Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной
сфере ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.1. Объект исследования ......................................................................... 13
2.2. Использованные методики и процедура исследования ................... 14
2.3. Обработка полученных данных ............................................................17
2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 23
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................…24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая магистратура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

Магистратура  по специальности «Социальная работа»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Изучение  эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации  у педагогов, работающих с девиантными детьми»

 

 

Выполнил:

 Бандура  Оксана  Александровна

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Тверь, 2013

 

Содержание:

 

 

 Введение  ..................................................................................................... 3

 

ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной

сфере ………………………………………………………………………. 5

ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.

 2.1. Объект исследования  ......................................................................... 13

2.2. Использованные  методики и процедура исследования  ................... 14

2.3. Обработка полученных данных ............................................................17        

2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ............................................................................................ 23

ЛИТЕРАТУРА  ...........................................................................................…24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 26

 

Введение

В настоящее  время стала актуальна   проблема «оздоровления» населения, как в  физическом, так и в психологическом  плане. Социально-экономические кризисы, смена привычных ценностных ориентаций, идеалов, уклада жизни привели к трансформациям в личностной сфере, появлению большого числа дезадаптированных людей, которые не смогли быстро переориентироваться на новые нормы, ценности, интериоризировать их, изменить уже неадаптивные формы поведения. В период этой «ломки» наименьшее внимание уделялось подрастающему поколению, их социализации, поддержке семей и последствия этого ужасающие. Отчужденность стала социальным нормативом поведения — каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство.

 По статистическим  данным каждая пятая семья  в России асоциальна, количество  беспризорников исчисляется миллионами. Здесь четко встает проблема  «потерянного» поколения, а это  грозит становлением деформированного  общества, потерей талантов, деградацией. Дети «отвечают» за своих родителей, стремящихся потопить тяготы жизни  в алкоголе, наркотиках; и они, имея перед глазами такой пример, подражают им, стремятся к «легким» деньгам, ищут поддержки на улице, вливаются в группы, носящие антисоциальный характер.

В данный момент эта проблема рассматривается на высшем уровне (Указ Президента РФ «О борьбе с беспризорностью»), разрабатываются  программы, создаются приюты, центры реабилитации детей из неблагополучных  семей.

В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Методология исследования в психосоциальной

сфере

Основные методы исследования в психосоциальной сфере делятся на 4 группы. Первую группу методов, можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется но конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим - в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.д.).

Вторую, самую  обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные; анкеты современных типов; социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических, произведений и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

Третью группу методов составляют приемы обработки  данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный, с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).

Четвертую группу - интерпретационных методов - составляют различные варианты генетического  и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном  смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический.  

 Раньше полагали, что будущее научной методологии   за рациональными методами. Но  развитие методологии показывает, что это не так. В огромной  мере возросшие возможности обработки и интерпретации научных данных посредством рациональных методов зависят от прогресса эмпирических методов, техника которых связана с приборами и аппаратами, специальными техническими устройствами разных видов (сигнализационных или стимуляционных экранов, фиксационных и регистрационных аппаратов, контрольно-измерительных приборов, вычислительных машин и т.д.).

Таким образом, в современной психосоциальной работе складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).

В психосоциальной  деятельности часто используют комплексный  метод, который не представляет из себя концепцию целостности изучаемых  феноменов, но, бесспорно, он направлен  на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода.

 Важнейший  и все более распространяющийся  исторический прием представляют  тесты, или массовые психологические  испытания. 

 

 

Общая характеристика психосоциального тестирования

 

Тестирование – это метод измерения и оценки характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой тестирования является тест – стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.

Изначально  тестирование рассматривалось как  разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.

Теория и  практика тестирования обобщены в самостоятельных  научных дисциплинах – психологической диагностике и тестологии. Диагностика – это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология – это наука о разработке, конструировании тестов.

Процесс тестирования, как правило, включает в себя три  этапа:

1) выбор методики, адекватной целям и задачам  тестирования;

2) собственно  тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;

3) сравнение  полученных данных с «нормой»  или между собой и вынесение  оценки.

Использование тестов – неотъемлемая черта современной  психодиагностики. Можно выделить несколько  областей практического использования  результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая практика и, наконец, область экспертизы – медицинской, судебной и т. п.

 

Классификация психологических тестов

 

Одна из наиболее удачных классификаций предложена американским психологом С. Розенцвейгом в 1950 г. Он разделил методы психодиагностики на три группы: субъективные, объективные  и проективные.

Субъективные  методы, к которым Розенцвейг отнес  опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом. Объективные методы требуют исследования через наблюдение за внешним поведением. Проективные методы основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал.

Американский  психолог Г.У. Оллпорт предложил  различать в психодиагностике прямые и непрямые методы. В прямых методах  выводы о свойствах и отношениях испытуемого делаются исходя из его  сознательного отчета, они соответствуют  субъективным и объективным методам Розенцвейга. В непрямых методах выводы делаются на основании идентификаций испытуемого, они соответствуют проективным методам в классификации Розенцвейга.

В отечественной  психологии принято подразделять все  психодиагностические методики на два типа: методики высокого уровня формализации (формализованные) и малоформализованные методики (М.К. Акимова).[76]

Всю группу формализованных  методик иногда называют тестами. Однако в данной классификации они включают в себя четыре класса методик: тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики. К малоформализованным методикам относятся: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

В зависимости  от предмета тестирования существует следующая классификация объективных  тестов:

• тесты личности;

• тесты интеллекта (вербальные, невербальные, комплексные);

• тесты способностей (общих и специальных;)

• тесты креативности;

• тесты достижений (тесты действия, письменные, устные).

Тесты личности, как и личностные опросники, направлены на выявление личностных особенностей, однако уже не на основе самоописания этих особенностей испытуемым, а через выполнение им ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур (EFT) подразумевает поиск испытуемым простых черно-белых фигур внутри сложных цветных фигур. Результаты дают информацию о перцептивном стиле личности, определяющим показателем которого авторы теста считают «поле-зависимость» или «поле-независимость».

Тесты интеллекта направлены на оценку уровня интеллектуального развития. При узкой трактовке понятия «интеллект» применяются методики, позволяющие оценить только умственные (мыслительные) особенности человека, его умственный потенциал. При широком понимании категории «интеллект» применяются методики, позволяющие характеризовать в дополнение к мышлению и другие познавательные функции (память, пространственную ориентировку, речь и др.), а также внимание, воображение, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты интеллекта.

Тесты способностей – это методы, направленные на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками как общего, так и частного характера. В первом случае речь идет об оценке общих способностей (сенсорных, моторных, мнемических и т. д.), во втором – об оценке способностей специальных, обычно связанных с профессиональной деятельностью (математических, музыкальных, художественных, скорости чтения и т. д.).

Отдельный вид  способностей представляют собой творческие способности. Совокупность творческих способностей называют креативностью. В теоретическом плане не проведена четкая грань между креативностью как качеством интеллекта, как творческой способностью и как свойством личности. Поэтому в группу тестов креативности входят весьма разнообразные методики. Наиболее известны тесты Дж. Гилфорда и Е. Торренса, разработанные на рубеже 1950—1960-х гг. Тест Е. Торренса состоит из трех субтестов, позволяющих оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, получить представление о качественном своеобразии этих структур креативности у разных людей. Задания требуют от испытуемого продуцировать идеи в вербальной форме, в форме некоторого рисунка, изображения. В зависимости от количества и оригинальности идей судят об уровне развития креативности испытуемого.

Информация о работе Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю