Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

Содержание

Введение.
1.Классификация методов психодиагностики.
2. Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Заключение.
Список используемой литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Классификация методов  психодиагностики, их достоинства и  недостатки

Федеральное Агентство по образованию и науки РФ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Психодиагностика»

по теме: «Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки»

 

Содержание

 

Введение.

1.Классификация методов  психодиагностики.

2. Классификации психодиагностических  методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде,  В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Список используемой литературы:

Введение

 

Психология — очень  молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику  человека, то к словам “высокоорганизованная  материя” нужно прибавить слово  “самая”: ведь мозг человека — это  самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой  наукой начинается с определения  ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как  они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки  зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете  от них осталось и какое понимание  сложилось на сегодняшний день. Слово  “психология” в переводе на русский  язык буквально означает “наука о  душе” (гр. psyche — “душа” + logos — “понятие”, “учение”).

ПСИХОДИАГНОСТИКА — это  область психологической науки  и одновременно важнейшая форма  психологической практики, которая  связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания  индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика»  образован от известных греческих  корней («диа» и «гнозис») и буквально  истолковывается как «различительное  познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

1.Классификация  методов психодиагностики

 

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому  работнику выбор методики, максимально  соответствующей его задаче. Поэтому  такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны  — с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны —  с практическими задачами, ради решения  которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и  должны предопределять выбор диагностируемых  свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного  соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться  для решения разных задач. В овладении  этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические  признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую  классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных  и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз— действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

- получение сведений о  психическом явлении в “чистом”  виде;

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки  исследуемых объектов;

- оценка фактов, полученных  помощью других методов (например, анкетирования);

- проверка рекомендаций  и др.

Другим эффективным методом  исследования является эксперимент. Эксперимент — это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется  незначительными изменениями обычных  условий обучения и воспитания. При  этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в  котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать  исследуемое явление, отвлечься  от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент  предусматривает внедрение в  педагогическую практику результатов  исследования с последующим изучением  изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания  призваны выявить у испытуемого  различные симптомы, связанные с  тестируемым скрытым фактором. Сумма  результатов этих кратких испытаний  говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется  в виду самая простая схема  подсчета тестового балла).

За внешней простотой  научных тестов скрывается большая  исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам  диагностики, для которых, в отличие  от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное  представление) некоторой психологической  переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме  опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд  особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность  теста – соответствие тестовых  заданий и оценок особенностям  культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой  стране.

2. Простота формулировок  и однозначность тестовых заданий  – в словесных и иных заданиях  теста не должно быть таких  моментов, которые могут по-разному  восприниматься и пониматься  людьми.

3. Ограниченное время выполнения  тестовых заданий – полное  время выполнения заданий психодиагностического  теста не должно превышать  1,5-2 часов, т. к. сверх этого  времени человеку трудно сохранить  свою работоспособность на достаточно  высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм  для данного теста –репрезентативные  средние показатели по данному  тесту, - т.е. показатели, представляющие  большую совокупность людей, с  которыми можно сравнивать показатели  данного индивида, оценивая уровень  его психологического развития.

Норма теста – средний  уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого  по ряду социально – демографических  характеристик. Для уверенности  в достоверности результатов  психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”,  “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая , эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется  и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность – характеризует  возможность получения с помощью  данной методики устойчивых показателей.  Надежность психодиагностической  методики можно установить двумя  способами:

-путем сравнения результатов,  получаемых по этой методике  разными людьми

-путем сравнения результатов,  получаемых по одной и той  же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики  – характеризуется тем, в какой  степени получаемые с ее помощью  данные отражают изменения именно  и только того свойства, для  оценки которого данная методика  применяется.

4. Точность – отражает  способность методики тонко реагировать  на малейшие изменения оцениваемого  свойства, происходящие в ходе  психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая  методика, тем тоньше с ее помощью  можно оценивать градации и  выявлять оттенки измеряемого  качества, хотя в практической  психодиагностике не всегда требуется  очень высокая степень точности  оценок.

 

2. Классификации  психодиагностических методов по  Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П.  Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

 

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов  по Й.Шванцаре.

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и  т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных  ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение  испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности  которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических  методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

Авторы этих классификаций  объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты  личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для  пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым  оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для  изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения  не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения  задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи  друг с другом и применяются для  измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные  тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов  на задачи: тесты с предписанными  ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических  методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического  принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых  возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

Информация о работе Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки