Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:14, курсовая работа
Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.
Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений.
Введение
1. Мышление с точки зрения психологии
2. Качества мышления
3. Индивидуальные особенности мышления
Заключение
Глоссарий
Содержание
Введение
1. Мышление с точки зрения психологии
2. Качества мышления
3. Индивидуальные особенности
Заключение
Глоссарий
Приложения
Введение
мышление ум продуктивность
Психология, как наука, насчитывает многовековую историю. За две тысячи лет истории развития психологии, психологические знания развивались и углублялись по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований. И, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что психология - это молодая, развивающаяся наука. Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор конца XIX - начала XX века высказался о том, что психология имеет огромную предысторию и очень короткую историю.
Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений. Психические явления определяются как постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) или были в прошлом опыте (память), как обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).
Известны три основные формы психических явлений: психические процессы - ощущения, восприятие, память, мышление и др.; психические состояния - активность, бодрость, пассивность, усталость и др.; психические свойства личности - характер, темперамент, способности и др.
Одна из основных задач, стоящая перед психологами современности, это исследование процесса мышления.
Целью данной работы является изучение процесса мышления, как протекает данный процесс, каковы его функции, как данный процесс формируется в различных ситуациях. Изучить качества и индивидуальные особенности мышления.
В соответствии с заданными целями были сформулированы следующие задачи для данной курсовой работы:
- изучить психологическую
- описать природу мыслительного процесса;
- рассмотреть основные операции и фазы мышления;
- рассмотреть основные виды и уровни мышления;
- исследовать качества мышления;
- исследовать индивидуальные
- сделать выводы на основе рассмотренного и изученного материала.
Многие зарубежные и отечественные психологи занимались и решали проблемы мышления. Например, наш современник, доктор психологических наук, опубликовавший свыше 220 научных трудов, посвященных мышлению, Олег Константинович Тихомиров,. Далее, Лев Семенович Выготский, советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций, ставший лидером легендарной тройки психологов: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия. Потом, Борис Михайлович Теплов, действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук по психологии, и его классические психофизиологические исследования природы индивидуальных различий. Нельзя не упомянуть Андрея Владимировича Брушлинского, российского психолога, исследовавшего проблемы психологии личности и мышления. А также Жан Пиаже. Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией. Хотя его замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания, тем не менее, его вклад в изучение проблем мышления велик.
1. Мышление с точки зрения психологии
Каждый человек знает, что такое мышление. Практически каждый человек считает себя умным. Существует даже поговорка по этому поводу: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".
Понятием "мышление" обозначаются психологические способности человека, причем эти способности являются фундаментальными и значимыми для данного человека.
Опора человека на культурные средства и орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.
Мышление осуществляется с целью получения знания о тех или иных существенных свойствах объекта. Для решения отдельной конкретной задачи применяются обобщенные знания, общие правила.
Следовательно, существует два признака в определении мышления: обобщенность и опосредствованность. По этим признакам мышление отличается от восприятия. Эти признаки очень важны, но они используются не только в психологии, но и в философии.
Обобщенность и опосредствованность характеризуют мышление как предмет комплексных междисциплинарных исследований, а не только психологии.
В изучении психики имеется в виду тот период, когда психология отделилась от философии, сблизилась с естественными науками и появились собственные экспериментальные методы. Это произошло во второй половине XIX века.
Можно выделить четыре этапа в истории психологии: первый этап - психология существует как наука о душе, второй этап - как наука о сознании, третий этап - как наука о поведении, а четвертый этап - как наука о психике.
Выдающийся психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн считал предметом психологического исследования мышления процесс и деятельность мышления.
Процесс ориентировки субъекта в окружающей действительности доктор педагогических наук по психологии Петр Яковлевич Гальперин считал предметом мышления. Мышление определяется, как обобщенное отражение действительности.
Основная задача мышления состоит в выявлении и раскрытии существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделении их от случайных совпадений во времени и пространстве. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях жизненных обстоятельств.
С.Л. Рубинштейн высказывался о том, что мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая идет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Назвать словом, выразить мысль - это означает обобщить, подвести под понятие или дать определение. В этом состоит отличие мышления человека от мышления животных.
Сущность психологии мышления, как предмета, как понимание этого предмета С.Л. Рубинштейном и П.Я. Гальпериным дополняют друг друга, потому что мышление интересует психологов и как мыслительный процесс, развертываемый во времени, и мыслительная деятельность, в этом случае мышление понимается как процесс решения задач.
По своему внутреннему строению мыслительный процесс является действием. Это действие направлено на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека. Эта цель связана с условиями, которыми она задана.
Для начала мыслительного процесса человека нужен мотив. Мотив появляется тогда, когда появляется проблема. В этот момент появляется потребность что-то понять. Мышление начинается именно с того момента, когда появляется вопрос или проблема, удивление или недоумение, либо противоречие.
Мыслительный процесс можно условно разделить на шесть этапов:
- первый этап разрешения
- на втором этапе происходит
выделение того, что известно, и
того, что неизвестно. В результате
проблема превращается в
- на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
- на четвертом этапе появляются гипотезы, как варианты решения задач;
- пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
- шестой этап - ее проверка. Осуществляется реализация решения, если проверка подтверждает гипотезу.
Можно выделить следующие операции мышления:
- анализ - мысленное или реальное
расчленение объекта на
- синтез - мысленное или реальное
соединение различных
Все остальные, более сложные операции мышления строятся на основе анализа и синтеза:
- мысленное соотнесение каких-
- форма мышления, основанная на
мысленном выделении
- переход на более высокую
ступень абстракции путем
- система классов объектов
- сходство предметов в каких-
Основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ - синтез, выявление сходства - выявление различий, абстрагирование - конкретизация.
Несмотря на то, что все формы мышления основаны на чувственном опыте, они не имеют чувственного содержания. Чувственное содержание становится все меньше и меньше по мере продвижения вдоль цепочки: ощущение - образ или продукт восприятия - представление единичное - представление общее - понятие или псевдопонятие.
Понятие - мысль, отражающая выявленные в ходе научного исследования, свойства предметов, явлений и процессов, закрепленные в термине словом или группой слов. Объемом научного исследования являются те мысли, которые содержат самые важные для практики свойства предметов, явлений, процессов. Причем только в результате научного исследования можно выяснить, насколько важны те или иные свойства.
Псевдопонятия формируются согласно тем же законам, что и понятия, они похожи на понятия и нередко выступают вместо понятий. В отличие от понятий, псевдопонятия возникают в ходе обычной житейской практики.
Понятия (псевдопонятия) объединяются в суждения. Суждение (высказывание) - это мысль, выражающая связь между понятиями (псевдопонятиями).
Суждение может быть истинным или ложным.
Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредствованно, путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть общими, частными, единичными.
Для того чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, необходима последовательная логическая связь нескольких суждений, которая и называется рассуждением.
Лишь только тогда, когда рассуждение приводит к определенному выводу, оно имеет практический смысл.
Итогом поисков мысли будет умозаключение и оно будет являться ответом на вопрос. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к частному или единичному, от общего к менее общему.
Зная общее положение, правило или закон, при дедуктивном рассуждении, делается вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Основными видами мышления являются понятийное и образное мышление, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Основным постулатом является то, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга и практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Пытаясь определить вид мышления, необходимо учитывать, что этот процесс всегда условный и относительный.
В Приложении А Схематично отображена классификации видов мышления.
2. Качества мышления
Типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей являются виды мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов. Если различия в мыслительной деятельности людей устойчивы, их называют качествами ума.
Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом определенных качеств. Эти качества в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций и в разной степени присутствуют у различных людей. Какие-то из этих качеств более значимы при решении практических вопросов, какие-то значимы при решении теоретических задач.
Выделяют следующие качества мышления: самостоятельность, внушаемость, инициативность, логичность, глубина, широта, узкое мышление, быстрота, торопливость ума, замедленное мышление, оригинальность, последовательность, пытливость, критичность, доказательственность, гибкость и подвижность ума, инертность ума, способность предвидения, темп мышления, целенаправленность, растекаемостъ мышления, экономичность, любознательность, находчивость, остроумие, продуктивность.
Самостоятельность мышления - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения своими силами. Самостоятельность мышления, как качество ума, является базисным показателем общей обучаемости. Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи и находить нужные ответы, не прибегая к помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность - умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности. Самостоятельность - свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него правильный ответ.
Внушаемость - противоположное самостоятельности качество мышления. Внушаемые люди меняют одни суждения на другие. На них нельзя положиться.
Инициативность мышления - потребность в постоянном стремлении самому искать и находить пути и средства разрешения задачи, проблемы. Инициативность является волевым качеством, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно.
Логичность - свойство ума. Человек, обладающий логичностью, строит умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, а также умеет быстро находить ошибки в суждениях и выводах