Интеллектуальные тесты и их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

Интеллектуальные тесты предназначены для изучения уро-вня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое прояв-ление индивидуальности, а прежде всего познавательные про-цессы или функции (мышление, память, внимание). Тесты ин-теллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология практикум все пучком.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Российский  государственный социальный университет 

(РГСУ)

(Представительство  в г. Реутов)

 

Факультет Психологии

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Общий психологический практикум»

Тема: «Интеллектуальные тесты и их разновидности»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студент заочной  формы обучения: Рассказов С.В.

Группа: П1

Курс: 2.

 

Работу проверил:

Старший преподаватель

Бычкова Л.А.

 

 

 

 

 

 

2006 

Интеллектуальные тесты предназначены для изучения уро-вня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое прояв-ление индивидуальности, а прежде всего познавательные про-цессы или функции (мышление, память, внимание). Тесты ин-теллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.

К истории  вопроса. 80-е годы 19 века - Гальтон выдвинул идею создания интеллектуальных тестов. Чтобы можно было от-бирать людей с высоким интеллектом. (Гальтон - сторонник евге-ники — улучшение породы человека с помощью искусственного отбора). В 1884 г. Гальтон основал антропометрическую лабора-торию для проверки интеллектуальных способностей.

Данная идея интеллектуального тестирования подхвачена Дж.Кеттелом в конце 19 начале 20 века. Он основал такую же лабораторию в Кембридже, затем при Колумбийском универси-тете и стал изучать интеллектуальные различия по тестам похо-жим на тесты Гальтона. Система из 50 тестов. Оценивалось время реакции на звук, цвет, называние цвета, сила руки, чувствитель-ность, пороги чувствительности, умение различать вес. Они счи-тали, что все психические функции и высшие и низшие находя-тся в единстве. Но система тестов Кеттела не оправдалась. Но именно Дж. Кеттел ввел термин "интеллектуальный тест" в 1890 г.

Первые интеллектуальные тесты разработаны французски-ми учеными Бинэ и Симоном для отбора умственно отсталых детей. Первая шкала (1905) состояла из 30 тестов, расположенных в порядке восходящей трудности и охватывающих широкий диа-пазон функций. Особо выделялись суждения, понимание и рас-суждение, которые Бинэ рассматривал как основные компоненты интеллекта. Во второй шкале (1908) количество тестов было уве-личено и все они были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения примерно 300 нормальными детьми в воз-расте между 3 и 13 годами. В качестве показателя использовался умственный возраст, или умственный уровень, соответствующий возрасту нормальных детей, чьим показателям он равнялся.

Среди многих переводов  и адаптации шкал Бинэ — Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских вариантов — Стэнфордская редакция.

Тесты Стэнфорд — Бинэ. Первый вариант редакции, подго-товленный Терменом и его коллегами по Стэнфордскому универ-ситету в 1916 г., внес так много изменений и добавлений в перво-источник, что в сущности представлял собой новую шкалу. Имен-но в этом варианте был впервые использован коэффициент интел-лектуальности (IQ), или отношение между умственным и хроноло-гическим возрастом. Третья редакция Стэнфордской шкалы (1960) применяется и в настоящее время. Рассмотрим основные ее черты.

Тесты в ней сгруппированы по возрастным уровням: начи-ная с 2 лет до 5 они расположены с полугодовыми интервалами; для возрастов от 5 до 14 лет — годовые интервалы; оставшиеся уровни обозначены как средний взрослый и высший взрослый уровни (1, 2, 3). Интервалы между ними больше, чем один год.

Каждому испытуемому  предъявляются только те задания, которые адресованы к его собственному возрастному уровню. Обычно процедура тестирования начинается с заданий, относящих-ся к более низкому уровню, чем ожидаемый умственный возраст испытуемого. Для испытуемого определяют тот уровень, на кото-ром он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется «основным возрастом». Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят уровень, на котором во всех тестах испыту-емый терпит неудачу. Этот уровень называется «предельным воз-растом». По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Обработка отдельных  тестов шкалы Стэнфорд — Бинэ про-исходит по принципу «всё или ничего». В руководстве для каж-дого теста устанавливается тот минимальный уровень исполне-ния, с которого тест считается выполненным. Умственный возраст субъекта в шкалах Стэнфорд — Бинэ находится путем приписывания ему его «основного возраста» и добавления к этому возрасту нескольких месяцев за каждый правильно решенный тест, нахо-дящийся выше базального уровня. Большинство тестов Стэнфорд — Бинэ непригодны для взрослых, так как характер заданий не позволяет достичь потолка возрастного уровня.

Диагностическое значение любого психологического теста зависит от того, насколько он удовлетворяет некоторым общим требованиям (стандартизация, надежность, валидность.)

Стандартизация. В первоначальном определении психо-логический тест был назван стандартизированным измерением. Стандартизация означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов теста. Стандартизация включает разработку точных инструкций относительно используемых материалов, огра-ничения времени, формулирования устных инструкций испытуемому, указания, касающиеся предварительных предъявлений теста, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения теста. Другим важным этапом в стандартизации теста является установление «нормы». Норма — это нор-мальное, или среднее, выполнение. В процессе стандартизации тест проводится на большой репрезентативной выборке испытуемых того типа, для которого он предназначен. Эта группа называется «стандартизированной выборкой» и служит для установления норм.

Надежность. Надежность теста есть постоянство оценок, полученных одним и тем же индивидом при повторном тестиро-вании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Су-ществуют разные типы надежности. Надежность может быть про-верена в отношении колебаний во времени, какой-либо специфи-ческой выборки заданий или моделей поведения, составляющих тест, роли разных экспериментаторов и др.

Валидность. Самый главный вопрос, задаваемый в отно-шении психологического теста, касается его валидности, т.е. сте-пени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он пред-назначен. Для определения валидности обычно требуется независимый внешний критерий всего того, что тест должен измерять. Проблема валидности тестов Стэнфорд—Бинэ решается с разных сторон. Изучение заданий, предлагаемых в тестах, дает некоторую информацию в отношении их валидности. Содержание этих зада-ний расположено в диапазоне от простого манипулирования до абстрактного рассуждения. Валидность, обозначаемая как «реле-вантность внешнему критерию», определяется главным образом путем корреляций умственного уровня, полученного по шкале, с разнообразными показателями школьных достижений. Большин-ство этих корреляций расположены в диапазоне от 0,40 до 0,75.

Шкала Стэнфорд — Бинэ в течение  многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия вали-дности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться симво-лом интеллекта, а не показателем по определенному тесту.

К вопросу о стабильности IQ. Причиной такого ошибочного понимания IQ была и относительная стабильность его при повто-рных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени. Можно назвать две основные причины такой относительной стабильности. Во-первых, это относитель-ная стабильность окружающей среды, в которой живут испыту-емые. Во-вторых, умения и навыки, полученные на ранних ста-диях развития, не только сохраняются, но и служат предпосыл-ками для последующего обучения. Однако относительная стабиль-ность IQ носит лишь статистический характер. Иначе говоря, лишь в групповых исследованиях могут быть получены достаточно широкие корреляции между повторными испытаниями по шкале Стэнфорд — Бинэ. Изучение же отдельных индивидов обнаружи-вает большие сдвиги показателей IQ, полученных через времен-ные интервалы.

Тесты Векслера. Еще один тип индивидуальных интеллек-туальных тестов представлен шкалами интеллекта Векслера. Эти шкалы отличаются от тестов Стэнфорд — Бинэ некоторыми важными чертами, делающими их похожими по форме на групповые тесты. Другая характерная особенность шкал Векслера состоит во введении двух видов методик — вербальных тестов и тестов на «исполнение» (задания невербального характера, например, сложить фигуру из частей).

В 1949 году Дэвидом Векслером была предложена шкала измерения интеллекта для детей (WISC) в возрасте от 5 до 16 лет. В 1955 г. опубликована вышла усовершенствованная шкала Век-слера для взрослых (WAIS). Она содержит 11 тестов, время про-ведения – 90 – 100 мин. Шесть из них сгруппированы в вербаль-ную шкалу и пять — в шкалу исполнения. В вербальную шкалу входят задания, требующие осведомленности в некоторых обла-стях знания, задания на понимание (смысла пословиц, поведения в некоторых обстоятельствах и т. д.), арифметические задачи (в пределах начальной школы), нахождение сходства, определение словарного запаса, запоминание цифр. Шкала исполнения вклю-чает задания на завершение картинок, конструирование блоков (из кубиков), расположение картинок по порядку и некоторые другие. При выполнении тестов принимается в расчет как скорость, так и точность.

Тесты Векслера нормировались  на выборке в 1700 человек (от 16 до 64 лет). Надежность тестов высока: для полной шкалы она состав-ляет 0,97, для вербальных тестов - 0,96, для тестов исполнения - 0,94.

Данные о валидности шкалы Векслера получены отдельно для вербальных тестов и тестов исполнения. Корреляция оценок по тестам исполнения с успешностью  деятельности канцелярских служащих равна 0,30, а корреляции показателей вербальных тестов с учебой в колледже не превышают 0,50. Помимо этого проверка по валидности осуществлялась путем корреляции шкал Векслера со шкалами Стэнфорд — Бинэ. Получены IQ порядка 0,80 и ниже.

Затем, тест разработанный Давидом Векслером, был модер-низирован Гансом Айзенком. Тест Айзенка наиболее известного у нас в широких массах. (Именно по такому тесту будет проведе-но тестирование в этой контрольной работе). Г. Айзенк при по-строении своего теста, руководствовался следующим соображе-нием: человек может решить практически любую задачу, состав-ленную другим человеком, но различие между людьми будет за-ключаться в том, сколько усилий для этого им требуется, то есть насколько эффективна работа интеллекта. На практике это отра-жается в скорости решения. Поэтому в тесте Айзенка строго ог-раничено время. Кроме того, в этом тесте, в отличие, например, от теста Векслера, используются только задания на числовой и вербальный интеллект (иногда числовой также относят к вер-бальному). В тесте Векслера присутствуют и субтесты невер-бального интеллекта, когда задачи решаются не в знаках, а в образах.

Существенным отличием тестов Г. Айзенка от других сис-тем является то, что они предназначены для тестирования, как детей, так и взрослых. Айзенк рассматривает IQ с абсолютной точки зрения, не вычисляя отношения умственного и физиче-ского возраста.

Групповые тесты интеллекта. (ГИТ) Помимо индивидуаль-ных шкал разработаны групповые тесты интеллекта. Они исполь-зуются преимущественно при массовых обследованиях в системе высшего и среднего образования, в промышленности, армии и при отборе на государственную службу. Артур Отис разработал пер-вую систему ГИТ — армейские, опубликованые в 1917-1919 гг.

Рассмотрим некоторые  принципиальные различия между групповыми и индивидуальными тестами интеллекта. Групповые тесты одновременно могут быть применены на большой выборке испытуемых. Благодаря использованию специальных тестовых брошюр и листов для ответов при групповом тестировании ликви-дирована необходимость во взаимодействии между испытуемым и экспериментатором. Это позволяет обеспечить более стандарт-ные условия при тестировании. Регистрация выполнения и обра-ботка данных при групповом тестировании легче и может быть выполнена машинами. Групповые тесты обычно лучше нормиро-ваны (т.к. в выборке участвуют 100 000—500 000 чел.).

Групповые тесты отличаются от индивидуальных и по фор-ме. Обычно в групповых тестах испытуемый должен выбрать пра-вильный ответ из предлагаемых ему четырех или пяти, задания предъявляют в порядке возрастания трудности.

Наряду с некоторыми положительными чертами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их применение. К недостаткам относятся: уменьшение роли психолога-экспериментатора, отсутствие индивидуального подхода к испытуемым, недостаток дополнительной информации об испытуемых, процессе их работы и пр.

На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики  интеллекта признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умствен-ного уровня вытекало из представлений об интеллектах как общей врожденной способности, лежащей в основе всех достижений чело-века и измеряемой с помощью тестов. В настоящее время эта точка зрения подвергается пересмотру со стороны многих западных пси-хологов. Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетель-ствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помо-щью интеллектуальных тестов определяются не природные разли-чия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложив-шихся к моменту испытания. Не вызывает сомнения, что уровень овладения ими зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Так что IQ - это просто числовой результат, полученный субъектом при выполнении данного теста. И не больше!!! Это не диагноз, не "результат анализа крови". И именно так к этому и нужно относиться.

Информация о работе Интеллектуальные тесты и их разновидности