Значение эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно.

Содержание

Введение
1.Охарактеризуйте значение эмоций в жизни человека ______________2-6
2. Раскройте значение эмоций в жизни человека____________________6-8
3. Дайте общую характеристику сознания__________________________8-9
4.Раскройте роль направленности в жизнедеятельности человека ______10-11
5. Виды памяти человека________________________________________11-12
Заключение ___________________________________________________________13-14
Список использованных источников ______________________________15-16

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

                               Содержание 

 

Введение

1.Охарактеризуйте значение эмоций  в жизни человека ______________2-6

2. Раскройте значение  эмоций в жизни человека____________________6-8

3. Дайте общую характеристику  сознания__________________________8-9

4.Раскройте роль направленности  в жизнедеятельности человека ______10-11

5. Виды памяти человека________________________________________11-12

Заключение ___________________________________________________________13-14

Список использованных источников ______________________________15-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные  операции. Человек выделился из животного  царства потому, что научился создавать  сложные орудия труда. Но для тог, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого.  

  1. Охарактеризуйте значение эмоций в жизни человека 
      

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. 

 Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.  
      Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: 
 
 -   источником возникающих образов служит не внешний мир, а память; 
 -   оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. 
 
    Функции воображения:  
1    Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами. 
2    Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности. 
3    Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями). 
4    Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.). 
5    Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство) 
6    Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал). 
7    Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). 
 
    Виды воображения: 
 
В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1): 
 
 
                                                             Классификация воображения 
 
 
Характеристика отдельных видов воображения 
 
Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). 
 
Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). 
 
Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. 
 
Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. 
 
 
     Характеристика отдельных видов воображений: 
 
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: 
 - Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. 
 - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. 
 - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. 
 - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. 
 
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. 
 
 
     Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:  
 
Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок -  кентавр, Змей-Горыныч и пр.                                                            

   
 
Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. 
 
Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (д2. дружеский шарж, карикатура).

2. Раскройте значение эмоций в жизни человека

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие — это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев.

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими—отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий  настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей  иную роль. Они способны моментально  мобилизовать энергию и ресурсы  организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления  неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она — в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у  настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств — хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие  от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную  роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по современной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

  1. Дайте общую характеристику сознания 

Пожалуй, нет более  сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания.     

 Сознание тесным образом  связано с речью и без нее  в высших своих формах  
не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и  
памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических  
свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или  
осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность  
определенным смыслом, связанным человеческой культурой.  
    Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не  
все и не случайные, а только основные, главные, сущностные  
характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно  
именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов  
и явлений.  
    Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения  
осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе  
указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании  
класса предметов.                                 

 Третья характеристика человеческого  сознания — это его способность  к  
коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный  
человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные  
возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они  
отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек  
передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях  
(именно это является главным в языке и общении животных), сколько о  
том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную  
информацию об окружающем мире.      

 Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в  нем  
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная  
структура, в соответствии с которой человеком воспринимается,  
перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом  
себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции,  
используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в  
определенный порядок, включая отбор, классификацию информации,  
отнесение ее к той или иной категории.     

 Обмениваясь друг с другом  разнообразной информацией, люди  выделяют в  
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от  
всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.  
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем  
становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того,  
как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения  
и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет  
содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что  
без языка и речи сознание человека немыслимо.     

 Язык и речь как бы формируют  два разных, но взаимосвязанных в своем  
происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и  
систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое  
вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя  
всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в  
различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях.  
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания,  
которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания  
каждого отдельно взятого человека.     

 Сознание, однако, существует не  только в словесной, но и  в образной  
форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной  
системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее  
ярким примером образного человеческого сознания является искусство,  
литература, музыка. Они также выступают как формы отражения  
действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в  
образной форме.  

Информация о работе Значение эмоций в жизни человека