Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.
Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание методик исследования детско-родительских отношений
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Семья в современном обществе
1.2. Негативное
влияние внутрисемейных
1.3. Стили воспитания и их влияние на ребенка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация, задачи и методы исследования
2.2. Описание
методик исследования детско-
2.3. Результаты проведенного исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Актуальность работы. Нет ничего в этом мире важнее, чем дети. Родители, педагоги озабочены тем, как сделать так, чтобы этот маленький ребенок, только что пришедший в мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым.
В дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. Дети в семье – один из самых главных устоев общества. Поэтому семейное воспитание останется главным. Детский сад может дополнить, но не заменить.
В
связи с постоянным усложнением
социально-экономической
В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность ребенка формируется автоматически. Многие родители забывают о главнейшей обязанности – воспитание детей, все заботы о своих детях переложили на детский сад, школу.
Ребенок, растущий в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией, вырастает социально дезадаптированной личностью. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что проблема отношений родителей и детей дошкольного возраста является актуальной и значимой на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений в семье, их влияние на развитие ребенка.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – процесс взаимоотношений в семье и стили семейного воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения в семье влияют на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблематике детско-родительских взаимоотношений в дошкольном возрасте.
2. Подобрать комплекс методик для проведения исследования, изучить их.
3. Провести исследование по выявлению зависимости развития личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.
Методы сбора данных:
В данной работе при проведении исследования для сбора данных использовались такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, тесты (рисуночный тест, тест-опросник).
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи и взаимоотношений родителей и детей.
Практическая значимость курсовой работы заключается в раскрытии зависимости формирования личностных черт ребенка дошкольного возраста от внутрисемейных взаимоотношений.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников,
приложений.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка. [2]
Родительство характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [3, с. 98]
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте [4, с. 134], базового доверия к миру [4, с. 145] и привязанности [4, с. 121] в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие «функции семьи» отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.
И.В.Гребенников утверждает, что к основным функциям семьи относятся воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функции [5, с.24].
Воспитательная функция семьи состоит в том, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, одежде, крове и т.д.), в содействии в сохранении их здоровья (восстановление затраченных в труде физических сил).
Функция психологической разрядки состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Функция духовного (культурного) общения несет в себе удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм.
Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи.
Более полная классификация, касающаяся семейной педагогики, принадлежит М.А.Галагузовой. Она рассматривает те функции семьи, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. [6, с.57]
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Демографическая ситуация сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.
Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. [7, с.23]
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому эта функция выделена отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
В настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.
Патриархальная семья – наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.
Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает значимость взаимной адаптации супругов (психологической, бытовой, сексуальной, духовной и пр.). Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родительской, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.