Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь_социометрического_статуса__и_привлекательности_классного_коллектива_в_младшем_школьном_возрасте.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

       Федеральное агентство по образованию

       Белгородский  государственный университет

       Факультет психологии

       Кафедра возрастной и социальной психологии 
 
 
 

       Курсовая  работа по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на тему: 

       «Изучение взаимосвязи социометрического статуса  и привлекательности классного коллектива

       в младшем школьном возрасте». 
 
 
 

                                                                         Выполнила: студентка 3 курса

                                                                                              очного отделения

                                                                                              группы 150702

                                                                                              Заднеулица А. В.  

                                                                          Научный руководитель:

       канд. психол. наук.,

       старший преподаватель 

       кафедры возрастной

       и социальной психологии 

                                                                                 Худаева Майя Юрьевна 

       Белгород 2009г.

       Содержание 

Введение………………………………………………………………….............3

Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте.………………………………………………………………………….5

   1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..

   1.2. Психологические особенности социометрического статуса младшего школьника в классном коллективе.………………………................................13 

Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….22

   2.1. Организация и методы исследования……………………………….22

   2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………….26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  используемой литературы…………………………………………….32

Приложение………………………………………………………………….….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Младший школьный возраст  охватывает период от 6-7 до 10-11 лет и совпадает с обучением ребенка в начальной школе (1-4 класс). Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, кроющегося в научных знаниях. Школьная жизнь вводит ребенка в сложный и нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности и хорошей успеваемости. Теперь ребенок занимает новое место в системе семейных отношений: он – ученик, а значит он ответственный, с ним советуются и считаются.  

       Межличностные отношения детей в классном коллективе  - это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для дальнейшего личностного  развития. Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается детьми, что, отражается, в том числе, на их положении в классном коллективе.

     Проблема  исследования: каковы особенности взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте?

     Решение данной проблемы и является целью исследования.

     Объект  исследования – социометрический статус младшего школьника. 

     Предмет исследования – взаимосвязь социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте.

     Гипотеза – существует связь между социометрическим статусом и привлекательностью классного коллектива в младшем школьном возрасте: чем выше статус младшего школьника  в классном коллективе, тем выше привлекательность этого коллектива.

       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
  2. Изучить особенности социометрического статуса в системе межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
  3. Изучить привлекательность классного коллектива в младшем школьном возрасте.
  4. Определить особенности взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте. 

     Исследование  проводилось в МОУ «Яснозоренская СОШ» Белгородской области. В нем принимали участие 28 учащихся 3 «А» и «Б» классов.

     В курсовой работе использовались следующие методы исследования:

  1. Организационные: сравнительный.
  1. Эмпирические: психодиагностический метод.
  1. Способы обработки  данных: количественный и качественного описания.
  1. Интерпретационные: структурный метод.

     Для изучения структуры межличностных взаимоотношений в классе применялась методика «Социометрия», для изучения привлекательности классного коллектива применялась «Методика оценки привлекательности классного коллектива». 

       Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте. 

       § 1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

        Младший школьный возраст  охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка, то есть поступлением в школу. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для кого начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Однако социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте [10].

     В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). А так же физиологическая перестройка, требующая от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов [11].

     В этот период возрастает подвижность  нервных процессов, процессы возбуждения  преобладают, что и определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

     К 7 годам морфологически созревают  лобные отделы больших полушарий  головного мозга, что создает  основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения  и торможения, необходимой для  развития целенаправленного произвольного  поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость [14].

     В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. На ребенка накладывается огромная ответственность самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность, что вызывает у него чувство отдаленности от родных и высокую сензитивность [11].

       Школа предъявляет ребенку много новых  требования в отношении его речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной. Именно здесь без эмоциональной поддержки родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.

      В.В. Давыдов говорит о младшем  школьном возрасте как об особом периоде  в жизни ребенка, так как в  школе появляется новая структура  отношений. Система “ребенок – взрослый”  дифференцируется:  

 

     Появление системы “ребенок – учитель” определят  отношение ребенка к родителям  и отношения ребенка к сверстникам, так как учитель выступает  воплощением общественных требований и законов.

       Большие изменения происходят в младшем  школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителям, но и товарищам, появляются новые чувства и потребности [4].

       Отношения со сверстниками меняются на протяжении его обучения в начальной школе. Если в первом классе, чаще всего, восприятие опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемостью, а при выборе друга он руководствуется  внешними обстоятельствами (ходили вместе в детский сад, сидят за одной партой и так далее). То постепенно к 10-11 годам, приобретают значимость личные качества и организаторские способности ребенка.

         Общение становится своего рода  школой социальных отношений.  Ребенок совершенно бессознательно  открывает для себя существование разных стилей общения.

      Исследования  показали, что благоприятные взаимоотношения учителей и учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для благоприятного отношения детей к учению, труду, людям, коллективу, самому себе.

      Учение  занимает место основной деятельности младших школьников. С поступлением в первый класс внутренняя, и внешняя позиция ребёнка претерпевает качественные изменения. Таким образом, большинство детей психологически готовых к вступлению в новые условия жизни, идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. С первых дней работы учителя с учениками начинают формироваться определённые взаимоотношения между ними. Общение с учителем в этот период имеет большое значение для каждого ребёнка. Можно сказать, что учитель занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями.

      Учебная деятельность парадоксальна по своему предмету. Суть состоит в том, что усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет, предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя.

Информация о работе Изучение взаимосвязи социометрического статуса и привлекательности классного коллектива в младшем школьном возрасте