Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:23, реферат
Современный менеджмент всё чаще старается использовать в своей работе командные методы.
Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность ведения бизнеса (для успешного управления требуется очень глубокое знание дисциплин), вынуждает компании нанимать для своего управления специфические группы высококвалифицированных специалистов. Наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удаётся выстроить таким образом, чтобы они образовали управленческую команду.
Оглавление
Современный менеджмент всё чаще старается использовать в своей работе командные методы.
Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность ведения бизнеса (для успешного управления требуется очень глубокое знание дисциплин), вынуждает компании нанимать для своего управления специфические группы высококвалифицированных специалистов. Наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удаётся выстроить таким образом, чтобы они образовали управленческую команду.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие современных технологий и социально-экономических отношений находят все большее отражение в изменении концепции структуры работы в организациях. В последние десятилетия в производственной и организационной сфере возрастает потребность в кооперации и технологические процессы требуют интеграции, а обмен информации приобретает глобальный характер
Таким образом, для тех компаний, которые в силу специфики собственной деятельности или в силу специфики тех рынков, на которых им приходится работать вступили в постиндустриальную эру, крайне важным становится вопрос алгоритмов создания таких управленческих команд и рецептов дальнейшего повышения эффективности. Для многих компаний решение этих вопросов становится фактором их выживания.
Команда – это социальная группа, члены которой доверяют своему лидеру.
Управленческая команда – группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.
Использование эффективной управленческой команды приводит к значительному изменению качества рабочей силы, т.к. совместная работа требует самоуправления и более широкого информирования членов команды. Кроме того, развитие образования и современных технологий требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только выполнять одну-две конкретные операции.
Следует отметить, что командные отношения, традиционно включающие такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды.
Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно. Первые исследования командной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов XX века, были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности управленческого труда.
Современные организации обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структурного и функционального состава, что требует внедрения более эффективных организационных форм и методов коллективного управления, которые позволили бы минимизировать время принятия управленческого решения и одновременно повысить его качество, т. е. продуктивность, целесообразность и своевременность. Ситуацию можно разрешить за счет создания хорошо сформированной управленческой команды, улучшающей решение крупных и междисциплинарных проблем.
Все успешно развивающиеся и обладающие высокой конкурентоспособностью фирмы и корпорации строят свое развитие как на основе удовлетворения запросов потребителей, как настоящего времени, так и завтрашнего дня, создавая отделы новой техники, проблемно-перспективные лаборатории и т. д.
Подразделения такого рода характеризуются
повышенной подвижностью организационных
структур — им свойственна «меняющаяся
геометрия», зависимая от смены задач
(переход сотрудников от проекта к проекту,
приглашение внешних экспертов и исполнителей,
создание временных отделов и т. п.). Успешное
функционирование их основывается, в частности,
на повышении инновационных способностей
исследовательской группы, атмосферы
творческого поиска, коллектива единомышленников,
принимающих на себя ответственность
за перспективы развития организации
вместе с администрацией, что, является
проявлением командного подхода в инновационном
менеджменте. Принадлежность отдельного
сотрудника к «философии общего дела»,
т. е. выработка «духа командное», имеет
огромное значение как мотивирующий фактор
для повышения производительности организации
в целом.
Понимание руководителями правил командной
деятельности определяет быстрое и эффективное
решение таких ситуаций, как нечеткое
распределение обязанностей при реализации
проекта, повышение мотивации предметной
деятельностью и осознание причин низкого
личного вклада конкретного члена группы,
устранение межличностных трений и таких,
в которых происходит столкновение личных
мотивов и нужд организации.
Управленческие команды образуют особую
социально-экономическую категорию в
силу их специфики как уникального выразителя
многоцелевых интересов.
Основными предпосылками для этого стали: нарастание информационных потоков; усложнение и ускорение обновления как производственных, так и управленческих технологий; кризисное состояние бюрократического и иерархического управления; смена и дробление ценностных ориентиров высокопрофессиональных управленцев; возрастание неопределенности и сложности управленческой практики, лидерство интеллекта.
Рассматривая управленческую
команду в системе управленческих связей,
можно выделить её особенности:
• это группа лиц, самостоятельно осуществляющая
управление каким-то объектом;
• это группа лиц, между которыми существует
развитая сеть связей, из них системообразующими
являются связи управления;
• это сложно структурированная система,
сочетающая как формальную, так и неформальную
структуру взаимодействия между людьми
по поводу управления;
• это целостная структура, имеющая интегративные
качества, не присущие отдельным элементам.
Управленческая команда в данном отношении
не просто сумма талантов и способностей,
входящих в нее специалистов, а нечто большее,
возникающее из кооперации и интеграции
способностей ее участников;
• это структурированная система, причем
важное место в установлении структуры,
упорядочении связей и отношений играет
не только руководитель. В еще большей
степени влияние оказывает сама команда,
разрабатывающая собственные норм^і/правила
взаимодействия и руководствующаяся ими
в целях выработки эффективных мер воздействия
на управляемый объект;
• это объединение нескольких людей, исполняющих
различные задачи управления, но имеющих
не расходящиеся, а общие интересы и цели,
опосредованные интересами объекта управления;
• это открытая система, взаимодействующая
с внешней средой. Однако открытость определяется
не только тем, что в нее может поступать
любая информация из внешнего мира;
Главное в том, что она характеризует команду
со стороны имеющейся способности упорядочения
своей структуры и структуры организации
в целях повышения эффективности деятельности
в ответ на поступающую информацию или
ресурсы. Именно поэтому управленческая
команда становится управленческой структурой
нового поколения, адаптивной к внешней
среде;
Они шли рука об руку, занимая при этом
всю ширину улицы.
А. Дюма. Три мушкетёра
Командный менеджмент, т. е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий.
Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные форма коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако, как указывают Вудкок и Френсис, такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.1
В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.
Командой называют небольшое количество человек (чаще всего пять-семь, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесённость (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и партнёров к данной общности (группе)2.
Команды принято различать по нескольким основаниям. Одна из самых распространенных классификаций основана на выделении в качестве индикатора рода деятельности, которой призвана заниматься команда. Выделяют следующие типы команд3:
1) занимающиеся подготовкой рекомендаций. Это проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности. В деятельности команд такого рода должны всегда присутствовать быстрое и конструктивное начало и разработка итоговой формулировки, чтобы их рекомендации могли бы быть внедрены;
2) занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо. Деятельность такой группы, как правило, не имеет временных ограничений. Для эффективного руководства ею важно концентрироваться на производительности команды;
3) управляющие процессом. Для такого рода команд важно, чтобы они правильно идентифицировали поставленные перед ними конкретные цели, которые отличаются от целей организации в целом.
Любая команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи. Тип задачи (совместной деятельности) определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки выполнения поставленной задачи; степень контроля рабочей группы со стороны руководства.
Можно сказать, что процесс образования команды – есть процесс образования её внутреннего культурного контекста, другими словами, её субкультуры.
Существует четыре основные
формы внутри командного культурного
контекста (субкультуры) управленческих
групп: «комбинат», «клика», «кружок»,
«команда».
1. «Комбинат».
Основная психологическая характеристика
данной субкультуры — беспрекословное
подчинение ее членов своему сильному
лидеру или, если использовать рабочий
термин оргконсультантов, — командиру.
Основания для подчинения — страх лишиться
места в группе и возможность остаться
без работы в материнской организации,
так как во главе групп с такого рода субкультурами
становятся люди, «имеющие влияние в метрополии».
Группа основана на соблюдении традиционной иерархии. Это очень стабильная групповая культура, действия членов в которой четко определены, решения принимаются оперативно — лидер обладает всей полнотой власти и определяет политику и правила группового взаимодействия. Внешние границы и внутреннее строение группы достаточно жестки. Групповые ценности ставятся выше индивидуальных. Контроль осуществляется непосредственно лидером. Участие в процессе принятия решений в группе определяется местом субъекта во внутригрупповой иерархии. Решения принимаются в результате баланса влияний различных сил на лидера, поэтому последнее слово всегда принадлежит ему.
2. «Клика». Такая группа состоит из людей, абсолютно доверяющих своему лидеру. Лидер «клики» в предпринимательских условиях, на начальной стадии развития организации — это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего.
Группа не имеет жесткой внутренней структуры. Если лидер-визионер считает нужным создать в ней руководящее звено, то оно в основном будет служить для укрепления харизмы лидера и укрепления членов группы в общем видении. Оно может оказывать помощь своим членам и регулировать распределение общих ресурсов, причем принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера.
Группа, как правило, нестабильна, имеет размытые границы: в кризисных ситуациях легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют в ней свои собственные интересы, исходя из собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция. Ценности в такой организации — индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей и разработке проектов, согласуемых с видением лидера, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых. Информация рассматривается как совместное знание, которое не нужно выносить вовне. Отсутствие строгой регламентации групповой деятельности — она подвержена колебаниям в устремлениях лидера.
3.«Кружок». Эта субкультура характеризуется строгим распределением полномочий и сфер деятельности внутри коллектива, высокой степенью формализации и стандартизации. Деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые редко меняются. Источник влияния — статус. Ведущие ценности — синхронность, параллельность, предвиденность. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано. Все идут в одну сторону. Каждый должен чувствовать себя вовлеченным и идентифицировать себя с организацией. Функции и ответственность реализуются с почти автоматической точностью. Характерны ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма.
Руководство такой культуры задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство, повседневная работа осуществляется сама собой. Главная задача лидера типа «транзактор или наставник» состоит в том, чтобы организовать коммуникацию между специалистами. Эффективность ее зависит от рационального распределения работы и личной ответственности исполнителей.
4. «Команда». Для этого типа групп характерны открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются.
Информация о работе Команда в организации и методы её формирования