Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками.

Содержание

Введение
1. Особенности развития игр.
2. Игра с сюжетно-образными игрушками.
. Обучающие игры.
. Игра с дидактическими игрушками.
. Игра со строительным материалом.
. Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда.
. Игры-забавы, развлечения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

Реферат

Игровая деятельность детей  раннего возраста, ее особенности

 

Содержание

 

Введение

1. Особенности развития  игр.

2. Игра с сюжетно-образными  игрушками.

. Обучающие игры.

. Игра с дидактическими  игрушками.

. Игра со строительным  материалом.

. Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда.

. Игры-забавы, развлечения.

Заключение.

Список литературы.

Введение

игра развитие ребенок

Умственное развитие ребенка  формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго  и третьего года жизни. От занятий  эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое  место в жизни ребенка: все  время, не занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его  естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения  со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много  «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются  внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность  в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные  отношения со сверстниками: интерес  к играм других детей, желание  включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться  с интересами сверстников.

Во время самостоятельной  деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения  и эмоционально-деловые связи  со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация  игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том  случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым  он работает, но и особенности развития детей всей группы.

1. Особенности развития  игр

 

Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий  и других обязательных мероприятий.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования  каждый ребенок был занят разнообразной  деятельностью, своевременно переключать  их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически  правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого  ребенка.

Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать  в группе условия для всех ее видов. В групповой комнате и на участке  должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах  систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий  следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.

Для овладения ходьбой  и другими видами движений во время  бодрствования следует побуждать  детей к подвижным играм с  мячами, тележками, каталками и др.

Спокойное место в группе должно быть отведено для игр с  дидактическими игрушками. Дидактические  игрушки, книги должны храниться  в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети. Более сложные  дидактические игры и игрушки, а  также игрушки-забавы должны быть видны  детям, но лучше, если они будут лежать на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять  игрушку и вместе с тем проследить за игрой.

С дидактическими игрушками  и пособиями дети могут играть под наблюдением воспитателя  после соответствующего обучения на занятиях (пирамиды, бочата, вкладыши, шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету и т. п.). Дети закрепляют знания, полученные на занятиях, учатся самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Необходимо отвести место  в шкафах для хранения крупного и  настольного строительного материала  разнообразной формы с соответствующими по размеру образными игрушками, а рядом предоставить место для  игры на полу и на столах.

Для рассматривания иллюстраций, картинок нужна небольшая, но тихая  и хорошо освещенная зона. Картинки, первые книжки хорошо хранить на низкой полке, а рядом поставить стол, за которым дети могут рассматривать  знакомые иллюстрации в книгах.

Сравнительно большая  площадь отводится для игр  с крупной кукольной мебелью  и сюжетно-образными и транспортными  игрушками.

Материалы для изобразительной  деятельности (карандаши, бумага, мелки  и др.) лучше хранить в закрытом шкафу, так как дети самостоятельно еще не умеют использовать эти  предметы по назначению (для рисования), но приобщение к рисованию необычайно благодатно для воспитания у детей  этого возраста интереса к изобразительной  деятельности. Необходимо побуждать  детей к наблюдению за рисованием, лепкой воспитателя. Можно предложить детям «рисовать» цветными мелками на доске, на асфальте; палочкой - на песке, на снегу, «печатать» на земле с помощью формочек изображения предметов, животных, птиц.

В теплое время года, организуя  игры с водой, песком, а зимой - со снегом, формочками, воспитатель побуждает  детей самостоятельно пользоваться формочками, трафаретами животных, птиц, а также простейшими предметами-орудиями (совок, грабельки, лопатка и пр.).

На веранде должно быть удобное место для хранения всех видов игрушек и пособий. На улице  удобней использовать полиэтиленовые, легкие деревянные игрушки. Недопустимо  предлагать детям для игры на улице  поломанные, ненужные в групповой  комнате игрушки.

 

. Игра с сюжетно-образными  игрушками

 

На втором году жизни формируется  сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и др.). Поэтому руководство игрой с самого начала должно быть направлено на формирование ее как деятельности, в основе которой лежит умение отображать знакомые детям жизненные ситуации в игровом (условном) плане.

Игра с образными игрушками  на втором году жизни включает элементы воображения и протекает в  форме решения игровых задач (покормить  куклу, уложить мишку спать). В  отличие от практических эти задачи направлены на получение не реального, а воображаемого результата, на достижение условно-игровой цели игровыми способами и средствами. Воспитателю очень важно знать, какими игровыми способами и средствами должны постепенно овладевать дети второго года жизни для того, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления, речи, эмоций).

В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать основными игровыми способами, а именно: игровыми действиями разной степени сложности, первыми  речевыми высказываниями, дополняющими, а иногда и заменяющими игровые  действия. В качестве средств для игры они учатся использовать разные сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, а также первые слова, обозначающие отсутствующие в данный момент, воображаемые игрушки-предметы. Дети сами начинают готовить условия для игры. Они начинают овладевать и эмоционально-выразительными средствами.

Одну и ту же жизненную  ситуацию, которая определяет содержание сюжета игры, дети могут с удовольствием  отображать в течение года, если при этом изменяются, усложняются  игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала  используют только две (предложенные воспитателем!) игрушки (куклу и ложку), затем  охотно прибегают к замене ложки  палочкой, соломинкой. Позднее могут  назвать воображаемую пищу, сами подготовить  некоторые условия для угощения кукол, игрушечных животных (сажают их за стол, раздают ложки, тарелки, наливают суп и т. д.).

При руководстве игрой  недопустимо прямое обучение игровому действию без учета жизненного опыта, интересов каждого ребенка. Воспитатель, развивая игру, должен не только учитывать  личный опыт детей, но и своевременно обогащать его, побуждая детей к  активному посильному участию в  жизни семьи, группы.

Воспитатель должен как можно  шире привлекать детей не только к  наблюдениям за окружающим, но и  к посильному участию в решении  доступных ребенку практических задач (в быту, на участке во время  прогулки, на занятиях). Только тогда  дети сами смогут по-настоящему понять назначение предметов, смысл действий с ними.

Однако дети второго года жизни сами не могут перевести  свои жизненные познания в игровой  условный план. Им должен помочь в этом отношении взрослый путем организации  обучающих игр (показов-инсценировок, дидактических игр и др.). Если ознакомление с окружающим и обучающие  игры создают почву для игры, то сама самостоятельная игра, ее содержание, способ решения детьми игровых задач  определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным (побуждающим к самостоятельному решению игровых задач) общением взрослого с ребенком в процессе игры.

Таким образом, руководство  игрой с сюжетно-образными игрушками  уже на втором году жизни ребенка  должно включать ознакомление с окружающим во всех видах его активной деятельности, а также в обучающих играх, в которых используется усложненный  игровой материал. Такое руководство  должно активизировать общение ребенка  со взрослым в процессе игры.

 

. Обучающие игры

 

Эмоционально-выразительные  показы простых и понятных жизненных  ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести  увиденное. Вместе с тем в инсценировках  воспитатель вычленяет самое  главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни или на занятиях опыт, понимание  назначения предметов, смысла действий с ними. В обучающих играх дети не должны быть посторонними наблюдателями  за действиями взрослых. Обучающие  игры - это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая  роль принадлежит взрослому. Такие  игры на втором году жизни могут  носить характер специальных показов-инсценировок, сюжетно-дидактиче-ских игр, или же образцы игрового действия воспитатель демонстрирует, включаясь непосредственно в игру то с одним ребенком, то с подгруппой. При этом дети учатся переводить свой реальный опыт в игровой условный план, выполнять практические задачи (например, кормление) понарошку, условно, усваивают разные способы решения игровых задач.

Показы-инсценировки, сюжетно-дидактические  игры проводятся сначала в непринужденной, естественной форме, без специальной  организации детей, а затем (в  основном во втором полугодии второго  года жизни) - как групповые занятия.

Сначала рекомендуется рассматривать  вместе с ребенком единичные игрушки, сравнивать с предметами, которые  они изображают, называть их, выделяя  основные признаки, предлагать ребенку  найти, а позднее и назвать  эти признаки. Показать одно-два  понятных простых действия с игрушкой (кукла ходит, пляшет; петушок клюет  зернышки). Очень важно показать ребенку свое положительное эмоциональное  отношение к игрушке и ее действиям.

Затем по возможности в  показах повторяются знакомые действия, но с другими игрушками (кормление  куклы, мишки, зайца и т. д.), при  этом эмоционально подчеркивается главное - смысл действия, его воображаемый результат («Ох, как вкусно поел зайчик!»). В то же время дети должны видеть, чем отличается, например, кормление  куклы и петушка и т. д.

По мере обогащения опыта  ребенка в показах-инсценировках  рекомендуется использовать 3-4 взаимосвязанных  по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка, ложка). Количество действий также увеличивается, они взаимообусловлены, направлены на подготовку к решению игровой  задачи: прежде чем накормить куклу, ее сажают за стол, черпают ложкой еду  из тарелки для куклы и т. д.

Для детей после полутора лет показы включают 2-3 эпизода, содержат в себе элементы дидактических игр, направленных на уточнение названия, назначения некоторых предметов, их свойств и др. Важно привлекать детей к совместному выполнению игровой задачи. Это может быть вопрос («Кукла плачет - что делать?»), сюрпризный момент («Кукла спряталась - где она?»), обращение персонажа  к детям и др. Речь взрослого  должна быть эмоционально выразительной, неторопливой, четкой. Каждое слово  должно нести понятную детям информацию: название игрушек, их свойств, действий. Необходимо следить за реакцией детей, побуждать к высказываниям, эмоциональным  проявлениям, к действиям.

Для обучающих игр используются игрушки среднего размера (15-20 см), они  должны быть соразмерны по величине, красивы. Нельзя использовать предметы-заместители  или воображаемые предметы, если у  ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Однако для детей, хорошо умеющих играть с игрушками, следует предлагать в показах некоторые предметы-заместители, а позднее воображаемые предметы вместо знакомых игрушек или обозначать словом воображаемые состояния кукол, игрушечных животных (вместо яблока дать шарик, палочку вместо ложки, сказать, что кукла смеется или хочет спать, что в чашке чай, в кастрюле суп и т. д.). Подобные игрушки даются детям и для самостоятельной игры.

Информация о работе Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности