третья стадия жизненного цикла семьи — заключение брака
Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возникает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Это серьезно, потому что вольно или невольно для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения о том, на что тратить деньги, кто работает, а кто нет, когда заводить ребенка, что является сексуально привлекательным поведением и внешним видом и много подобных равно важных вещей. Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения.…
Если молодая семья живет вместе с родителями, то на фоне возможных сложностей их личных отношений могут разыгрываться драмы между новой маленькой семьей и старой большой. Когда новый человек появляется в большой семье, происходит существенная ломка правил. Создать маленькую семью внутри большой — задача очень сложная. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, по каким правилам они будут жить вместе, но и передоговориться с родителями о том, как они будут ладить друг с другом.
Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка — сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а новоиспеченные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому оба, гораздо хуже, если кто-то один. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.
Новая подсистема прежде всего нуждается в отдельности, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительна для всех. Появление ребенка может сгладить остроту конфликта.
Первый ребенок — четвертая стадия
А вот как раз и появился первенец. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезен. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой? Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
Может быть и так: ребенок приносит чувство рутины и монотонности жизни, супругам кажется, что молодость и праздник кончились, начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным и подозревает, что жена изменяет ему с младенцем; жена точно знает, что она брошена с ребенком на руках, и понимает вдруг, что замужем за легкомысленным подростком и что тяготы семейной жизни вот-вот сломают ей хребет. Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии, которые не обязательно приводят к разводу, поскольку обычно закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными и изощренными стабилизаторами.
Если маленькая семья существует в тесной связи с большой, то могут возникнуть конфликты из-за распределения ролей.
Например, не ясно, кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, кто есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Его собственные родители ребенку — старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а если при этом отношения матери и бабушки, бабушки и папы (варианты любые) оставляют желать лучшего, то ребенок, как правило, становится участником конфликта взрослых. Когда люди живут вместе, очень трудно выяснять отношения на уровне «не нравитесь вы мне, ваши взгляды на жизнь не нравятся, и внешность ваша не нравится, и ничего мне в вас не нравится».
Это очень опасная ситуация и может привести к большому конфликту. Но можно сказать, что «вы неправильно воспитываете ребенка». Это не так опасно, тем не менее канал для испытываемых чувств прорыт и можно обоснованно направлять агрессию по нему.…
Пятая стадия - появление второго ребенка
Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. Правда, существуют данные о зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка.
Например, нередко старшая девочка в семье становится для следующих детей няней, она отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью, да впрочем, она и не умеет отвечать за себя, все только за других.
Считается, что соперничество между детьми происходит неизбежно. Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как-то их решать. В этом моменте жизни семьи особенно ярко видно, как при столкновении с ситуацией детской ревности родители используют детей для решения своих проблем.
Допустим, кто-то из родителей чувствует себя недооцененным в жизни и особенно в семье. В душе живет потребность в признании собственной значимости. Для удовлетворения этой потребности подойдут ссоры детей друг с другом.
Если проявлять пристальное
внимание к детским ссорам, вмешиваться,
вникать в нюансы, то дети быстро
почувствуют, что мама или папа хочет,
чтобы были ссоры. Никакие слова
и призывы вроде «живите
С появлением детей возникает новая, сиблинговая (сиблинги—родные братья и сестры), подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы — коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой.
Границы между подсистемами семьи — важный момент в организации жизни и психического здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни случилось), могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только при очень сильных неприятностях (болезни с эффектными проявлениями, например кашель, нарушения дыхания при астме, боли в животе при гастритах) они могут перейти границу своей подсистемы и внедриться в родительскую.