Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 04:48, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ……………………………………………….………..…..6
1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции …….……...6
1.2 Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…......................................................................................................12
1.3 Понятие профессионально важных качеств………………………....18
1.4 Понятие и типы профессий…………………………………………...20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ……………………………………………………………...23
2.1Обоснование выбора методик исследования коммуникативной компетентности …….……………………………………………………………....23
2.2 Описание результатов исследования………………...……………..…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………….....37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 290.05 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО  «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра Психология

 

                                                                       

 

Курсовая работа на тему:

«Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество»

(на примере разнотипных профессионалов)

 

Студентка 738 группы      Старых Т.А.

Руководитель работы      Сокольская М.В.

 

 

 

ХАБАРОВСК

2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА ……………………………………………….………..…..6

    1.  Подходы и концепции коммуникативной компетенции …….……...6
    2. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…......................................................................................................12
    3. Понятие профессионально важных качеств………………………....18
    4. Понятие и типы профессий…………………………………………...20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ……………………………………………………………...23

2.1Обоснование выбора  методик исследования коммуникативной компетентности …….……………………………………………………………....23

2.2 Описание результатов исследования………………...……………..…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………….....37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..…………...39

 
ВВЕДЕНИЕ 
Человек – социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом.  
В последние годы наблюдается значительная интенсификация отношений в сфере общения. Бурное развитие средств связи и транспорта активизировало обмен информацией разного содержания. Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности. Это относится не только к таким профессиям как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог, врач, социальный работник, где требуется специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий. 
Коммуникативная компетентность относится к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность входит в перечень знаний, необходимых для выпускников вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из важнейших компонентов образования.


Актуальность исследования

Проблема коммуникативной компетентности наиболее актуальна на данный момент, поскольку от уровня развитости коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Общение, является главной составляющей жизни человека, а коммуникативная компетентность - составляющий фактор успешности в общении.  
Коммуникативная компетентность в практическом плане, есть фактор эффективного общения, который складывается из личностной и операциональной составляющих. 
К сожалению, в данный момент эта проблема мало изучена. Существует масса противоречий и несовпадение взглядов, на данную проблему. Исследователи до сих пор не могут определить, какие методики необходимы для наиболее точного и полного определения коммуникативной компетентности.

Цель: выявить взаимосвязь между личностными особенностями и уровнем коммуникативной компетентности профессионалов

Гипотеза: Личностные особенности профессионалов влияют на уровень коммуникативной компетентности

Объект : Коммуникативная компетентность

Предмет: Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество разнотипных профессионалов

Задачи:

1. Изучить теоретические  основы коммуникативной компетентности

2. Изучить методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

3.Изучить специфику профессий  и профессионально важных качеств

4.Дать качественную и  количественную оценку коммуникативной компетентности разнотипных профессионалов

Для решения поставленной цели и задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования:

Теоретически была изучена и проанализирована специальная, методическая и психологическая литература следующих авторов: Андреева Г.М. Буртовая Н.Б., Зимняя И.А., Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Карпов А.В.,Петровская Л.А. и др.

Для реализации эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

  1. Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

  1. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

  1. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Для обработки полученных данных мы использовали метод математической статистики корреляционный анализ по r-критерию Пирсона.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА

 

1.1 Подходы и концепции коммуникативной компетенции

 

В настоящее время в отечественной психологии в исследовании коммуникативной компетентности сложилось два подхода: теоретический и практический.

В рамках теоретического подхода исследователи рассматривают понятие коммуникативной компетентности, процессы, условия и факторы, определяющие ее изменение, разрабатывают теоретические концепции и модели коммуникативной компетентности, определяют ее место и роль в эффективном общении и взаимодействии, выделяют ее структуру.

 Одни авторы рассматривают  коммуникативную компетентность  как отдельную характеристику  личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.А.Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская), другие – как часть более широкого понятия (В.Н. Куницина, В.А.Спивак), третьи – как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н.Емельянов)[4, с. 165].

Представители практического подхода акцентируют свое внимание на процессе развития и совершенствования коммуникативной компетентности: разрабатывают методы развития коммуникативных умений (Л.А. Петровская,В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева, А.С. Прутченков, Е.В.Сидоренко, С.И. Макшанов), реализуют программы повышения коммуникативной компетентности (Г.Н. Николаева,Е.М. Горюнова, И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические рекомендации для эффективного общения (И.Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков) [4, с. 160].

Подходов и концепций относительно проблемы и понятия коммуникативной компетентности в отечественной психологии достаточно много. Так, М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения. По мнению Г.М. Андреевой – это способность к ориентации, а, по мнению Г.С. Трофимовой, ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко утверждает,что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативная гибкость – есть коммуникативная компетентность – такова точка зрения О.И.Муравьевой. Е.В. Клюев и И.Н. Горелова считают, что коммуникативная компетенция – есть рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов [12, с. 64].

В.Н. Куницына определяет коммуникативную компетентность как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающих его, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [6].

Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств, чтобы произвести впечатление на других людей [12,с.3].

Выделяют различные типы коммуникативной компетентности: по качеству – продуктивная и реподуктивная (Л.А. Петровская), первичная и вторичная (Т.Ю. Осипова); по широте – общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов), по специфике – компетентность слушания и компетентность высказывания (И.В. Макаровская). Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В.Яковлева и другие раскрывают содержание понятия компетентность через призму деятельности. Возможно в связи с этим понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», «профессиональная компетентность» употребляются в научных работах как синонимичные. [10, с. 40].

Рассматривая коммуникативную компетентность личности необходимо выделить ее структурные компоненты.

По вопросу о структуре коммуникативной компетентности также имеется несколько подходов:

1) исследователи делают  акцент на когнитивной составляющей  этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев);

2) описание структуры  коммуникативной компетентности  дается через коммуникативные  умения (А.В. Захаров, А.В. Мудрик);

3) Структурными элементами  коммуникативной компетентности  являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативные умения (Е.В. Сидоренко);

4) в составе коммуникативной  компетентности кроме знаний, умений  и навыков выделяются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.). Л.М. Митина выделяет коммуникативную компетентность как отдельную подструктуру профессиональной компетентности наряду с деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной дея-тельности). [10, с. 30].

Ю.Н. Емельянов в структуре коммуникативной компетентности выделяет следующие компоненты:

1. Общие способности (обучаемость);

2. Коммуникативные знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения), собственно невербальные средства; организация индивидом межличностного пространства на своей территории, согласно социальным нормам;

3. Личностные переменные: Я-концепция; пластичная-ригидная установка; экстернальность, интернальность [3, с.78].

Н.Б. Буртовая в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально-психологический  и  психофизиологический уровни. На социально-психологическом уровне коммуникативная компетентность проявляется во взаимодействии людей в процессах деятельности, общения, познания. Коммуникативная компетентность на этом уровне позволяет строить коммуникацию на предвидении ее результатов, удовлетворении социальных потребностей. Ее формирование на этом уровне происходит как стихийно в процессе формального общения и воспитания на основе целенаправленного обогащения знаний, умений, навыков, привычек. Коммуникативную компетентность на индивидуально-психологическом уровне определяют особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, воображения, психическое состояние субъекта. На психихофизиологическом уровне определяют тип высшей нервной деятельности, темперамент, экстра- и интровертированность, возрастные и гендерные различия [2, с.134].

Е.В. Руденский выделяет в коммуникативной компетентности такие составляющие, как коммуникативно-диагностическую (диагностика социально-психологической ситуации); коммуникативно-прогностическую (предвидение результатов общения); коммуникативно-программирующую (подготовка к коммуникации, содержание, цели, приемы); коммуникативно-организационную (средства привлечения внимания к предмету коммуникации).

Он также выделяет семь групп коммуникативных умений:

1. Речевые умения, связанные  с овладением речевой деятельностью  и речевыми средствами общения: умение грамотно и ясно сформулировать  свою мысль; достигать желаемой  коммуникативной цели; осуществлять  основные речевые функции; говорить  выразительно; высказываться «целостно», т.е. достигать целостности высказывания; высказываться логично и связно; выражать в речевой деятельности  собственную оценку прочитанного или услышанного.

2. Социально-психологические умения связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний: умение психологически верно и в соответствии с ситуаций вступать в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать, возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий.

3. Психологические умения, связанные с овладением процессами  самомобилизации, саморегуляции: умения  преодолевать психологические барьеры  в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на  ситуацию общения; адекватно ситуации  общения выбирать жесты, позы, ритм  своего поведения; мобилизоваться  на достижение коммуникативной  цели; распределять свои усилия  в общении.

4. Умение использовать  в общении нормы речевого этикета  в соответствии с конкретной  коммуникативной ситуацией: реализовывать  ситуативные нормы обращения  и привлечения внимания; организовывать  знакомство с партнерами; использовать  ситуативные нормы приветствия; высказывать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

5. Умения использовать  невербальные средства общения: применять паралингвистические  средства общения (интонация, пауза, темп, громкость, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, шум, аплодисменты и т.д.); кинетические  средства общения (жест, мимика); проксемические  средства общения (позы, движения, дистанция  общения).

Информация о работе Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество