Изучение речи в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Важнейшей задачей на современном этапе является формирование у человека потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо человек овладеет родным языком, речевыми умениями и навыками.
Изучение речи,рассмотрение и развитие речи является актуальным вопросом психологии. Речь является важной функцией в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие речи как познавательный процесс.……………………..5
1.1.Основные понятия речи как познавательный процесс………………5
1.2.Специфика речи как познавательный процесс………….…………….7
Выводы……………………………………………………………………...18
Глава 2.Исследования свойств речи………………………………………18
2.1.Свойства речи…………………………………………………………..16
2.2 Эмпирическое исследование свойства речи………………………….24
Выводы………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

актуальностььььь.docx

— 61.10 Кб (Скачать файл)

           Министерство Образования Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

 Иркутский Государственный Университет

(ГОБУ ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии

 

 

 

 

Изучение речи в психологии

 

Курсовая работа

по дисциплине «Общая психология»

 

 

 

 

 

                                                                                                    Студентки 2 курса,

                                                                          группы 13211 дневного отделения

                                                                             Чипизубовой Ксении Сергеевны

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                         доцент Т.М. Щеголева 

Работа защищена

«__»__________________20_ года

с оценкой_____________________

Протокол №___________________

 

 

Иркутск 2013

                                                  

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1.Понятие речи как познавательный процесс.……………………..5

1.1.Основные понятия  речи как познавательный процесс………………5

1.2.Специфика речи как познавательный процесс………….…………….7

Выводы……………………………………………………………………...18

Глава 2.Исследования свойств речи………………………………………18

2.1.Свойства речи…………………………………………………………..16

2.2 Эмпирическое исследование свойства речи………………………….24

Выводы………………………………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………….29

Список используемой литературы…………………………………………31 

Введение.

 

Актуальность темы:  Важнейшей задачей на современном этапе является формирование у человека потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. 
Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо человек овладеет родным языком, речевыми умениями и навыками. 
Изучение речи,рассмотрение и развитие речи является актуальным вопросом психологии. Речь является важной функцией в интеллектуальном развитии человека. Одной из основных особенностей,отличающей человека от животного, отражающей закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

 

Таким образом, процесс развития речи представляет собой динамику перехода от элементарных, простых ее видов (эхолалической, эгоцентрической) ко все более сложным процессам внешней, развернутой и внутренней речи. Внутренняя речь отражает единство мышления и речи, характерное только для человека. 
Проблема развития речи всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии, филологии. 
В психологии процесс развития речи,изучение речи рассматривались такими учеными, как изучали Дж. Миллер, А.В. Брушлинский , А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский,В.Н. Дружинина,Д.В. Ушакова,Пиаже Ж.

 

Цель: Изучение особенностей речи как познавательный процесс

Обьект:Речь как познавательный процесс

Предмет:Особенности речи как познавательный процесс 
На основе этого мы выделяем следующие задачи курсовой работы:

1)Охарактеризовать речь как  познавательный процесс

2)Раскрыть специфику речи как познавательный процесс 
3)Проанализировать свойства речи

4)Провести эмпирическое исследование  свойства речи

 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка используемой литературы.В первой главе мы расскрываем речь как познавательный процесс.Во второй главе мы анализируем свойства речи  и проводим эмпирическое исследование свойства  речи .Список используемой литературы будет включать 20 источников.

 

 

 

ГЛАВА 1.Понятие речи как познавательный процесс

 

1.1Основные понятия речи как познавательный процесс

 

 

Речь - одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков - языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем: язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли посредством языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым “психолингвистикой”.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерперсональному), так и к внутриличностному плану психической активности. Согласно Льву Семёновичу Выготскому, слово выступает в качестве особого инструмента, с помощью которого индивид овладевает собственными психологическими операциями, подчиняет своей власти течение психических процессов и направляет их на разрешение стоящей перед ним задачи.

В речи представлены два основных компонента: внешний или чувственный и внутренний, смысловой. Речевая деятельность включает в себя процессы порождения (конструирования) и восприятия (понимания) сообщений, и может направляться на такие цели, как

  • информирование,
  • побуждение или убеждение собеседника,
  • регуляция и контроль выполняемой деятельности,
  • закрепление запоминаемого материала.

 

Речь оперирует словами или вербальными знаками (нужно отметить, что слово не является единственным знаковым средством; примерами невербальных знаков могут служить: мимика и пантомимика, знаки дорожного движения, географические или игральные карты, произведения визуального искусства и т.д.). В практике речевого общения вербальные средства коммуникации дополняются паралингвистическими (тембр голоса, его тональность, особые приемы вокализации) и экстралингвистическими (темп речи, паузы, покашливания, смех) знаками.

В слове соединяются объективные и субъективные (личностно значимые) компоненты. Объективная сторона слова - это его значение, которое отражает соотнесенность вербального знака с определенным объектом/явлением (или классом объектов/явлений) и выступает продуктом культурно-исторического развития. В значениях слов кристаллизуется социокультурный опыт, накопленный в процессах совместной деятельности конкретным сообществом людей.

В то же время, содержание слова составляет личностный смысл, отражающий его субъективное переживание некой личностью, и то положение, которое обозначаемый объект занимает в системе деятельности и мотивационной сфере отдельного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, характеризуется разделимостью (в пределах сообщества) и имеет культурно-историческое происхождение, то личностный смысл уникален; это содержание индивидуального сознания, «значение для себя».

 

1.2 Специфика  речи как познавательный процесс

 

Рассматривая проблему того, когда возникла речь у человека, можно выделить ряд моментов, существенным образом повлиявших на возникновение этого психического феномена у человека. Отправным пунктом здесь принято считать труд, а точнее совместную форму деятельности, в результате которой возникает острая необходимость общения. В филогенезе речь первоначально выступала только как средство непосредственного общения людей, способ обмена между ними сиюминутной информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это - система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Обращает внимание еще одна генетическая предпосылка развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте полутора лет.

Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях, коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, передать накопленный опыт жизнедеятельности другим поколениям, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного и абстрагированного содержания в слове-понятии. Только у человека в определенный момент филогенетического развития появилась способность пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

Психологию интересует, прежде всего положение речи в системе высших психических функций человека, ее взаимосвязи с мышлением, памятью, эмоциями, волей и т.д.; при этом особенно важны характеристики речевого поведения, отражающие структуру личности и деятельности, индивидуальные и типологические особенности субъекта.

Также акцентируется роль речи в генезисе высших психических функций и сложных, специфически человеческих форм деятельности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, становление психики человека осуществляется путем овладения знаковыми средствами и присвоения культурного опыта, выраженного с помощью знаков; иными словами, необходимым условием полноценного психического развития выступает освоение речи, научение речевому поведению.

Вербальное опосредование является главным механизмом формирования всех произвольных, осознанных и социализированных видов человеческой активности.

Специфика речи, как высшей психической функции, характеризующей человека, раскрывается при ее сопоставлении с сигнальными системами животных. Практически у всех биологических видов есть способы передачи информации, посредством которых можно сигнализировать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией, имеющей для данной особи биологическое значение. По-видимому, только человек способен передавать информацию, носящую надситуативный характер и непосредственно не связанную с текущим моментом, что возможно благодаря развитию речевой функции.

Человеческая речь в ряде случаев ситуативна по своему характеру, т.е. отражает значимые элементы сложившегося на конкретный момент положения вещей («Здесь холодно», «Отличная погода для прогулки»). Однако контекст речевых высказываний может быть значительно шире текущей ситуации и охватывает такие аспекты действительности, которые зачастую не представлены в непосредственном восприятии субъекта. Это особенно очевидно в случае сложной речевой деятельности и словесного творчества.

Становление речи как специфически человеческой формы психической активности связано с качественным скачком в эволюции психики - с переходом от сигнальной функции, определяющей взаимодействие и групповое поведение особей высокоорганизованных биологических видов, к так называемой сигнификативной функции (функции означивания), характерной для человека.

Если сигналы, обеспечивающие коммуникацию в животном мире, служат побуждением к действию, своего рода пусковым моментом в конкретной сложившейся ситуации (так, например, сигнал опасности побуждает к бегству), то сигнификативная функция предполагает овладение знаком и установление связи между означающим и означаемым, что, в свою очередь, открывает путь к формированию обобщенных понятий и надситуативному абстрактному мышлению.

Информация о работе Изучение речи в психологии