Исследование тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение уровня школьной тревожности.
Объект: тревожность детей младшего школьного возраста
Предмет: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста
средней общеобразовательной школы п. Новопавловка, Забайкальского края.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Определение тревожности …………………………………………. 4
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение типа личностной тревожности подростков ……………. 10
2.2. Изучение чувства страха у детей дошкольного возраста ………….. 12
2.3. Рисунок несуществующего животного ……………………………….. 15
2.4. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» …………………………… 21
2.5. Влияние типа семьи на уровень тревожности ………………………. 36
Заключение …………………………………………………………………. 42
Список литературы ………………………………………………………….. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование тревожности -курсовая.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………. 3  
Глава 1. Определение тревожности …………………………………………. 4  
Глава 2. Практическая часть  
2.1. Определение типа личностной тревожности подростков ……………. 10  
2.2. Изучение чувства страха у детей дошкольного возраста ………….. 12  
2.3. Рисунок несуществующего животного ……………………………….. 15  
2.4. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» …………………………… 21  
2.5. Влияние типа семьи на уровень тревожности ………………………. 36  
Заключение …………………………………………………………………. 42  
Список литературы ………………………………………………………….. 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. В школьном возрасте главным образом тревога может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.  
Тревожность - (готовность к страху) состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.  
В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. Она обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; у здоровых людей, переживающей психической травмы; 3) у многих групп людей с отклоняющим поведением.  
Исследования направлены на различение: 1) тревожности ситуативной – связанной с конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной – стабильного свойства личности.  
Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.

Цель: изучение уровня  школьной тревожности.

Объект: тревожность детей  младшего школьного возраста

Предмет: уровень тревожности  у детей младшего школьного возраста

средней общеобразовательной  школы п. Новопавловка, Забайкальского края.

Задачи: изучить психологическую литературу по проблеме тревожности;

выявить важные особенности тревожности детей 3 класса;

 

Гипотеза: уровень тревожности  у детей младшего школьного возраста различен.

Исследование проводилось  при помощи следующих методов:  теоретический и эмпирический методы исследования.

Методики: Методика №1 «Тест школьной тревожности Филипса», «Паровозик»,  методика Тейлора,

В исследовании принимали  участие школьники 3 «А» и 3 «Б» класса в количестве 20 человек, в возрасте 9 - 10 лет. Исследование проводилось в апреле - мае 2012года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Проблема тревоги  и тревожности в психологической  литературе.

В современной психологии проблема тревоги и тревожности  является одной из наиболее разрабатываемых. Первым акцентировал свое внимание на данной проблеме З. Фрейд. Также изучением  тревоги и тревожности занимались многие известные психологи. Такие  как К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А. М. Прихожан, Р. Мэй.

В английском языке тревога  и тревожность обозначаются одним  словом - anxiety, и при чтении иностранной  литературы для разведения этих понятий  надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке  это разные слова, и указать на различие между ними довольно просто.

Как справедливо подчеркивал  З. Фрейд: «Проблема тревожности - узловой  пункт, в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить  яркий свет на всю нашу душевную жизнь».

Тревога - это состояние  беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную физическую или  психологическую угрозу. По З. Фрейду, неприятное состояние тревоги является полезным адаптивным механизмом, побуждающим  индивида к защитному поведению  по преодолению опасности.

Тревожность, в свою очередь, это индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную  тревогу по относительно малым поводам. Термин «тревожность» нередко используется и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих  независимо от конкретной ситуации.

В ранних работах З. Фрейда обнаруживается два варианта объяснения тревожности:

как результат разрядки подавленного сексуального влечения;

как сигнал о наличии опасной  ситуации, что требует от индивида адекватного приспособления.

Чаще всего термины  «тревога» и «тревожность» используются в двух смыслах:

тревога как психическое  состояние (непосредственно тревога);

тревога как свойство личности (тревожность).

Основное отличие между  этими терминами заключается  в том, что под тревогой понимают эмоциональное состояние, возникающее  в определенный момент времени и  связанное с конкретной угрожающей ситуацией, а под тревожностью - устойчивое свойство, черту личности, предполагающие повышенную склонность к переживаниям состояния тревоги.

Как справедливо подчеркивал  З. Фрейд: «Проблема тревожности - узловой  пункт, в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить  яркий свет на всю нашу душевную жизнь».

Все люди - индивидуальны  и неповторимы, также как и  их уровень тревожности. Для измерения  подобных индивидуальных различий в 1953 году американский ученый Дж. Тейлор разработал тест, состоящий из ряда утверждений  типа «Мне часто снятся кошмары» или  «Меня легко смутить». Со временем исследователям стало ясно, что существует два вида тревожности: один - как  более или менее устойчивая черта  личности, и второй - как реакция  индивидуума на угрожающую ситуацию. В первом случае речь идет о тревожности  как свойстве личности, а во втором - о тревоге как ситуативной  характеристике, как реакции на предстоящую  угрозу.

Исследуя тревожность  как личностное свойство и тревогу  как состояние, Ч. Д. Спилбергер разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и  «личностную» тревожность. Ситуативная  тревожность - это обычно временное  состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций. Это могут  быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или  неприятными людьми, от которых можно  ожидать чего угодно. В свою очередь, личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным  ситуациям, постоянно предвидя в  них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство  или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда  перед тобой постоянное ожидание опасности.

Самым первым классифицировал  тревожность З. Фрейд. Он выделил  три основных вида тревожности:

объективную, вызванную реальной внешней опасностью;

невротическую, вызванную  опасностью не известной и не определенной;

моральную, определяемую им как «тревожность совести».

Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в  трех основных формах. Во-первых, это  «свободно плавающая», которую тревожный  человек носит повсюду с собой  и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему  объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться  в страх ожидания. Во-вторых, это  фобические реакции, которые характеризуются  несоразмерностью вызвавшей их ситуации, - боязнь высоты, змей, толпы, грома и  т.п. В-третьих, это страх, возникающий  при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием  связи с какой-либо внешней опасностью.

Исходя из классификаций  З. Фрейда и Ч. Д. Спилбергера, можно  заметить, что объективная тревожность  отождествляется с «ситуативной», невротическая - с «личностной». Моральная  тревожность носит интегральный характер и напрямую связана с  силой и значимостью «преступления» моральных принципов, как социальных, так и собственно личностных.

Но не стоит обходить стороной и некоторые другие классификации. Так, например, А. М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

с процессом обучения (учебная  тревожность);

с представлениями о себе (самооценочная тревожность);

с общением (межличностная  тревожность).

И. В. Имедадзе выделяет два  уровня тревожности: низкий (адекватный) и высокий (неадекватный). Низкий необходим  для нормального приспособления к среде. Высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Выше были рассмотрены  авторские классификации видов  тревожности, но, наряду с ними, существует также более общая классификация, в которой принято выделять две  основные категории тревожности: открытую и скрытую. Открытая - сознательно  переживаемая и проявляемая в  поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся  либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и  даже в отрицании его, либо косвенным  путем - через специфические способы  поведения.

К «открытым» формам тревожности  относятся:

острая, нерегулируемая или  слаборегулируемая тревожность;

регулируемая и компенсируемая тревожность (встречается преимущественно  в двух возрастах - младшем школьном и раннем юношеском, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные);

культивируемая тревожность (в основном встречается в старшем  подростковом - раннем юношеском возрасте; тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющего добиваться желаемого). Может  выступать как:) регулятор активности индивида, обеспечивающий его организованность и ответственность,) мировоззренческая и ценностная установка,) способ поиска определенной «условной выгоды» от наличия тревожности.

Формы скрытой тревожности  встречаются примерно в равной степени  во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем  открытая. Одна из ее форм условно названа  «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу  как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные  способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз  в окружающем мире, так и собственных  переживаний.

У таких детей не наблюдается  внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во внутреннем плане личности присутствуют множественные  негативные переживания. Эта форма  очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы  тревожности (в основном - острую, нерегулируемую).

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что проблема тревоги  и тревожности является одной  из главных разрабатываемых проблем  психологии. Ее изучением занимались такие известные психологи, как  З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А. М. Прихожан, Р. Мэй и другие. Наряду с таким многообразием исследователей рассматриваемых нами явлений, существует большое количество классификаций  видов тревожности. Но, несомненно, самая первая из них, которая принадлежит  З. Фрейду, является основной, а все  последующие лишь базируются на ней.

 

2. Определение  тревожности  
Понятие тревожности.  
Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога - переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.  
Согласно другой точке зрения, страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревога — при угрозе социальной (лично¬сти, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положе¬нию в обществе). Т. и страх могут исполь¬зоваться как взаимозаменяемые понятия.  
Различают ситуативную тревогу, характе¬ризующую состояние субъекта в опреде¬ленный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объ¬ективной угрозы выделяется также «объ¬ективная», «реальная» тревога и тревога «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, не угрожающих условиях.  
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности.  
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния тревоги, выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности. Тревожность может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов  
Понятие «тревоги» было введено в психологию 3. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. В философию подобное разграничение введено Кьеркьегором и последовательно 11,[проводится в философии экзистенциализма  .]с. 104 -215  
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование иили как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревога, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте главным образом тревога может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Информация о работе Исследование тревожности