Задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение задач социальной психологии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1) проведения анализа теоретических и практических задач социальной психологии;
2) рассмотрение прикладных задач данной науки;
3) установление связи между задачами социальной психологии и проблемами общества, ее феноменами.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические и практические задачи социальной психологии………..………….5
2 Прикладные задачи социальной психологии….….………………………………....8
3. Связь задач социальной психологии и проблем общества (феноменов)………...11
3.1 Феномен толпы………………………………………………………………...…...12
3.2 Феномен терроризма ………………………………………………………………13
3.3 Феномен власти………………………………………………………………….....14
3.4 Феномен политики……………………………………………………..…………..15
Заключение……………………………………………………………………………..16
Глоссарий……………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……..…

Вложенные файлы: 1 файл

КР Социальная психология.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Задачи социальной психологии

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………………………...5

1 Теоретические и практические  задачи социальной психологии………..………….5

2 Прикладные задачи социальной  психологии….….………………………………....8

3. Связь задач социальной психологии  и проблем общества (феноменов)………...11

3.1 Феномен толпы………………………………………………………………...…...12

3.2 Феномен терроризма ………………………………………………………………13

3.3 Феномен власти………………………………………………………………….....14

3.4 Феномен политики……………………………………………………..…………..15

Заключение……………………………………………………………………………..16

Глоссарий……………………………………………………………………………….18

Список использованных источников……..………………..…………………………20

Приложение……………………………………………………….……………………22

Введение

Большинство наук, возникших  на стыке различных дисциплин, подвержено спорам по поводу изучаемого предмета и задач, не стала исключением и социальная психология (Приложение А). Споры, дискуссии не обязательно приводят к единому мнению по данному вопросу. Но их не избежать, дискуссии о предмете науки крайне необходимы, ведь они помогают определить задачи, решаемые данной наукой, позволяют выяснить еще нерешенные проблемы, осознать собственные возможности и средства.

О предмете социальной психологии, а значит и ее задачах, идут споры  до сих пор, и считать их законченными нельзя, хотя согласие в некоторых вопросах по данной проблеме достигнута. В нашей стране существует некий компромисс о том, что сейчас в России существует две социальной психологии: первая рассматривает преимущественно «социологическую»  проблематику, вторая – «психологическую». Данная ситуация с разделением социальной психологии не уникальна, она схожа с ситуацией в ряде других стран [1].

Широкое включение социальной психологии в жизнь общества является особенностью данной науки. Изучаемые  социальной психологией психологические характеристики социальных групп неразрывно связаны с конкретными задачами, стоящими перед определенным обществом, его традициями, культурой.

Все вышеизложенное показывает актуальность выбранной для данного  исследования темы: «Задачи социальной психологии».

Споры по теме исследования нашли свое отражения в работах  таких ученых как К. Левина, Г.М. Андреевой, А.Л. Свенцицкого, А. Бандура, П.С. Гуревич, Е.П. Белинской, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурия, В.Г. Крысько, Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова и других.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение задач социальной психологии.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи исследования:

1) проведения анализа  теоретических и практических  задач социальной психологии;

2) рассмотрение прикладных  задач данной науки;

3) установление связи между задачами  социальной психологии и проблемами  общества, ее феноменами.

Основная часть

1. Теоретические и практические  задачи социальной психологии

Важная и существенная черта социально-психологического знания, более чем других областей психологии, - это его включенность  в социальную и политическую проблематику общества. Это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа [1]. Социальные условия, традиции, культура конкретного общества оказывает непосредственное влияние на теоретическую часть социально-психологического знания. Можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Вышеизложенное дает нам право определить, по крайней мере, две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения  к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических  концепций, а также методов и  результатов исследований. Большинство исследований, ориентированных на практическое применение, в социальной психологии проводились в связи с конкретными потребностями той самой практики, об этом свидетельствуют многочисленные западные работы. Тем самым сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена с точки зрения задач, поставленных в свое время практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система уже диктует и цель, и основное направление работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: простое копирование идей и исследований здесь так же неуместно, как и полное отрицание чужого опыта. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», то есть взаимосвязь исследования и определенной социальной практики.

Во-вторых, задача тщательной отработки  проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые в обществе, непосредственно в его институтах, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Социальная психология непосредственно внедряется в общественную жизнь именно через направленность практических рекомендаций. Для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

Как писал французский социальный психолог С. Московией, задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы [2]. Социальный психолог должен понимать эти проблемы общества, уметь улавливать и осознавать их, как и каким образом он может способствовать решению этих проблем.

К росту потребности в социально-психологической теории приводят перемены в обществе, происходящие в последнее время. Пересматриваются ценности, изменяется ролевое поведение, стереотипы ломаются, возобновляются и обостряются этнополитические конфликты. Проблема психического здоровья общества реальна.

Период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих в России и в мире, привлек особое внимание, например, к проблемам этнической психологии, особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов, психологии предпринимательства, в связи со становлением новых форм собственности, мировым экономическим кризисом, и др. [6]. В нашей стране многие так и не смогли адаптироваться к рыночным отношениям, а переход от социальных гарантий в области здравоохранения, образования, трудовой занятости к личной ответственности до сих пор протекает очень болезненно. Новая социальная реальность выдвигает и новые задачи [7].

Основными из этих задач являются:

1) задача, призванная теоретически осмыслить место и роль человека в меняющемся мире, выявить основные типы социально-психологических характеров;

2) задача по исследованию отношений и общения во всем их многообразии, как они изменяются в современном социуме;

3) задача по выработке отношения на природу государства, политики, экономики и общества в социально-психологическом плане;

4) разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических и др.);

5) выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказание различных видов помощи тем слоям населения, которые нуждаются в этой помощи.

Социальная психология должна помочь разобраться в явлениях массовых забастовок и протестах населения, в механизмах преступного поведения, оказывать помощь в ведении переговоров по освобождению заложников, то есть, как мы упомянули выше, принимать участие в решении проблем конкретного общества (Приложение Б).

2. Прикладные задачи социальной  психологии

Помимо  теоретических  задач общего плана перед социальной психологией обществом ставятся конкретные прикладные задачи. При этом решать теоретические вопросы прикладные исследования не призваны. Они не могут ждать пока теоретические вопросы будут решены. Прикладные исследования важнейших направлений определяется сегодня задачами, связанными с изменениями в сознании масс, вызванные радикальными социальными преобразованиями. Для деятельности социального психолога-практика здесь проявляются новые возможности. Психолог-практик обязан не только проводить прикладные исследования, но и напрямую вмешиваться в процессы. Данные вид деятельности социального психолога привел к рождению особой области социальной психологии - «практическая социальная психология», иногда заменяемое термином «социально-психологическое вмешательство». [4].

Согласиться с тем, что практическая социальная психология – разновидность прикладной социальной психологии, можно, при этом, не отождествляя их.

Несмотря на различия, теоретические (фундаментальные) и прикладные исследования, выполняют две сходные функции [14]:

- данные исследования, осуществляя анализ феноменов и ситуаций, призваны обеспечить прогноз их развития, при этом уровни такого анализа и прогноза различны;

- продуктом указанных исследований является некая рекомендация, так же различаемая по уровню. Исследования фундаментального плана вырабатывают, рассчитанные на отдаленную временную перспективу, общие или даже глобальные рекомендации. Сделанные в результате прикладных исследований рекомендации более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы". Однако рекомендации в обоих случаях адресованы тем, кто будет их реализовывать и осуществлять (Приложение В).

В социальной психологии прикладными задачами выступают:

1) вместе с другими общественными науками выявление, а некоторых случаях уточнение специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание сознания общества, психологии больших и малых групп, соотношения между различными их компонентами, а так же влияния на развитие социального бытия и социальных отношений последних.

2) осмысление и обобщение, со всех сторон, данных об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов, об их воздействии на поведение и поступки человека, как представителя различных социальных общностей.

3) исследование отличий социально-психологических явлений и процессов, их наиболее значимых особенностей, от других психологических и социальных феноменов в группах.

4) исследование социально-психологических явлений и процессов в обществе с целью выявления закономерностей их возникновения, формирования, развития и функционирования.

5) анализ, социально-психологического плана, взаимодействия групп и их членов, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, с точки зрения специфичности и эффективности влияния на совместную деятельность этих базовых общественно-психологических феноменов (Приложение Г).

6) как можно полное изучение социально-психологических особенностей личности, как происходит ее социализация в различных общественных условиях.

7) формирование психологического климата и атмосферы в малой группе, после рассмотрения специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в ней, и как влияют эти процессы и явления на возникновение конфликтов внутри группы.

8) рассмотрение вопроса, какие роль и значение на жизнь общества оказывает религиозная психология, каковы ее социально-психологическое содержание и формы функционирования, а также особенностей ее влияния на общение и взаимодействие верующих, а так же членов общества не связанных с религией.

9) обобщение имеющихся представлений о характеристиках представителей различных наций и классов: мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и других.

10) многостороннее изучение психологического содержания жизни и деятельности людей в политике, политических групп, изменения сознания общества под воздействием политических процессов, специфичность данных изменений.

11) исследование социально-психологических явлений и процессов массового характера во всем их разнообразии, какое значение они имеют в общественной жизни, как влияют на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

12) составление прогнозов развития государства (общества), под углом политических, национальных и других процессов и на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач, стоящих перед социальной психологией, может достигаться  различными способами. Обязательно осуществление тщательной и всесторонней разработки теоретических и методологических основ данной отрасли знаний. Сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом, является полигоном для исследовательской деятельности. Социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук - социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и другими специалистами [12].

Информация о работе Задачи социальной психологии