Оглавление
Введение
1.Альфред Адлер – жизненный
путь
2.Очерки по индивидуальной психологии
3.Список ключевых понятий произведения
Заключение
Введение
Один из наиболее
выдающихся психологов, разошедшийся
с Фрейдом и избравший путь
создания своей собственной теории
стал Альфред Адлер. Он с
самого начала горячо поддерживал
широту и новизну теории Фрейда.
Однако со временем он заявил
о своем несогласии с тем,
что учитель придавал чрезмерно
большое значение сексуальности
и агрессии, считая их средоточием
человеческой жизни.
Адлер внес значительный вклад
в понимание личности, и некоторые
из его идей имеют актуальность и по
сей день. Главным в системе взглядов Адлера
является положение о том, что индивидуум
не может быть отделен от социума.
Альфред Адлер –
основоположник индивидуальной
психологии, которая стремится к
углублению знания о человеке,
которое можно получить, лишь
выяснив отношение индивида к
своим социально установленным
задачам. Она дает нам также
представление о характере, вдохновении,
о телесном и духовном желании
человека.
Жизненные цели Адлера
воплотились в главах книги
«Очерки по индивидуальной психологии»,
в создании индивидуальной психологии
и в основании неофрейдизма.
Книга «Очерки по
индивидуальной психологии» включает
себя доклады, статьи и работы
Альфреда Адлера по индивидуальной
психологии личности. По моему
мнению, данная книга является
одним из самых интереснейших
работ Адлера. Читая ее, изучаешь
себя, учишься бороться со стрессами
и страхами, учишься ставить все
новые и новые цели, не боясь
новых задач и проблем.
1. Альфред Адлер – жизненный путь
Альфред Адлер - австрийский
психиатр и психолог, основатель
школы индивидуальной психологии
и один из основоположников
современной психотерапии. Родился
7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия).
Альфред получил образование в Вене и
жил там до 1926, когда получил приглашение
в Колумбийский университет в Нью-Йорке.
В 1895 Адлер окончил
медицинский факультет Венского
университета, а в 1898 опубликовал
свою первую работу «Учебник
здоровья для портных».
С 1900-х годов Адлер
начал заниматься психопатологией
в контексте общей медицины. Он
был среди тех немногих психологов,
кого заинтересовала книга Зигмунда
Фрейда об интерпретации сновидений;
Адлер опубликовал рецензию на
нее в одной из венских ежедневных
газет. Фрейд прислал Адлеру
приглашение на еженедельное
собрание дискуссионного кружка,
где обсуждались новые подходы
к изучению психических заболеваний.
Адлер сначала колебался, поскольку
в то время интересовался другим
предметом, а именно влиянием
физических ограничений на развитие
личности, однако после заверений
Фрейда, что в его кружке обсуждаются
самые различные темы, принял
приглашение (1902).
В отличие от Фрейда, Адлер
не считал, что причины психической
болезни следует искать в какой-то
сексуальной травме, полученной в
раннем детстве, оспаривал он и его
метод интерпретации сновидений.
Каждый из этих ученых старался привлечь
другого к собственной области исследований.
Расхождения между ними приобрели более
выраженный характер после того, как Адлер
в 1907 опубликовал книгу Исследование неполноценности
органов. В 1911 Адлер вместе с восемью единомышленниками
разорвал отношения с кружком Фрейда.
Сначала он назвал свою группу «Обществом
свободных психоаналитических исследований»,
однако с 1912 начал применять термин «индивидуальная
психология»; в том же году был опубликован
труд Адлера «О нервном характере», где
обобщались основные концепции ученого.
Книга была отвергнута коллегией венских
профессоров во главе с Юлиусом Вагнер-Яуреггом,
который считал, что этот труд относится
к области философии, а не медицины. Адлеру
было запрещено преподавать на медицинском
факультете, поэтому он читал лекции во
многих учреждениях высшего образования
для взрослых. Одна из его книг, Человекознание
(Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию
из записей этих лекций одним из слушателей.
Адлер подчеркивал
целостность и уникальность человеческой
личности. В противовес Фрейду, придававшему
особое значение событиям прошлого
опыта, Адлер утверждал, что
вся динамика психологической
жизни личности подчинена достижению
его целей – сознательных или
неосознаваемых. Главной движущей
силой, данной человеку от рождения,
Адлер считал агрессивное стремление
к превосходству над другими,
неосуществимое у слабого и
беспомощного ребенка и вызывающее
чувство неполноценности, которое
требует компенсации. Отсутствие
компенсации обусловливает формирование
комплекса неполноценности и
является одной из причин серьезных
психологических проблем (неврозов).
Реакцией на чувство неполноценности
является т.н. «маскулинный протест».
Развитие личности обусловлено творческой
силой Я как источника сознательного активного
построения человеком собственной жизни
и наделения ее смыслом.
В 1912 Адлер основал
«Журнал индивидуальной психологии»,
публикация которого была прервана
Первой мировой войной. В течение
двух лет Адлер служил на
русском фронте; вернувшись в
1916 в Вену, стал главным врачом
военного госпиталя.
В 1921 при поддержке
австрийского правительства Адлер
организовал первую детскую реабилитационную
клинику. Через несколько лет
в Вене было уже около тридцати
таких клиник, в которых работали
ученики Адлера. Персонал каждой
клиники состоял из врача, психолога
и социального работника. Деятельность
Адлера получила международную
известность. Детские реабилитационные
клиники появились в Германии,
Голландии, несколько позже –
в США (где они продолжают
функционировать и в настоящее
время в Нью-Йорке, Чикаго и
Лос-Анджелесе).
В 1922 был возрожден
«Журнал индивидуальной психологии»,
получивший название «Международного
журнала индивидуальной психологии».
В 1938–1946 его публикация вновь
приостановилась, а затем была
возобновлена в 1946–1948. С 1935 под
редакцией Адлера выходил журнал
на английском языке (с 1957 –
«Journal of Individual Psychology»).
Став приглашенным профессором
Колумбийского университета в 1927, Адлер
проводил летние месяцы в Вене, продолжая
здесь преподавательскую деятельность
и лечение пациентов.
Адлер читал лекции
во многих учебных заведениях
США и Европы; в последней своей
поездке он побывал в Голландии,
Франции, Англии и Шотландии.
После лекции в Голландии в
апреле 1937 он, вероятно, перенес сердечный
приступ, однако ограничился непродолжительным
отдыхом в отеле и не упомянул
о случившемся в письмах родным
и друзьям. Месяцем позже, 28 мая
1937, приехав в Абердин (Шотландия)
для чтения серии лекций, Адлер
неожиданно скончался от сердечного
приступа.
2. «Очерки по индивидуальной психологии»
«Очерки по индивидуальной
психологии» - сборник сочинений
психоаналитика Альфреда Адлера.
В данной работе автор излагает
основные положения своего детища
– теории индивидуальной психологии.
С позиции собственных представлений
о движущих силах развития
человека – стремлении к власти
и чувстве общности – он
рассматривает механизмы формирования
невротической психики, в том
числе связанные с ошибками
воспитания, а также главные цели
и методы терапевтической работы.
С давних времен люди стремились
справится со своими проблемами личного
характера, но затем останавливались,
так и не достигая своих целей и никто
им не мог помочь. Альфред Адлер является
основоположником индивидуальной психологии,
направленной на помощь людям, больными
неврозом.
Индивидуальная психология
– есть не что иное, как ответвление
от Фрейдизма и начало неофрейдизма.
Фрейдизм – одно из направлений
философии конца 19 – начала 20
веков, направленное на изучение
психики человека. Неофрейдизм -
направление в психологии, развившееся
в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное
последователями Зигмунда Фрейда, принявшими
основы его теории, но в котором ключевые
понятия психоанализа Фрейда были переработаны.
Создание индивидуальной
психологии поставило точку в
поисках правильных решений исследования
личности. Свою первую задачу
она видела в более правильном
освещении проблемы души и
тела, рассматривая человека не
как биологическое, а как социальное
существо. Вторая же задача индивидуальной
психологии заключается в том,
чтобы найти направляющую жизненную
линию «нервозного характера»
и исцелить его методом ободрения.
Создание работы Альфреда
Адлера «Очерки по индивидуальной
психологии» пришлось на конец 20-х
годов 20 века. Не очень давно закончилась
Первая мировая война, люди и страны еще
не оправившись после событий тех лет,
уже испытывают влияние со стороны Германии,
где в это время правит Адольф Гитлер.
Адольф Гитлер - основоположник и центральная
фигура национал-социализма, основатель
тоталитарной диктатуры Третьего рейха,
вождь (фюрер) Национал-социалистической
немецкой рабочей партии, рейхсканцлер
национал-социалистической Германии,
верховный главнокомандующий вооружёнными
силами Германии во Второй мировой войне.
Адольф Гитлер является
последователем Бенито Муссолини, основателем
фашизма. Сторонники «фашизма» (национализм
в СССР) считают, что события в новой и
новейшей истории свидетельствуют о моральном,
физическом и духовном регрессе белой
расы, и её скором вырождении и вымирании.
Нацизм, по их мнению, является единственной
политической идеологией в мире, которая
способна остановить этот процесс. Расизм,
и различные формы ксенофобии (такие как
преследование проявлений нетрадиционной
сексуальной ориентации) приветствуются,
как необходимые для спасения меры. Преступления
против человечности представляются как
неизбежная плата за выживание арийцев,
которые считаются избранными людьми
и высшей расой.
С приходом к власти нацистов
деятельность Адлера и его учеников
в Германии была прекращена, а в 1934
были закрыты все детские реабилитационные
клиники в Австрии. Первая и наиболее
известная экспериментальная школа,
основанная в 1931 Оскаром Шпилем и
Ф. Бирнбаумом, была
закрыта после аншлюса
Австрии и Германии 11-12 марта 1938 и
возобновившая свою деятельность и
в 1946 году.
Человек и его душа
всегда являлись предметом работ
философов, Альфред Адлер не
исключение. Основой всех его
работ, докладов, статей является
человек, его душа и состояние
души. Индивидуальная психология
призвана на лечение души человека.
Работа с людьми, а тем более
с больными людьми, очень непроста,
выявление их проблем и помощь
- еще сложнее. «Очерки по индивидуальной
психологии» помогут не только
здоровому человеку лучше понять
себя, но и больному себя вылечить.
Именно на это направлены все
работы Адлера. «Очерки…» включают
в себя не только психологию
личности как таковой, но и
психологию отношений отдельно
взятых людей, как индивидуальных
отношений, психологию власти, воспитание
мужества, размышления о смысле
жизни.
Каждый человек способен
справится со своими проблемами,
но это напрямую зависит от
его желания, и косвенно от
его возможностей.
По мнению Альфреда
Адлера структура личности (индивидуальность)
закладывается в первые 5 лет жизни в виде
особого “стиля жизни”, который предопределяет
все последующее психическое развитие.
Ребенок из-за неразвитости своих телесных
органов испытывает чувство неполноценности,
в попытках преодолеть которое и самоутвердиться
складываются его цели. Когда эти цели
реалистичны, личность развивается нормально,
а когда фиктивны — становится невротичной
и асоциальной. В раннем возрасте возникает
конфликт между прирожденным социальным
чувством и чувством неполноценности,
которое вводит в действие механизмы компенсации
и сверхкомпенсации. Это порождает стремление
к личной власти, превосходству над другими
и отклонение от социально ценных норм
поведения. Задача психотерапии — помочь
невротическому субъекту осознать, что
его мотивы и цели неадекватны реальности,
с тем чтобы его стремление компенсировать
свою неполноценность получило выход
в творческих актах. Адлер выделяет 3 типа
детей, у которых в дальнейшей жизни могут
быть проблемы с достижением целей, с боязнью
новых ситуация, приступами пессимизма
и др.:
К первой большой
категории таких детей мы относим
тех. Кто появился на свет
с неполноценными органами и
воспринимает свой дефект как
жизненную трудность. Наступающее
позднее улучшение состояния
не меняет их пессимистического
отношения к вопросам жизни,
поскольку к тому времени они
уже обрели свой жизненный
стиль и в соответствии с
ним истолковывают и ассимилируют
все свои переживания и опыт.
Преодоление собственных недостатков,
в частности дефектов органов
чувств, нередко приводит этих
людей к овладению более тонкими
техническими приемами, которые
позволяют им заниматься искусством.
Обладание же пригодным инструментом
не делает необходимым и не
дает повода к тому, чтобы развивать
художественные способности. История
знает немалое число музыкантов
с плохим слухом, художников и
поэтов с плохим зрением. Такую
же врожденную неполноценность
представляет собой леворукость.
Понятно, что окончательный результат
этой борьбы за самоутверждение
зависит от разнообразных факторов,
среди которых важнейшую роль
играет поощрение.
Вторую, пожалуй, самую большую
из всех категорию составляют изнеженные
дети. Они живут симбиотически, и
уже по этой причине у них может не возникнуть
чувства собственной ценности (Вайнманн).
В определенный период жизни, когда такому
существованию приходит конец, они чувствуют
себя изгнанниками из рая. Священную функцию
матери — быть абсолютно надежным человеком,
позволить им почувствовать себя людьми,
живущими рядом с другими, — выполняет