Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:06, задача
Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?
Тема: Внимание
Задача 1
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Каким физиологическим механизмом
можно объяснить состояние учен
Решение: Это можно объяснить исходя из основных положений теории А.А.Ухтомского о физиологических основах внимания, в частности принципа доминанты, о том, что в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.
Задача 2
Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону.
- Капитан Сабуров слушает.
- Проценко говорит. Спишь?
- Так точно, спал.
- Ну, так скорей вставай, - в голосе Проценко слышалось волнение, - выходи наружу, послушай.
- А что, товарищ генерал?
- Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих там разбуди, пусть слушают.
Сабуров посмотрел на часы: было шесть утра. Он торопливо натянул сапоги и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке выскочил на улицу…
Когда Сабуров выбежал из блиндажа, шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить охранение. После звонка Проценко он ожидал чего-нибудь особенного. Между тем ничего не было слышно. Было холодно, снег падал на расстегнутый ворот рубашки. Он постоял так минуту или две, прежде чем уловил далекий непрерывный гул. Гул слышался справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать – сорок километров отсюда. Но, судя потому, что звук все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождается, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого еще никто не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продолжал прислушиваться. (К. Симонов. Дн и ночи. Собр. Соч. в 6-ти т., т. 2. М., «Художественная литература», 1967, стр. 239-240.)
В тексте найдите места, где описывается проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания у капитана Сабурова.
Решение: «…Гул слышался справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать – сорок километров отсюда. Но, судя потому, что звук все-таки доносился и, несмотря на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось, что там, где он рождается, сейчас происходит нечто чудовищное, небывалое по силе, что там такой артиллерийский ад, какого еще никто не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал холода и, смахивая с лица хлопья снега, продолжал прислушиваться. ..». Этот отрывок содержит описание непроизвольного внимания, т.к. непроизвольное внимание и поддерживается независимо от сознания человека, не требует волевых усилий.
Описание произвольного
«…Он постоял так минуту или две, прежде чем уловил далекий непрерывный гул. Гул слышался справа, с севера…» .В этом эпизоде описывается возникновение послепрозвольного внимания, т.е внимания которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.
Задача 3
Знакомя детей с перелетными птицами, я повесила на доску картину с изображением множества птиц.
Объясняя про ласточку, я услышала голоса Ларисы и Тани; показывая на картинку, они говорили довольно громко:
- Посмотри, какой хвостик красивый!
- А вот та птичка: какой у нее длиннющий клювик и грудка какая зеленая!
- А эта, какая малюсенькая! Смотри-ка, Таня!
- Которая?
- Да вот та, на ветке.
- Вижу, это, наверное, пеночка. А вот журавль!
Пока девочки рассматривали пеночку и журавля, я рассказывала о скворце, о жаворонках… Но Лариса и Таня так ничего и не узнали об этих птицах, потому что, не слушая моего рассказа, продолжали разглядывать всех птиц, нарисованных на картинке. (По Э.Ш. Натанзон, 1965.)
Решение:У девочек более развито зрительное восприятие, именное наглядное представление ( картинки с изображением) птиц вызвало у них повышенный интерес, это видно из того как они обсуждают птиц ( размеры птиц, их цвет).Поэтому, чтобы привлечь внимание к рассказу о других птицах учителю было бы целесообразно сопровождать свой рассказ показом картинок.
Задача 4
Ученик музыкальной школы
Решение: В данном случае проявляется такое свойство внимания как распределение, т.е. умение выполнять два или более вида деятельности, удерживая их в своем сознании : слушать передачу и играть на фортепьяно, при этом один из видов деятельности проходить автоматически.
Задача 5
В течении одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя возможно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнает, кто насчитал больше предметов, предлагает ему вслух перечислить увиденное. То, что он не заметил, дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других. (Из материалов А.И. Гебоса.)
Решение: В данном случае речь идет о таком свойстве внимания как объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2. Чем больше объем внимания ребенка, тем больше предметов он найдет за отведенное время.
Задача 6
На открытом уроке по зоологии молодая учительница, объясняя новый материал, демонстрировала многочисленные иллюстрации перелетных птиц. Это вызвало оживление в классе. Однако при закреплении нового материала оказалось, что некоторая часть учащихся поверхностно усвоила новый материал: они легко могли рассказать об образе жизни той или иной птицы и были совершенно беспомощны при объяснении других фактов. Как будто их не было в классе. Для поддержания внимания учащихся на уроке были предложены следующие приемы:
Какие приемы организации внимания учащихся на уроке являются педагогически наиболее целесообразными?
Решение: После каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие, чтобы учении не отвлекались на него и могли воспринимать новую информацию, а также делать паузы, во время которых ученики могли немного успокоиться и настроиться на работу.
Тема: Ощущения.
Задача 1
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявлен
А. Девочка четырех
лет нашла табель-календарь.
Б. В детском
саду детям предъявляют
В. В детском
саду проводится игра в лото.
На карточках изображено
Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают пять погремушек одинакового вида с различным звуком. .Ребенок выслушивает звук одной из погремушек и должен найти такую же по звуку.
Д. Учитель предлагает учащимся I класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: “5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2”.
Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать.
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявлен
Решение: Проявления ощущений описывается в примерах Б и Г . В примере Б речь идет о зрительных ощущениях, возникающих вследствии воздействия волн различной частоты на зрительные анализаторы появляются ощущения разных цветов, а затем сравниваются с ощущением полученным от эталонного цветаю. В примере Г по аналогичной схеме описываются слуховые ощущения
Примеры А, В и Д больше подходят к изучению свойств мышления, а пример Е- внимания.
Задача 2
У испытуемых, которым было дано задание смотреть на белый экран, установленный в темной комнате, измерялся порог ночного зрения. Во время опыта экспериментатор давал инструкцию: “Внимание! Смотрите с максимальным напряжением!” Оказалось, что после такой инструкции чувствительность ночного зрения повышалась.
1. Каков физиологический
2. Как это явление называется?
Решение:Полученная инструкция создает определенный настрой у испытуемых, а повышение чувствительности ночного зрения может достигаться эмоционально-волевым усилием и убеждением ( или самоубеждением),что и происходить в результате полученного настроя.
Задача 3
При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
1. Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте?
2. Какая закономерность ощущений здесь проявляется?
3. Каков физиологический
Решение: При обтирании лица водой происходить увеличение остроты зрения. Объясняет данный факт установленная закономерность функционирования симпатической нервной системы человека, проявляющееся в том, что возбуждение одной из систем влечет а собой возбуждение других систем, т.е. воздействие «физиологических стимуляторов» позволяет за короткий срок значительно повысит световую чувствительность глаз. В данном случае таким «физиологическим стимулятором» является термический раздражитель- прохладная вода.
Задача 4
А. Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его.
Б. А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.
В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.
Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. Д. При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
Решение: А. Сенсорная адаптация- изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.