Зависимость подростков от социальных сетей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить проблему зависимости подростков от социальных сетей
Задачи:
• Провести обзор литературы по проблеме исследования.
• Подобрать методики для анкетирования учащихся
• Провести исследование.
• Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
• Разработать рекомендации для учащихся с целью профилактики возникновения зависимости от социальных сетей.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………….3
2. Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы зависимости подростков от социальных сетей
2.1. Понятие «зависимость», виды, признаки, стадии, симптомы зависимости………….5
2.2. Особенности подросткового возраста……………………………………………………12
2.3. Понятие «социальные сети», причины возникновения зависимости от социальных сетей……………………………………………………………………………………
3. Глава 2.Исследование проблемы зависимости подростков от социальных сетей……………………………………………………………………………………
4. Глава 3 Результаты исследований………………………………………………..
5. Заключение…………………………………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………………….17
7. Приложение……………………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Проект зависимость от социальных сетей.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

 

    Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

     Республики Карелия

     «Специализированная школа искусств»

 

 

 

 

 

 

          

 

Зависимость подростков от социальных сетей.

 

 

 

 

 

Выполнила

Люлюкина Полина

Ученица 10 Б класса

 

Руководитель:

Пантелеева А.В.

Педагог-психолог

 

 

 

                                                               2014 г.

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………………………….3

2. Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы зависимости подростков от социальных сетей

2.1. Понятие «зависимость», виды, признаки, стадии, симптомы зависимости………….5

2.2. Особенности подросткового  возраста……………………………………………………12

2.3. Понятие «социальные сети», причины возникновения зависимости от социальных сетей……………………………………………………………………………………

3. Глава 2.Исследование проблемы зависимости подростков от социальных сетей……………………………………………………………………………………

4. Глава 3  Результаты исследований………………………………………………..

5. Заключение…………………………………………………………………………

6. Список литературы……………………………………………………………….17

7. Приложение……………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение.

 

В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как интернет. Сегодня даже ребенок имеет доступ к информационным ресурсам всемирной паутины. Всевозможные сетевые сообщества стали едва ли не самым важным атрибутом современного мира, люди отдают всё большее предпочтение виртуальному общению, вместо непосредственного, личного общения друг с другом.

В последнее время стал актуален вопрос о зависимости от социальных сетей. Это всё та же интернет-зависимость, которую официально признали психологическим заболеванием, только в более конкретной форме. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, они оказываются помощником в поиске своих знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, несмотря на расстояние и занятость. С другой стороны, в последнее время ученые всерьез обеспокоены тем, какое количество времени тратит современный человек, находясь в социальных сетях, ставя вопрос о зависимости.

В данной работе, мы постараемся дать характеристику явлению "социальные сети", понять механизмы их работы, определить, есть ли зависимость от социальных сетей у современных подростков и как с нею бороться, насколько сейчас информированы подростки об этой проблеме.

 

Актуальность данной темы видится в том, что большинство подростков сейчас предпочитают «живому общению» - общение через социальные сети. Это приводит к тому, что большинство подростков сейчас зависимы от социальных сетей

 

Новизна: Исследование заключается в том, что интернет проник во все сферы человеческой жизни, и социальные сети однако стала большой проблемой

 

Цель: изучить проблему зависимости подростков от социальных сетей

 

Объект исследования: поведение подростков, пользующихся социальными сетями.

 

Гипотеза: Мы предположили, что большинство подростков, находящиеся длительное время в социальных сетях для того чтобы общаться друг с другом, приобретают зависимость от социальных сетей.

Метод исследования: Анкета (автор)

 

Задачи:

  • Провести обзор литературы по проблеме исследования.

  • Подобрать методики для анкетирования учащихся

  • Провести исследование.

  • Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

  • Разработать рекомендации для учащихся с целью профилактики возникновения зависимости от социальных сетей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы зависимости подростков от социальных сетей.

 

2.1 Понятие «зависимость», признаки, стадии, симптомы зависимости.

Зависимость – это навязчивая потребность, подвигающая человека к определенной деятельности.

Социальная зависимость- зависимость, возникающая между индивидами, живущими в одном обществе, в результате их сознательных воздействий друг на друга как на членов общества.

Социальная зависимость проявляется в том, что человек перестает быть частью общества. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Ухудшаются отношения с близкими людьми. Попытки родителей помочь ребенку вызывают у него раздражение и злобу. Появляются проблемы с работой и учебой. Понятия о моральных нормах становятся размытыми, что часто приводит к конфликту с законом. Зависимый медленно приспосабливает свою жизнь к тому, чтобы облегчить доступ к наркотику, друзей и знакомых, вся его социальная активность связана с наркотиком, и как взаимодействовать с обществом без наркотика, он не знает.

При этом как считает Э. -Фромм, "под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи, — при помощи чувств и здравого смысла, но в, то, же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром

 

Какая бывает зависимость?

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.

— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению

— Игровая зависимость  — разнообразные онлайн-игры и игры по сети

Социальная зависимость

 

        Зависимость от чего-либо возникает в жизни практически каждого человека. Это может быть алкогольная зависимость, игровая зависимость, социальная.

 

        Помимо социальной зависимости, существует понятие зависимости от социальных сетей, но это не одно и то же. Не так давно психологи сталкиваются с проблемой зависимости от социальных сетей. Многие подростки, а также молодые люди, увлечены так называемым виртуальным общением, с этим связан постепенный рост такого рода зависимости. Данная зависимость объясняется тем, что социальная сеть предоставляет людям возможность общения. Тем людям, которые по некоторым причинам не имеют возможности полноценно общаться с другими людьми. В такой сети люди могут совершенно свободно знакомиться и общаться с людьми, которые им незнакомы. В сети можно представиться другим человеком, тем самым ощутив своего рода психологическую защищённость от мнения окружающих людей.

 

        Как зависимость, такое социальное общение имеет отрицательную сторону. Человек, общаясь в социальной сети, постоянно находиться за монитором своего персонального компьютера. Всё заключается в желании постоянно общаться с другими людьми и быть интересными для них. Это основной признак зависимости.

 

     В результате социальной зависимости сильно страдает самооценка человека. Он становится зависимым от оценки окружающих людей. Если всё время хвалить человека, называть его умным, красивым и поддерживать, в конечном счете, его самооценка будет завышена. Для понижения самооценки необходимо большое количество постоянной критики. Человек не рождается личностью, он становится ею на протяжении определённого жизненного отрезка. Постоянно прислушиваясь к мнению окружающих, мы порой сами этого не замечая, делаем себя зависимыми от мнения других людей.

 

        Для борьбы с социальной зависимостью её необходимо осознать. А это не всегда всем удаётся сделать. Зависимому человеку нужно дать понять, что другие люди не интересуются его жизнью и им нет до неё никакого дела.

 

 

 

 

Признаки зависимости

 

Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер и проверить это. А возможно вы вообще постоянно находитесь on-line, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.

  Вы слишком много времени проводите у экрана своего монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.

 Вы испытываете острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки. Вам важно, сколько людей посетило вашу страницу в течение дня, и как они прокомментировали ваши обновления.

 Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз.

 Признаки зависимости у подростков:

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», — говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

— снижение успеваемости в школе,

— потеря интереса к происходящему вокруг,

— нарушения сна,

— часты резкие перепады настроения,

— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

 

 

 

 

Стадии зависимости (по ……автор)

Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная.

Стадия включает два синдрома. Каждый синдром - это группа взаимосвязанных признаков.

Первая группа признаков - синдром измененной реактивности.

Вторая группа - синдром психической зависимости.

Синдром измененной реактивности на первой стадии проявляется тем, что человек всё проще и безболезненнее переживает уход от самого себя. Пребывание в чуждой реальности сопровождается всё меньшими и меньшими побочными эффектами. Человек "привыкает" быть вне самого себя без негативных последствий. У него возрастает способность переносить нефизиологическое состояние всё дольше, сильнее, чаще, регулярнее. Возрастание "дозы" чуждой реальности называется изменением толерантности. Возрастание частоты бегства в такую реальность называется изменением формы потребления.

Синдром психической зависимости на первой стадии включает два основных проявления. Первое - психическая потребность в искусственной реальности. Второе - возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности.

Потребность может человеком осознаваться или быть неосознанной. Она приобретает форму влечения, а само влечение очень похоже на стремление к достижению цели. В результате такой признак зависимости как "влечение" не всегда просто отличить от тех переживаний, которые возникают у человека, стремящегося к собственной цели. В отличие от зависимого влечения, влечение к себе характеризуется осознанностью цели, свободой выбора, постоянным, непрерывным, а не приступообразным, импульсивным движением, развитием возможностей, совершенствованием. Влечение при зависимости противоположно.

Вторая стадия. Она наступает, когда привыкание к существованию в чуждой реальности складывается полностью. Наступают качественно новые взаимоотношения между человеком и иной реальностью. Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь "в себя", он испытывает исключительно дискомфорт, причём не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность.

Это проявляется тем, что при выходе из искусственной реальности через какое-то время человек ощущает необходимость снова вернуться в состояние "вне себя". Это время, как правило, измеряется часами и отличается для различных форм зависимости и давности процесса. Первоначально это ощущается в виде психического дискомфорта, но затем возникает и физический дискомфорт. Это связано с тем, что организму для существования становится необходимым пребывание в искусственной реальности. Такое состояние особенно выражено при приёме наркотиков и называется абстинентным или похмельным синдромом.

Итак, вторая стадия зависимости связана с формированием качественно нового, стойкого состояния - физической зависимостью между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности.

Развивается и синдром психической зависимости. Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека "нет сил" нечто делать, и нет направления для деятельности. Он агрессивен, раздражителен. Подобная неудовлетворённость обычной действительностью маскирует психическую потребность, влечение к искусственной реальности.

Информация о работе Зависимость подростков от социальных сетей