Исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:02, реферат

Краткое описание

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 47.89 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Методы исследования

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения  и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.

Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы  (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения- 

Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в  конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских  действий.

1. Методы исследования  в психологии

Для сбора информации:

 

1. Наблюдение

 

По характеру объекта:  

Внутреннее (самонаблюдение-метод  интроспекций-лат.-гляжу, всматриваюсь внутрь)  и внешнее

По характеру контакта

Непосредственное  и   опосредованное (биографический метод-дневники, письма, изучение литературных источников, изучение документов и продуктов деятельности испытуемых. Фото, теле, кино и звукозаписи ситуаций и явлений)

По упорядоченности времени:

сплошное и выборочное

По информированности  участников

Открытое и закрытое

По характеру взаимодействия с объектом

Включенное и невключенное

По условиям получения  информации

Прямое и косвенное

По условиям осуществления  наблюдения

Полевое и лабораторное

2. Эксперимент

Лабораторный  и               естественный; Констатирующий и формирующий

3. Тест

Тест-опросник

Тест-задание

Тесты достижений

Тесты креативности

Тесты интеллекта

4. Проективные  методы

Методы завершения

Экспериментальные методы

Методы выбора или распределения  по порядку

Конструктивные методы

Ассоциативные методы

5. Опрос

Устный (интервью-структурированное  и неструктурированное)

и письменный (анкета)

опросник самоотчета (одномерный и многомерный)

Для обработки  результатов, их анализа:

Методы математической статистики, методы качественного анализа

 

К ним относятся: Контент-анализ. Факторный анализ. Метод ранжирования и др.


2. Методы исследования  в педагогике Методы накопления  фактов и проверки гипотезы  в педагогическом исследовании

Обобщение независимых характеристик  – выявление и анализ мнений о  результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей

Теоретический анализ –  осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных  педагогической наукой

Методы: Наблюдение как древнейший метод познания – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения 

Без вмешательства в течение  изучаемых психологических явлений.  

Виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение); лонгитюдиальное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное; сплошное; особый вид – включенное наблюдение пре6дусматривает участие исследователя в деятельность, которую он изучает, но не в течение изучаемых психологических явлений. (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Невключенное – без участия исследователя.

Процессы наблюдения: 1. определение целей и задач (для чего)

2. выбор объекта, предмета  и ситуации (что наблюдать)

3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый  объект и наиболее обеспечивающего  сбор необходимой информации (как  наблюдать)

4. выбор способов регистрации  наблюдаемого (как вести записи)

5. обработка и интерпретация  полученной информации (каков результат)

наблюдение входит составной  частью в беседу и эксперимент

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от объекта сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Чем интервью отличается от анкетирования?  

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные, обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование – ответ на вопросы в письменной форме.

Самонаблюдение - непосредственное или отсроченное наблюдение над собой (воспоминания, дневник, мемуары), анализ того, что человек думал, чувствовал, переживал.

Эксперимент –  главный метод психологического исследования – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Лабораторный  эксперимент – специально организованные условия (все по инструкции) - протекает в специальных условиях с применением аппаратуры, объект знает, что проводится эксперимент – многократность проведения эксперимента позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный  эксперимент проводится в обычных условиях, субъект не знает, что проводится эксперимент.

Констатирующий – когда изучаются лишь необходимые психологические явления.

Формирующий – в процессе эксперимента развиваются определенные  качества испытуемых.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты прогностические и диагностирующие. Тесты д.б. научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Метод, во время которого испытуемые выполняют определенные действия и задания исследователя.

Проективные – исследуют разнообразные проявления психики индивидов.

Психокоррекционные – применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции и др.

Анализ результатов  деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Тема 2. Педагогика

Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.

Предмет педагогики – педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества.

Основные категории  педагогики. (Как соотносятся три главные категории педагогики?)

Образование

Воспитание 

 

Учение (обучение)             

 

Развитие

 

 Самообразование и  самовоспитание


Образование – 1. Ценность развивающегося человека и общества

2. Процесс поиска и  усвоения человеком определенной  системы знаний, навыков и умений

3. Результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне  развития познавательных сил,  а также в теоретической и  практической подготовке человека.

4. Система.

Учение – целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учетом требований    современной жизни и деятельности.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

Учитель – преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; создает условия для развития личности учащегося.

Ученик – учится – овладевает передаваемой информацией;

Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

Проявляет инициативу в поиске новых знаний.

Воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Воспитатель передает опыт, накопленный человечеством; вводит в мир культуры; стимулирует к  самовоспитанию; помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях  и найти выход из сложного положения.

Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; работает над собой; обучается  способам общения и манерам поведения.

В результате изменяет свое понимание мира и отношение к  людям и самому себе.

Развитие – хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствован6ию новых навыков и умений.

Самовоспитание - целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Отрасли педагогической науки

 

Педагогика

 

Народная педагогика

 

Методология и теория педагогики

Возрастная (дошкольная и  школьная)

Общая педагогика

История педагогики 

Профессиональная

(производственная)

Теория воспитания,

Теория обучения (дидактика),

Теория организации  и управления в системе образования (школоведение)

Частные методики

Специальная (коррекционная) (глухие, слепые, умственно отсталые, дети с дивиантным поведением)

Исправительно-трудовая

Военная

Высшей школы 

Педагогика труда (образования  взрослых)

Неформального образования  


Место в системе  наук Взаимосвязь педагогики и других наук:

Психология (общая, возрастная и педагогическая, социальная)

Социология (помогает определять задачи воспитания)

Науки о трудовой деятельности

Физиология общая и  возрастная

Исторические науки

Этнология

Философия, этика, эстетика

 

Экономические науки

Политология

Теория управления, кибернетика

 

 

 

Тема 3. Психика  и организм. Мозг и психика. Сознание. Самосознание

План:

1. Какова связь психики  и организма?

2. Какова связь мозга  и психики?

3. Что раскрывает понятие  «психическое»?

4. Сознание

1. Психика  и организм

Психосоматика – направление психологических исследований связи между психикой и организмом.

Существует прямая и обратная связь между особенностями психики  человека и

половой дифференциацией

типом телосложения

здоровьем человека

генетическими особенностями


2. Мозг  и психика

Мозг – центр управления жизнедеятельностью высокоразвитых животных и человека.

Мозг – материальный носитель психики человека.

Правое полушарие                Левое полушарие

3. Что раскрывает  понятие «психическое»?

3.1. Психика

Этимологически слово  психика тождественно слову душа.

Термином «психика» в  психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или  поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных. 

«Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (нервной системы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (Психология. Словарь)

1. психика – это не  материя, а ее свойство. Психика  – некое качество, которое проявляется  только при взаимодействии субъекта  с объектами окружающей среды.  Психика возможна только в  процессе жизнедеятельности живых  организмов. Она сама – процесс,  причем процесс активный.

2. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи. (сложность на уровне клетки – один уровень сложности; сложность нервной системы – другой уровень сложности). Психика отдельного человека – следствие третьего, надорганизменного (социального) уровня организации той же живой материи.

В чем проявляется специфическое  свойство этой организованной в определенную систему материи? Основное свойство – активное отражение окружающей действительности, то есть в активном построении образа окружающего мира. Зачем?

Информация о работе Исследования в психологии