Игры как средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………
1.1 Понятие и сущность игры………………………………………………
1.2 Исторические предпосылки возникновения игры……………………
1.3 Классификация игр. Характеристика основных видов………………
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников……………………
3.1 Развитие детского творчества и игрового замысла…………………..
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника…………...
3.3 Игра как средство воспитания детей………………………………….
Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения……………………

    1. Понятие и сущность игры………………………………………………
    2. Исторические предпосылки возникновения игры……………………
    3. Классификация игр. Характеристика основных видов………………

Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка………..

Глава 3.Игра как ведущий тип  деятельности дошкольников……………………

3.1 Развитие детского творчества  и игрового замысла…………………..

3.2 Значение игры для психического  развития дошкольника…………...

3.3 Игра как средство воспитания  детей………………………………….

Глава 4. Состояние игровой деятельности современных дошкольников………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

 

ПРИЛОЖЕНИЕ,…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Введение                                                                   

           Дошкольный возраст является  ответственным этапом  детства.  Высокая сензитивность этого  возрастного периода определяет  большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...

            Игра в дошкольном детстве  имеет высокое   развивающее  значение. Сами по себе игры  становятся новыми. Большой интерес  для дошкольников представляют  игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.

            Участие дошкольников в таких  играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

            Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

            Разные подходы к детской игре  отражены во многих работах.  Среди этих подходов можно  выделить объяснение природы  сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)                                                                                                                                                                        

           Каждый  из этих подходов, выделяя какую-то  сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.                                                  

            Игровая деятельность является  ведущей в дошкольном возрасте.  Л.С. Выготский отмечал, что  в дошкольном возрасте игра  и занятия, игра и труд образуют  два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников [2].  Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2].

            Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

            Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

            Определение проблемы и актуальности  темы позволяет сформулировать  достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность    игровых средств для развития творческого начала детей дошкольного возраста.

            Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

           Предмет  исследования – игровые средства развития творческого начала дошкольников.

            Исходя, из этого можно сформулировать  следующую рабочую гипотезу: развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:

-    систематического использования  игровых методов и приемов  в   воспитательном процессе;                             

-     учета возрастных  и психологических особенностей  детей дошкольного      

    возраста;

  • создание комфортных психологических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

 

 

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

  1. изучение специальной литературы по данной проблеме;
  2. характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
  3. разработка комплекса обучающих игровых средств ;             
  4. обобщение результатов исследования.                                                                                                                                 

В исследовании использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • наблюдение, беседа, тестирование;
  • статистическая обработка данных.

           

 

ГЛАВА  1. Теоретические  основы игры как средства обучения

 

 

    1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

 

 

Определение игры.

Игра – явление  многогранное, ее можно рассматривать  как особую форму существования  всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль  в  развитии и воспитании ребенка принадлежит  игре – важнейшему виду детской  деятельности. Она является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в  игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» [ 18].

Прежде всего, игра, поскольку  речь идет об играх человека и ребенка,–  это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой  человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать  действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [ 6 ].

 

 

Сущность и особенности  игры.

 Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность  игры заключается в том, что игровое  действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. 

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет  бегства от действительности в будто  бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРЫ

 

 

           Игра  – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [4]. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

            Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [1].

            Игра не возникает стихийно, а  складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно      при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

            «Игра, игровая деятельность, один  из видов деятельности, характерных  для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [10]. Понятие «игра» («игрища») в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи.       

В летописи говорится  о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи), которые «браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе».

            По свидетельству Платона, еще  жрецы Древнего Египта славились  конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

            Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце xix века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение  инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

                                                                                                                                                                                  Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель  Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Информация о работе Игры как средства обучения